о присуждении к исполнению в натуре



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2011 года                                                               г. Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе:

председательствующего судьи                    КРАВЦОВОЙ Е.А.

при секретаре                                             АБЗАЛОВЕ А.В.,

    с участием: истца Григорьева П.П., представителя истца адвоката Васильева А.В., представителя ответчика Ноябрьского таможенного поста Ямало-Ненецкой таможни – Левченко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева П.П. к Ноябрьскому таможенному посту Ямало-Ненецкой таможни о возложении обязанности произвести таможенное оформление транспортного средства без взимания таможенных платежей и выдаче паспорта транспортного средства,

установил:

Истец обратился к ответчику с иском о возложении обязанности произвести таможенное оформление транспортного средства без взимания таможенных платежей и выдаче паспорта транспортного средства. В обоснование исковых требований указал, что в марте 2001 года на основании договора купли-продажи приобрел автомобиль «Линкольн-Навигатор», 1997 года выпуска, идентификационный номер . 28 октября 2002 года истцом был заключен договор купли-продажи спорного автомобиля. 29 октября 2009 года истец поставил транспортное средство на учет в РЭО ГАИ г. Ноябрьска. Постановлением УВД по ВАО г. Москвы от 26 сентября 2006 года об отказе в возбуждении уголовного дела установлено, что паспорт транспортного средства (ПТС) за не соответствует требованиям, предъявляемым к продукции Госзнака. 15 октября 2005 года регистрация автомобиля в 4 отделении МРЭО ГАИ ВАО г. Москвы аннулирована, а паспорт транспортного средства объявлен в розыск. Постановлением РЭО ОГАИ УВД по г. Ноябрьск от 26 октября 2007 года в возбуждении уголовного дела в отношении истца по ч. 1 ст. 325 УК РФ отказано, паспорт транспортного средства аннулирован. Согласно данным, представленным Центральной оперативной таможней, спорный автомобиль таможенное оформление на территории РФ не проходил. В осуществлении таможенного оформления и выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль истцу было отказано, поскольку истцом не произведены таможенные платежи. На момент приобретения автомобиля истец не знал о незаконности ввоза автомобиля на территорию РФ и не может отвечать за таможенное оформление, включая, уплату таможенных платежей. Просит обязать Ноябрьский таможенный пост Ямало-Ненецкой таможни произвести таможенное оформление автомобиля без взыскания таможенных платежей и выдать паспорт транспортного средства.

Ответчиком Ноябрьским таможенным постом Ямало-Ненецкой таможни представлены возражения на исковое заявление. Согласно которым, исковые требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае истцом ставится вопрос о легализации транспортного средства, не прошедшего таможенное оформление на территории РФ, что противоречит закону. Приобретая автомобиль, истец не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, что дает основания говорить о наличии вины истца в форме неосторожности. Поскольку выдача паспорта транспортного средства производится только после завершения таможенного оформления, оснований для выдачи его не имеется.

В судебном заседании истец и его представитель настаивали на иске, привели доводы, изложенные в исковом заявлении. Указали, что истец с 2002 года пользуется спорным автомобилем. В 2007 году при снятии автомобиля с учета было выявлено, что автомобиль не прошел таможенного оформления при ввозе на территорию РФ. Постановлением от 26 октября 2007 года в возбуждении уголовного дела в отношении истца по ч. 1 ст. 325 УК РФ отказано. Истец полагает, что он не должен нести ответственность за лицо, не осуществившее таможенное оформление автомобиля. Данная позиция указана и в определении Конституционного Суда РФ № 248-О-П от 05 февраля 2009 года.

Представитель Ноябрьского таможенного поста Ямало-Ненецкой таможни в судебном заседании с иском не согласилась, приводила доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Также указала, что Ноябрьский таможенный пост не вправе осуществлять таможенное оформление автомобиля. Оформление должен осуществлять декларант. Только после таможенного оформления таможенным органом выдается паспорт транспортного средства.

             Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц Сирсвелашвили В.И., Жуков Б.В., ГИБДД УВД по г. Ноябрьск, МОТОТРЭГ ГАИ УВД по ВАО г. Москвы в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

    Суд, с учетом мнения сторон, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц. Процессуальных препятствий не имеется.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Ноябрьского городского суда от 14 февраля 2008 года установлено, что

в феврале 1998 года в 4-м отделении МОТО ТРЭР УВД ВАО г. Москвы был зарегистрирован автомобиль «Линкольн-Навигатор»,1997 года выпуска, принадлежавший Сирсвелашвили В.И., которым был предъявлен паспорт транспортного средства (далее ПТС) 14 февраля 1998 года взамен ПТС на спорный автомобиль был выдан ПТС В марте 2001 года истец по договору купли-продажи приобрел автомобиль в г. Москве у Жукова Б.В. и в течение полутора лет управлял им по доверенности. 19 октября 2002 года спорное транспортное средство было снято с регистрационного учета в МРЭО Центрального административного округа г. Москвы. 29 октября 2002 года автомобиль зарегистрирован истцом в РЭО ОГИБДД г. Ноябрьска, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства и номерной регистрационный знак

         Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 26 сентября 2005 года, ПТС на автомобиль «Линкольн-Навигатор» по способу печати и качеству произведения полиграфических реквизитов не соответствует требованиям, предъявляемым к продукции Госзнака, что подтверждается справкой от 09 февраля 2004 года об исследовании регистрационных документов произведенного в ЭКЦ при УВД Восточного административного округа г. Москвы. Вследствие чего, 15 октября 2005 года регистрация автомобиля в 4-м отделении МОТОТРЭР ГАИ УВД по ВАО г. Москвы аннулирована, а ПТС <адрес> объявлен в розыск.

         Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 26 октября 2007 года в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 325 УК РФ в отношение истца отказано, аннулированы регистрация автомобиля и ПТС <адрес>, выданный взамен подложного документа - ПТС <адрес>. Свидетельство о регистрации транспортного средства и номерные знаки у истца изъяты.

         Поскольку принадлежащий истцу автомобиль «Линкольн-Навигатор» является автомобилем иностранного производства, 1997 года выпуска, впервые зарегистрирован на территории РФ с выдачей ПТС 14 февраля 1998 года, при перемещении на территорию РФ этот автомобиль подлежал таможенному оформлению.

    В судебном заседании истец и его представитель указали, что приобретя спорный автомобиль, истец получил ПТС № <адрес>, который на момент приобретения автомобиля признавался действительным. Соответственно, являясь добросовестным приобретателем, Григорьев П.П. не должен нести ответственность за виновные действия третьих лиц, не осуществивших таможенное оформление спорного транспортного средства. Так же указали, что данная позиция подтверждается определением Конституционного Суда РФ № 248-О-П от 05 февраля 2009 года.

            Суд не может согласиться с доводами стороны истца в силу следующего.

    Из ранее выданного паспорта транспортного средства следует, что указанный автомобиль был ввезен на территорию Российской Федерации до приобретения его истцом, и, кроме того, был зарегистрирован в органах ГИБДД.

После приобретения Григорьевым П.П. транспортного средства, автомобиль был поставлен органом ГИБДД УВД по г. Ноябрьск на регистрационный учет. В отношении указанного автомобиля органом ГИБДД была проведена проверка, в ходе которой выяснилось, что автомобиль не прошел таможенного оформления, паспорт транспортного средства таможенным органом не выдавался, в связи с чем, регистрация данного транспортного средства в ГИБДД УВД по г. Ноябрьск признана недействительной, автомобиль снят с регистрационного учета.

Как следует из материалов дела, ранее истец обращался в суд с иском к УВД г. Ноябрьск и ГУ Ямало-Ненецкая таможня о признании добросовестным приобретателем и возложении обязанности выдать регистрационные документы и номерные знаки на автомобиль. Решением Ноябрьского городского суда от 14 февраля 2008 года, вступившим в законную силу, истцу в иске отказано.

Кроме того, Григорьев П.П. обращался в суд с заявлением на бездействия Федеральной таможенной службы РФ по взысканию таможенных платежей. Решением Ноябрьского городского суда от 15 марта 2010 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления Григорьеву П.П. также отказано.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с п. 7 указанного Положения о ГИБДД МВД РФ территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов РФ являются структурными подразделениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов РФ и руководят деятельностью подчиненных и специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции. Госавтоинспекция безопасности дорожного движения МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности движения.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств. В силу п. 3 ст. 15 данного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов, дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; при обнаружении признаков сокрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно указанным Правилам, для совершения регистрационных действий с транспортным средством, кроме документов, подтверждающих право собственности на автомобиль, собственник обязан предоставить в орган ГИБДД паспорт транспортного средства.

Таким образом, обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении является наличие паспорта транспортного средства.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01 июля 1997 года. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов транспортных средств выдаются таможенными органами на незарегистрированные транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации после 01 июля 1997 года.

Согласно п. 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств от 23 мая 2005 года паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.

В силу ст. ст. 14, 15 Таможенного кодекса РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Никто не вправе распоряжаться и пользоваться товарами и транспортными средствами, до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ положения Таможенного кодекса РФ носят обязательный характер для всех граждан и подлежат исполнению.

При этом, обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров возложена на лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ. В данном случае, таковым является истце.

Доводы истца о необходимости освобождения его от уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении автомобиля в связи с тем, что он не участвовал в незаконном перемещении автомобиля через таможенную границу и при приобретении транспортного средства не знал и не мог знать о его незаконном перемещении через таможенную границу, суд признает несостоятельными, поскольку процедура таможенного оформления автомобиля включает в себя не только уплату таможенных пошлин и сборов за ввезенный автомобиль, но и выдачу паспорта транспортного средства, к чему, по сути, и сводятся требования истца.

Согласно п. 6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел РФ № 496, Министерства промышленности и энергетики РФ № 192, Министерства экономического развития и торговли России № 134 от 23 июня 2005 года, таможенными органами паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации.

Выдачу паспорта транспортного средства таможенные органы производят после завершения таможенного оформления ввезенного транспортного средства. При этом таможенное оформление предполагает обязательную уплату таможенных платежей.

В соответствии со ст. 328 Таможенного кодекса РФ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом иными федеральными законами возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В силу положений ч. 1 ст. 131 Таможенного кодекса РФ транспортные средства, в отношении которых не завершено таможенное оформление, не могут быть выпущены для свободного обращения, ими никто – ни собственник, ни любое иное лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу, не может пользоваться и распоряжаться.

Таким образом, порядок выдачи таможенными органами паспорта транспортного средства установлен законодательством и выполнение условий, необходимых для получения ПТС является обязательным как для физических, так и для юридических лиц.

Ссылки истца на определение Конституционного Суда РФ № 248-О-П от 05 февраля 2009 года не могут быть приняты судом, так как в данном случае рассматривается возможность обращения взыскания на товары в счет уплаты таможенных платежей, налогов, что не является предметом иска в данном споре.

    Истец в судебном заседании также указывал на то обстоятельство, что его автомобиль не может быть выпущен в обращение в виду не соответствия его требованиям по экологическому классу.

    Между тем, требования о выдаче паспорта транспортного средства с соблюдением требований к экологическому классу двигателя автомобиля истцом не заявлялись, а потому, не могут быть предметом рассмотрения в данном споре.

           При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

решил:

Григорьеву П.П. в удовлетворении исковых требований к Ноябрьскому таможенному посту Ямало-Ненецкой таможни о возложении обязанности произвести таможенное оформление транспортного средства без взимания таможенных платежей и выдаче паспорта транспортного средства - отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Ноябрьский городско суд.

Председательствующий:                       Е.А. Кравцова

Решение в полном объеме изготовлено 30.03.2011г.