о восстановлении в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признании права на получение социальной выплаты



/.../

                        Р Е Ш Е Н И Е

                                       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 ноября 2011 года                                г.Ноябрьск ЯНАО

    Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи                                    Мизиновой Л.Ю.

при секретаре судебного заседания                    Абдуллиной Э.А.

    с участием : истца Ахмадулина Е.А., его представителя Бакуменко С.С., представителя ответчика Кульговой Н.А.

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмадулина Е.А. к Ноябрьскому департаменту по имуществу администрации г.Ноябрьск о восстановлении в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признании права на получение социальной выплаты,

                             у с т а н о в и л:

    Ахмадулин Е.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, к ответчику о восстановлении в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и признании права на получение социальной выплаты для погашения кредитных обязательств по договору ипотеки. В обоснование иска указано, что истец имеет статус «ветерана боевых действий» и проходил службу в составе /.../ на территории /.../. С 25 апреля 2001 года он состоял в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, проживающих на территории г.Ноябрьска. На основании решения общественной жилищной комиссии администрации г.Ноябрьска он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с приобретением в собственность однокомнатной квартиры на основании договора купли-продажи с использованием кредитных средств. Истец считает указанное решение необоснованным, поскольку он, как ветеран боевых действий, длительное время ожидал предоставления жилищной субсидии либо жилого помещения, ежегодно он оформлял заявления на предоставление социальной выплаты и обновлял документы, ответчик ежегодно уведомляет его о том, что жилищная субсидия будет предложена, однако денежные средства на приобретения квартиры не предоставляются. Поскольку он женился и его семье негде было жить, он приобрел в долг квартиру, которая до настоящего времени находится в залоге у банка. Полагает, что он вправе продолжать состоять в списках очередности граждан, поскольку продолжает нуждаться в жилье, и в случае предоставления социальной выплаты сможет погасить кредит и реализовать свои права ветерана боевых действий.

    В судебном заседании истец и его представитель настаивали на иске по тем же основаниям. Также пояснили, что ответчик не знакомил истца с правилами предоставления социальной выплаты. Полагали, что основанием для снятия Ахмадулина Е.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях могло являться только предоставление социальной выплаты, поскольку истец встал на учет до 1 марта 2005 года.

    Представитель ответчика - администрации г.Ноябрьск Кульгова Н.А. с иском не согласилась, указывая, что после приобретения квартиры без каких-либо мер социальной поддержки истец утратил нуждаемость в жилом помещении и основания состоять в списках очередности. Также пояснила, что администрация города Ноябрьска не наделена полномочиями в части обеспечения жилищных прав за счет федерального бюджета.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом в соответствии со ст.40 ГПК РФ, в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.

Представитель соответчика в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве иск не признал, указав, что право на получение социальной выплаты имеют ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а именно вставшие на учет до 1 января 2005 года. Поскольку Ахмадулин Е.А. приобрел квартиру, то в силу ст.51 ЖК РФ утратил право относится к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Судом установлено, что Ахмадулин Е.А. является лицом, относящимся к категории «ветераны», поскольку проходил службу и выполнял служебно-боевые задачи на территории /.../ ( л.д./.../).

26 мая 2005 года Ахмадулину Е.В. было выдано удостоверение участника боевых действий в соответствии с которым он имеет права и льготы, установленные ст.16 ФЗ « О ветеранах».

С 25 апреля 2001 года Ахмадулин Е.А. состоял в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории г.Ноябрьска ( л.д./.../).

По состоянию на 1 января 2008 года истец состоял в списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года по ЯНАО под ( л.д./.../).

С указанного периода, Ахмадулин Е.А. ежегодно подавал через администрацию г.Ноябрьска заявления о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и документы необходимые для такой выплаты ( л.д./.../). Ответчик ежегодно направлял в адрес истца уведомления о возможном предоставлении субсидии и ее размере.

    Однако, с 2001 года Ахмадулин Е.А. не был обеспечен жилым помещением либо социальной выплатой для приобретения жилья.

    ДД.ММ.ГГГГ Ахмадулин Е.А. вступил в брак с И.Д.( л.д./.../).

    Поскольку молодой семье негде было проживать, а вопрос предоставления социальной выплаты не разрешался ответчиками, ДД.ММ.ГГГГ Ахмадуллин Е.А. заключил кредитный договор, согласно которому приобрел однокомнатную квартиру в <адрес>, общей площадью /.../ кв.м. за /.../ рублей. Квартира приобретена истцом с помощью кредитных средств в размере /.../ рублей ( л.д./.../), и с обеспечением обязательств в виде залога квартиры.

    ДД.ММ.ГГГГ право собственности истца на квартиру было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним с обременением – ипотека в силу закона ( л.д./.../).

    4 августа 2011 года на основании решения общественной жилищной комиссии администрации г.Ноябрьска Ахмадулин Е.А. исключен из списков очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории г.Ноябрьска в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения - п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.

    В связи с исключением из указанных списков очередности Ахмадулин Е.А. утратил право и на получение социальной выплаты для приобретения жилья как ветеран боевых действий.

Вместе с тем, указанное решение принято ответчиком без учета значимых обстоятельств, и в нарушение прав Ахмадулина Е.А..

На основании п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона РФ «О ветеранах», истец в том числе, имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

В соответствии со ст.29 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО « О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ( получение социальной выплаты на приобретение ( строительство) жилья) имеют : ветераны боевых действий, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

Согласно п.п.2 п.1.3 Положения, утвержденного постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2006 года № 141-А «Об утверждении Положения об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета», право на получение социальных выплат имеют категории граждан, в том числе и ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года.

    Порядок реализации указанного права зависит от времени постановки на учет в качестве участника боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Закон различает две категории указанных лиц: вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, которым жилье предоставляется в порядке, определенном ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», и вставших на учет после, которым жилье предоставляется в порядке, установленном жилищным законодательством.

В соответствии с п.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и от 5 марта 2009 N 376-О-П).

В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Истец, являясь ветераном, обладает особым правовым статусом, вытекающим из признания его заслуг перед Отечеством. Став юридически собственником жилого помещения, которое находится в залоге у банка, Ахмадулин Е.А. до настоящего времени не реализовал свое право на жилище в полном объеме, и не перестал быть нуждающимся. Право собственности Ахмадулина Е.А. на приобретенное по договору ипотеки жилое помещение возникнет в полном объеме только после полного расчета по кредитному договору. До настоящего времени, истец не имеет возможности приобрести жилое помещение за счет собственных средств, в связи с чем приобрел квартиру в долг.

С учетом изложенных обстоятельств, Ахмадулин Е.А. не может быть лишен права состоять в списках граждан нуждающихся в жилых помещениях для получения социальной выплаты как ветеран боевых действий, вставший на учет до 1 января 2005 года.

При этом следует отметить, что Положение, утвержденное постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2006 года № 141-А « Об утверждении Положения об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета» и Закон ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» не исключают использование предоставленной социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ( ст.18 Конституции РФ).

Конституционная концепция принципа справедливости заключается в том, что справедливость судебного решения требует индивидуального подхода к обстоятельствам дела, а не формального применения правовых норм. Результатом осуществления правосудия является законный и справедливый судебный акт.

Учитывая изложенное, суд считает, что право Ахмадулина А.Е. подлежит судебной защите. Данное право является специальным и истец не может быть лишен его реализации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,67,194-198 ГПК РФ,суд

                                     р е ш и л :

Обязать администрацию муниципального образования г.Ноябрьска восстановить Ахмадулина Е.А. в списках граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Признать за Ахмадулина Е.А. право на получение социальной выплаты в соответствии с Положением утвержденным постановлением Администрации ЯНАО от 6 апреля 2006 года № 141-А «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета».

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий:подпись

/.../

/.../

/.../