РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2011 года г. Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Е.А.
при секретаре Багмановой А.А.,
с участием: представителя истца – Семенова В.В., ответчика Головань А.В., представителя ответчика Любимого В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное управление №7 «Сибнефтегазмонтаж» к Головань А.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
установил:
Истец обратился с иском к ответчику о взыскании стоимости неосновательного обогащения. В обоснование требований указал, что ответчик состоял в трудовых отношениях с истцом с 24 апреля 2009 года по 07 октября 2011 года. 02 декабря 2009 года между ООО СУ №7 «Сибнефтегазмонтаж» и И.Н. был заключен договор аренды <адрес>. Квартира арендовалась истцом для производственных нужд. Размер арендной платы составлял /..../ рублей ежемесячно. Дополнительным соглашением № 1 от 01 декабря 2010 года указанный договор был продлен по 31 октября 2011 года. Всего за период со 02 декабря 2009 года по 01 октября 2011 года истцом по договору было оплачено /..../ рублей. По устному заявлению ответчика квартира была предоставлена ему для проживания. Истец полагает, что снимая квартиру у иного физического лица, Головань А.В. потратил бы аналогичную сумму на указанный период времени, просит взыскать с ответчика стоимость неосновательного обогащения в сумме /..../ рублей, а также судебные расходы.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал, приводил доводы, изложенные в иске. Так же указывал на применение к правоотношениям сторон именно положений Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении. При этом, не отрицал того обстоятельства, что жилое помещение арендовалось для производственных нужд предприятия, ответчик обязательств по оплате по договору не принимал, на момент заключения указанного договора предприятие знало об отсутствии у стороны ответчика обязательств по договору аренды.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Указал, что проживал в спорной квартире с декабря 2009 года по 30 мая 2011 года. Обязательств по оплате по заключенному 02 декабря 2009 году договору аренды не принимал.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что в сентябре 2009 года ответчик обратился к работодателю с вопросом об улучшении материального положения. На что руководителем предприятия было выражено согласие на оплату съемного жилья для Головань А.В. и его семьи. Ответчиком была подобрана спорная квартира, 27 ноября 2009 года между Головань А.В. и И.Н. был заключен договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Сумма арендной платы по договору составила /..../ рублей ежемесячно. Договор заключен с 11 декабря 2009 года по 11 ноября 2010 года. Однако, поскольку предприятие ООО СУ №7 «Сибнефтегазмонтаж» не имело возможности по бухгалтерским документам произвести оплату по указанному договору, был заключен спорный договор аренды от 02 декабря 2009 года между истцом и И.Н.. При этом, на договоре аренды, заключенном между ответчиком и И.Н. от 27 ноября 2009 года стоит виза руководителя ООО СУ №7 «Сибнефтегазмонтаж» об оформлении договора. После чего, 27 ноября 2009 года между ответчиком и И.Н. был заключен еще один договор аренды вышеобозначенного жилого помещения с аналогичным сроком действия, в соответствии с которым арендная плата составляла /..../ рублей. Общая сумма по договорам аренды составила /..../ рублей, из которых истец оплачивал арендодателю /..../ рублей, ответчик /..../ рублей. При этом, представитель ответчика в обоснование своих доводов ссылался на положения ч. 4 ст. 1109 ГК РФ, в соответствии с которым, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства. На момент заключения договора аренды жилого помещения истцу было достоверно известно о том, что у ответчика отсутствуют обязательства по указанному договору. В связи с чем, отсутствуют основания для взыскания суммы неосновательного обогащения с ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания установлено, что ответчик состоял в трудовых отношениях с ООО СУ №7 «Сибнефтгазмонтаж» с 24 апреля 2009 года по 10 октября 2011 года (л.д./..../). 02 декабря 2009 года между истцом и И.Н. был заключен договор аренды жилого помещения, в соответствии с условиями которого, арендодатель передает во временное пользование арендатору жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д./..../.). Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности И.Н. (л.д. /..../). В соответствии с условиями договора аренды, жилое помещение предоставляется арендатору для проживания сотрудника организации. Размер арендной платы составляет /..../ рублей в месяц. Срок действия договора с 01 января 2010 года по 01 декабря 2010 года. Согласно описи имущества к договору аренды жилого помещения от 02 декабря 2009 года Головань принял от И.Н. обозначенное в описи имущество (л.д./..../). Дополнительным соглашение №1 к договору аренды жилого помещения от 02 декабря 2009 года срок действия указанного договора продлен на срок с 01 декабря 2010 года по 31 октября 2011 года (л.д./..../). Истцом за период со 02 декабря 2009 года по 01 октября 2011 года было оплачено по договору аренды /..../ рублей (л.д./..../).
Сторона истца полагает, что к спорным правоотношениям должны применяться нормы права о неосновательном обогащении, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Однако, суд не может согласиться с позицией истца в силу следующего.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
При этом, с силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами в данном споре является отсутствие у ответчика обязательства по возврату денежных средств, а также известность указанного обстоятельства лицу, требующему возврата неосновательного обогащения, в данном случае, истцу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, каких-либо договоров по пользованию вышеобозначенной квартирой между ООО СУ №7 «Сибнефтегазмонтаж» и Головань А.В. не заключалось. Нет указания на обязательства по оплате съемного жилья и в трудовом договоре, заключенным с ответчиком. Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании и представителем истца. Как пояснил в судебном заседании представитель истца, спорная квартира арендовалась для проживания работников предприятия. Таким образом, у Головань А.В. отсутствовали обязательства перед истцом по оплате арендной платы за жилье.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что жилое помещение предоставлялось ответчику для проживания в целях улучшения его материального положения. После обращения Головань А.В. с данным вопросом к руководителю предприятия, последним было выражено согласие на оплату съемного жилья для Головань А.В. и членов его семьи. При этом, Головань А.В. была подобрана спорная квартира, а 27 ноября 2009 года между ответчиком и И.Н. был заключен договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с условиями договора, сумма арендной платы по договору составила /..../ рублей ежемесячно. Договор заключен с 11 декабря 2009 года по 11 ноября 2010 года. Однако, поскольку предприятие ООО СУ №7 «Сибнефтегазмонтаж» не имело возможности оформить оплату по указанному договору, был заключен спорный договор аренды от 02 декабря 2009 года между истцом и И.Н. При этом, на договоре аренды, заключенном между ответчиком и И.Н. 27 ноября 2009 года, стоит виза руководителя ООО СУ №7 «Сибнефтегазмонтаж» об оформлении договора. После чего, 27 ноября 2009 года между ответчиком и И.Н. был заключен еще один договор аренды вышеобозначенного жилого помещения с аналогичным сроком действия, в соответствии с которым арендная плата составляла /..../ рублей. Таким образом, общая сумма по договорам аренды составила /..../ рублей, из которых истец оплачивал арендодателю /..../ рублей, ответчик /..../ рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными стороной ответчика доказательствами (л.д. /..../).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля руководитель ООО СУ №7 «Сибнефтегазмонтаж» В.И. показал, что договор аренды жилого помещения от 02 декабря 2009 года имел место быть. Обозначенная в договоре аренды квартира снималась для размещения работников предприятия. При этом, предприятие, действительно, оплачивало арендную плату за проживание ответчика в квартире. По устному соглашению между сторонами, Головань А.В. должен был отработать определенное количество лет на предприятии, в противном случае, обязался вернуть уплаченную предприятием сумму арендной платы. При этом, никаких договоров с ответчиком не заключалось. По заключенным между И.Н. и Головань А.В. договорам аренды от 27 ноября 2009 года пояснить ничего не может. Свою визу на договоре аренды от 27 ноября 2009 года, в котором арендная плата за квартиру обозначена в /..../, расценивает как указание рассмотреть варианты оформления.
Допрошенная в качестве свидетеля А.А. показала, что работает на предприятии с ДД.ММ.ГГГГ в должности /..../. Пояснила, что в соответствии с заключенным 02 декабря 2009 года предприятием и И.Н. договором аренды, предприятие оплачивало арендную плату за проживание ответчика по 30 мая 2011 года. Об обстоятельствах, предшествующих заключению договора аренды от 02 декабря 2009 года ей не известно.
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу о том, что перечисляя денежные средства по договору аренды жилого помещения от 02 декабря 2009 года, истец производил оплату добровольно и намеренно при отсутствии какой-либо обязанности со стороны ответчика перед ООО СУ №7 «Сибнефтегазмонтаж».
Пояснения стороны ответчика последовательны и логичны, подтверждаются представленными доказательствами. Тогда как стороной истца доказательств в подтверждение своих доводов не представлено, руководителем предприятия в судебном заседании однозначного ответа по распорядительному действию по договору от 27 ноября 2007 года не дано.
Кроме того, в течение более полутора лет истец не ставил вопрос не только о взыскании соответствующих платежей с ответчика, но даже о необходимости подписания с Головань А.В. какого-либо договора относительно его пользования его спорной квартирой. Требования о взыскании суммы неосновательного обогащения были заявлены лишь после увольнения ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,67,194-198, ГПК РФ, суд
решил:
Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное управление №7 «Сибнефтегазмонтаж» в удовлетворении исковых требований к Головань А.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней через суд г. Ноябрьска.
Председательствующий: Е.А. Кравцова