РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2011 года г. Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
В составе:
председательствующего судьи Кравцовой Е.А.
при секретаре Багмановой А.А.,
с участием: представителя заинтересованного лица Администрации МО г. Ноябрьск – Иванова Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Акибовой Т.Р. о признании бездействия незаконным,
установил:
Заявитель обратилась в суд с настоящим заявлением. В обоснование требований указала, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит ей и членам ее семьи по /..../ доли на праве общей долевой собственности. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором проживает заявитель, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения <адрес> включены в Перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Ноябрьск, установлен срок сноса дома за счет собственных средств собственников до ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель обратились в Администрацию МО г. Ноябрьск с заявлением о принятии решения об изъятии земельного участка. В нарушение требований статьи 32 ЖК РФ до настоящего времени Администрация МО г. Ноябрьск не приняла решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд и соответственно решение об изъятии принадлежащего Акибовой Т.Р. на праве собственности жилого помещения. Бездействие Администрации МО г. Ноябрьск нарушает жилищные права заявителя.
В судебном заседании заявитель не присутствовала, просила о рассмотрении заявления в ее отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО г. Ноябрьск в судебном заседании с заявлением не согласился, указал, что распоряжением Администрации МО г. Ноябрьск от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок для сноса дома собственниками жилых помещений ДД.ММ.ГГГГ. Изъятие земельного участка не может быть осуществлено ранее истечения установленного срока для самостоятельного сноса дома.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений отнесено признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу пункта 47 Положения комиссия по результатам работы, включающей в себя: изучение представленных документов, осмотр жилого дома, возможные дополнительные обследования; принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 49 указанного Положения к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, Акибова Т.Р. З.З., и /..../ Х.З, и А.З. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д./..../).
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д./..../).
Частью 1 статьи 32 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в пункте 22 Постановления от 2 июля 2009 года за № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы части 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ.
Таким образом, изъятие жилого помещения собственника по сносу дома не в связи с выделением земельного участка под строительство, а по аварийности осуществляется на тех же условиях, как и при изъятии для муниципальных нужд. В этом случае исключается необходимость предупреждения собственника о сносе дома за год до его сноса.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Распоряжением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отселении физических лиц и сносе многоквартирного дома» установлен срок, в который собственники помещений в многоквартирном <адрес> должны осуществить своими силами снос дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Установленный в распоряжении органом местного самоуправления срок на момент рассмотрения настоящего заявления не истек. Соответственно, возложение на орган местного самоуправления обязанности по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором располагается жилой дом, изъятии жилых помещений путем выкупа у собственников квартир, а также по регистрации решения в Ноябрьском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО возможно лишь после истечения срока, установленного для сноса дома за счет собственных средств собственников.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления Акибовой Т.Р. Решение органа местного самоуправления в части установления разумных сроков заявителем не обжалуется. Бездействия Администрации МО г. Ноябрьск судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Акибовой Т.Р. в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А. Кравцова