о признании права на получение субсидии



                                        Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2011 года                             город Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                Кравцовой Е.А.

при секретаре судебного заседания               Багмановой А.А.,

с участием: представителя истца Улитина Б.И., представителя ответчика Администрации МО г. Ноябрьск – Кульговой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеенко А.И. к Администрации муниципального образования город Ноябрьск и Правительству ЯНАО о признании права на получение субсидии,

установил:

Истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, уточненными в ходе судебного заседания. В обоснование требований указал, что в 2009 году собрал необходимый пакет документов для участия в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Однако, выдача сертификатом началась только в июле 2011 года, к указанному времени у истца истек срок действия справки об /..../. В виду отпускного периода в Бюро МСЭ переосвидетельствование истца было произведено только в сентябре 2011 года. При этом причина пропуска срока переосвидетельствования с 01 июня 2011 года по 21 сентября 2011 года признана уважительной. С ДД.ММ.ГГГГ установлена /..../ группа /..../ бессрочно. После получения новой справки об /..../ Алексеенко А.И. обратился в Администрацию МО г. Ноябрьск, на что ему было указано, что выдача жилищных сертификатов закончилась 23 июля 2011 года, право на получение сертификата потеряно. Истец полагает, что имеет право на получение жилищного сертификата в 2011 году.

Истец в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал, приводил доводы, изложенные в исковом заявлении. Указал, что на момент поступления сертификатов истец имел право на его получение. Требование ответчика о предоставлении справки об /..../ не соответствует требованиям п. 44 Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Истцом справка МСЭ не представлена по не зависящим от него обстоятельствам.

Представитель Администрации МО г. Ноябрьск в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что Администрация МО г. Ноябрьск не занимается оформлением сертификатов. На Администрацию МО г. Ноябрьск возложена обязанность лишь по сбору пакета документов и выдаче выписанных сертификатов. Выдача сертификатом производилась с мая по июль 2011 года. Справка МСЭ не была представлена Алексеенко А.И., по данной причине сертификат не был выдан, также, истец снят с очереди.

Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа своего представителя в судебное заседание не направило, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направлен письменный отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не был представлен полный пакет документов, необходимых для выдачи сертификата.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, процессуальных препятствий для этого не имеется.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее по тексту–подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее по тексту – Правила) федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. Право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О жилищный субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и пп. «з» п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане РФ, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Север, относящиеся к категории инвалидов первой и второй групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет не менее 15 календарных лет.

ст. 6 Закона «О жилищный субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту - Закон) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, подают соответственно в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов:

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.;

выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров);

копия пенсионного удостоверения и справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для пенсионеров;

справка учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных;

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что Алексеенко А.И. является /..../ группы (л.д./..../). Истец проживает и зарегистрирован в жилом помещении – <адрес> (л.д./..../), изъявил желание стать участником программы «Жилище» и получить жилищную субсидию на состав семьи семь человек, в связи с чем, обратился с соответствующим заявлением в Администрацию МО г.Ноябрьск 25 ноября 2009 года (л.д./..../). Аналогичное заявление (рапорт) было написано Алексеенко А.И. 4 июня 2010 года (л.д./..../). При этом, как следует из содержания приложения в заявлении, истцом представлен необходимый пакет документов, в том числе, справка МСЭ.

    В силу п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

При этом, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета (п. 22 Правил). Повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 22 настоящих Правил (п. 23 Правил).

В соответствии с протоколом заседания окружной комиссии по вопросам социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 апреля 2011 года , принято решение о предоставлении Алексеенко А.И. социальной выплаты при условии предоставления заявления на выдачу сертификата и обязательства о передаче занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления. 18 апреля 2011 года Алексеенко А.И. указанное уведомление получил (л.д./..../).

В соответствии с п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

В силу п.п. 27, 30 Правил выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов. Органы исполнительной власти в установленном ими порядке ведут реестр выданных сертификатов раздельно в отношении каждой категории граждан, указанной в пункте 5 настоящих Правил.

Как следует из выписки из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Алексеенко А.И. состоит в указанном списке под номером составом семьи /..../ человек (л.д./..../). В соответствии с выпиской из сводного списка истец значится в указанном списке под номером (л.д./..../).

Согласно п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5; документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений; технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил.

    Как установлено в судебном заседании и подтверждено показаниями свидетеля Н.М., истцом указанный пакет документов был представлен. Однако, ответчиком от истца дополнительно была затребована справка МСЭ.

    Поскольку вышеобозначенный перечень необходимых документов является исчерпывающим, требование о предоставлении справки МСЭ являлось необоснованным. Кроме того, на момент поступления сертификатов истец был признан участником подпрограммы, соответственно, имел право на социальную выплату.

    Кроме того, Алексеенко А.И. не имел возможности представить указанную справку по не зависящим от него обстоятельствам, поскольку Бюро МСЭ в период с мая по сентябрь 2011 года не осуществляло деятельность по переосвидетельствованию. При этом, причина пропуска истцом срока переосвидетельствования с 01 июня 2011 года по 21 сентября 2011 года была признана Бюро уважительной. С ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена /..../ группа /..../ бессрочно.

    Таким образом, истец имел право на социальную выплату, однако, он не смог ею воспользоваться по не зависящим от него обстоятельствам. Кроме того, как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, в настоящее время истец не состоит в списке участников подпрограммы, поскольку был снят с учета, соответственно, правом на получение социальной выплаты воспользоваться не сможет.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

     При таких обстоятельствах, суд полагает, что право истца подлежит защите.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Алексеенко А.И. право на получение жилищной субсидии (жилищного сертификата) в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в составе целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2011 году с момента подачи заявления 25 ноября 2009 года.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий                                         Е.А. Кравцова