о признании права на получение социальной выплаты



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года                                                                  город Ноябрьск

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи               Быстрецких Г.М.,

при секретаре судебного заседания         Смокиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3280-2011 по иску Тукчурина Р.Р. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации города Ноябрьска о признании права на получение государственного жилищного сертификата без передачи жилого помещения органу местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Истец просит признать за ним право на получение жилищной субсидии (жилищного сертификата) в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы «Жилище» на состав семьи 2 человека, в том числе на <данные изъяты> Тукчурину З.Г., без передачи занимаемого им жилого помещения органу местного самоуправления.

В обоснование требований указал, что является <данные изъяты>, проживает в районе Крайнего Севера с 1982 года, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, не имеет. Решением окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, изъявившим желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 году, было принято решение о предоставлении истцу государственного жилищного сертификата при условии передачи занимаемого им жилого помещения в муниципальную собственность. Истец полагает, что указанное решение в части возложения обязанности по передаче жилого помещения нарушает его жилищные права и не может быть исполнено, поскольку квартира, в которой он проживает, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит <данные изъяты> Чикиревой Г.Р. и N N на праве общей долевой собственности, которые в свою очередь не изъявляли желания получить государственный жилищный сертификат.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, направил в суд своего представителя по доверенности Коробкину Е.С.

Представитель истца Коробкина Е.С. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации города Ноябрьска, Гоцалюк В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Поскольку истец проживает в квартире, которая принадлежит членам его семьи - <данные изъяты>

на праве собственности. Граждане, соглашаясь с условиями участия в подпрограмме, обязаны передать ранее занимаемые жилые помещения в муниципальную собственность независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением.

Представитель ответчика - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, направил в суд письменный отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку участие истца в подпрограмме было добровольным, он был ознакомлен с условиями подпрограммы, согласился с ними.

Третьи лица Тукчурина З.Г. и Чикирева Г.Р., являющаяся также законным представителем третьего лица несовершеннолетнего N, в судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный Закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года №125-ФЗ устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

    Статья 1 указанного Закона предусматривает, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

    <данные изъяты>

Согласно статье 4 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы".

Согласно статье 6 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

В соответствии подпунктом «в» пункта 16.1. Правил гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

При этом Правилами не установлен механизм регулирования правовых отношений, связанных с предоставлением социальных выплат гражданам-участникам подпрограммы, которые проживают совместно с членами семьи, не желающими выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В судебном заседании с достоверностью установлено и не оспаривалось сторонами, что истец проживает в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа с 1982года, является <данные изъяты>, проживает и зарегистрирован <данные изъяты> в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности <данные изъяты> Чикиревой Г.Р. и N

Истец изъявил желание стать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и получить государственный жилищный сертификат на одного человека, в связи с чем, обратился с соответствующим заявлением на имя Главы Администрации города Ноябрьска, указав, что не имеет в настоящее время жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

    27 декабря 2010 года окружной комиссией было принято решение о предоставлении истцу социальной выплаты в 2011 году при условии предоставления заявления на выдачу сертификата и обязательства о передаче 2/3 доли общей площади в натуре в занимаемом жилом помещении органам местного самоуправления.

    Вместе с тем, согласно статье 6 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», соблюдение условия о передаче жилого помещения органу местного самоуправления, применительно к истцу, возможно лишь при наличии у него жилого помещения, принадлежащего на праве собственности.

Из материалов дела следует, что истец принял решение стать участником программы «Жилище», но какого-либо жилого помещения в собственности не имеет. В качестве членов семьи, претендующих на получение социальной выплаты, истец свою дочь и внука, являющихся собственниками жилого помещения, не признавал и не указывал. Обязательств по сдаче жилья истец на себя не принимал, и не мог принять, так как квартира не принадлежит ему на праве собственности, и он не пользуется жильем по договору социального найма. Совершеннолетняя дочь истца не изъявляла желание участвовать в подпрограмме «Жилище», право на получение жилищной субсидии за ней не признано, обязательств о передачи своего имущества в случае предоставления жилищной субсидии матери, она не давала.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязанностями государства являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституционный принцип справедливости заключается в том, что справедливость судебного решения требует индивидуального подхода к обстоятельствам дела, а не формального применения правовых норм. Результатом осуществления правосудия является законный и справедливый судебный акт.

Истец, <данные изъяты>, в связи с состоянием здоровья намерен вместе с супругой, выехать из районов Крайнего Севера в более благоприятный для проживания регион.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Судом учитывается, что принятие истцом обязательства о сдаче занимаемой жилой площади с учетом того, что социальная выплата не будет предоставлена собственникам данного жилого помещения, повлечет за собой нарушение гарантированных жилищных прав - права собственности Чикиревой Г.Р. и N

При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Тукчуриным Р.Р. право на получение жилищной субсидии (жилищного сертификата) в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в составе целевой    программы « Жилище» на состав семьи два человека без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.

    Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий:                   Г.М. Быстрецких