Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2011 года город Ноябрьск
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Быстрецких Г.М.,
при секретаре судебного заседания Смокиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3436-2011 по иску Черновой З.И. к администрации г. Ноябрьска и Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на участие в программе по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа без передачи занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Истец просит признать за ней право на участие в программе «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населённые пункты юга Тюменской области без передачи занимаемого ею жилого помещения органу местного самоуправления.
В обоснование требований указала, что имеет право на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения на юге Тюменской области. В 2011 году истец обратилась в администрацию г. Ноябрьска с заявлением об участии в программе "Сотрудничество». В августе 2011 года она получила письмо из Администрации г. Ноябрьска, согласно которого социальная выплата по программе «Сотрудничество» может быть ей предоставлена при условии передачи (возмещения денежными средствами) 1/3 доли общей площади в занимаемом жилом помещении администрации г. Ноябрьска. С этими условиями предоставления социальной выплаты истец не согласна, поскольку квартира, в которой она проживает находится в собственности <данные изъяты> Барабашовой И.В., в указанной квартире проживает также <данные изъяты> Барабашов В.В.. Барабашовы переселяться по программе «Сотрудничество» не намерены. Полагает, что ставить условие о передаче органу местного самоуправления занимаемого жилого помещения возможно лишь в случае нахождения такого жилого помещения в собственности или в пользовании на условиях договора социального найма.
Истец в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Третьи лица Барабашова И.В. и Барабашов В.В. в судебном заседании также просили исковые требования удовлетворить.
Представитель соответчика - администрации города Ноябрьска в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил вынести решение в соответствии с законом.
Представитель соответчика - Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд возражения, согласно которым, социальные выплаты по программе «Сотрудничество» предоставляются из бюджета Тюменской области. Формирование списков граждан-участников программы «Сотрудничество», осуществляется в году, предшествующем году предоставления социальных выплат, в 2011 году условия и порядок предоставления социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» регулировались Положением о порядке предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденном постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2005 года № 248. Данным Положением предусмотрено предоставление жилищной субсидии без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления, в случае если граждане, выезжающие из автономного округа и совместно с ними проживающие члены семьи, не желающие выезжать, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий на основаниях, предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Нуждаемость в улучшении жилищных условий у истца отсутствует.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно решения от 07 июля 2011 года принятого на заседании Окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из ЯНАО, о предоставлении Черновой З.И. социальной выплаты при условии передачи (возмещении денежными средствами) 1/3 доли общей площади в занимаемом жилом помещении органу местного самоуправления.
Суд считает, что в данном споре подлежит применению Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по представлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области» утвержденное Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 года № 437-П, поскольку решение о предоставлении жилищной субсидии принималось 07.07.2011г.
Суд не принимает довод ответчика о том, что Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по представлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области» утвержденном постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 года № 437-П не распространяется на спорные правоотношения, поскольку списки граждан-участников программы «Сотрудничество» осуществляются и формируются в году, предшествующем году предоставления социальных выплат.
Спорные правоотношения носят длящийся характер, также поэтому к ним подлежит применению действующее с 07.08.2011 г. Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по представлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области» утвержденном постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 года № 437-П, а не Положение о порядке предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденном постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2005 года № 248, на которое ссылается ответчик.
Пунктом 5.1 Положения предусмотрено, что граждане, включенные в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на 2011 год, реализуют свое право на получение социальной выплаты в 2011 году согласно постановлению Губернатора автономного округа от 24 июня 2005 года N 248 "Об утверждении Положения о порядке реализации мероприятий областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2004 года N 150 "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области".
Истец же реализует свое право на получение социальной выплаты в 2012 году.
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что право на получение социальных выплат для приобретения жилья имеют граждане, постоянно проживающие в ЯНАО, выезжающие из автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие социальные выплаты (субсидии) на эти цели.
Истец имеет общий стаж работы в районе Крайнего Севера более 15 лет, не имеет жилья в других регионах Российской Федерации и ранее не получала субсидии (социальные выплаты) на его приобретение, поэтому имеет право на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения на юге Тюменской области.
Истец с 1982 года проживает и зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 9), принадлежащем на праве собственности <данные изъяты> Барабашовой И.В. (л.д. 10).
Истец обратилась в администрацию г. Ноябрьска с заявлением об участии в программе «Сотрудничество», указав, что согласна с тем, что при переселении обязана сдать занимаемое жилое помещение путем его размена или выплаты денежной компенсации, однако пояснила, что заблуждалась при написании заявления.
07 июля 2011 года на заседании Окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из ЯНАО, было принято решение о предоставлении истцу социальной выплаты при условии передачи (возмещении денежными средствами) 1/3 доли общей площади в занимаемом жилом помещении органу местного самоуправления.
В силу пункта 4.2.2 положения, в случае принятия гражданином-получателем социальной выплаты решения не отчуждать жилое помещение (долю жилого помещения) в муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по норме предоставления, указанной в пункте 4.2 Положения (33 кв.м. для одиноко проживающего гражданина-получателя социальной выплаты), и общей площадью жилого помещения (доли жилого помещения), отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. При этом предоставление социальной выплаты гражданину-получателю социальной выплаты и членам его семьи возможно, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, применяемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 15 квадратных метров. В остальных случаях предоставление социальной выплаты возможно при исполнении ими условия, предусмотренного подпунктом "в" подпункта 4.2.1 Положения, а именно, при условии принятия обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность.
Федеральный Закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года №125-ФЗ (далее по тексту – Закон) устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статья 1 Закона предусматривает, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Согласно статье 6 Закона, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.
Таким образом, согласно статье 6 Закона, соблюдение условия о передаче жилого помещения органу местного самоуправления, применительно к истцу, возможно лишь при наличии у него жилого помещения, принадлежащего на праве собственности.
Из материалов дела следует, что истец приняла решение стать участником программы «Сотрудничество», но какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, не пользуется жильем по договору социального найма. В качестве членов семьи, претендующих на получение социальной выплаты, истец Барабашову И.В., являющуюся собственником жилого помещения, не признавала и не указывала. Барабашова И.В. не изъявляла желание участвовать в подпрограмме, право на получение жилищной субсидии за ней не признано, обязательств о передачи своего имущества в случае предоставления жилищной субсидии матери она не давала.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязанностями государства являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституционный принцип справедливости заключается в том, что справедливость судебного решения требует индивидуального подхода к обстоятельствам дела, а не формального применения правовых норм. Результатом осуществления правосудия является законный и справедливый судебный акт.
Истец намерена выехать из районов Крайнего Севера в более благоприятный для проживания регион.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Судом учитывается, что принятие истцом обязательства о сдаче занимаемой жилой площади с учетом того, что социальная выплата не будет предоставлена собственнику данного жилого помещения, повлечет за собой нарушение гарантированных жилищных прав - права собственности Барабашовой И.В.
При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Черновой З.И. право на участие в программе «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населённые пункты юга Тюменской области без передачи занимаемого ею жилого помещения органу местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий: Г.М. Быстрецких