Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ноябрьск ЯНАО 19 сентября 2011 года
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,
при секретаре судебного заседания ЯКИМОВОЙ Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Березина Б.Б. к Администрации муниципального образования город Ноябрьск о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л :
Березин Б.Б. обратился в суд с иском к Администрации МО г. Ноябрьск о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование требований иска указал, что принял решение об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». С этой целью ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решением общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему в этом было отказано со ссылкой на то, что он имеет право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы.. Указанное решение считает незаконным. Квартира <адрес> принадлежит на праве собственности его бывшей супруге Г.. Брак между ним и Г. расторгнут в 1997 году. При приватизации данной квартиры он от участия в приватизации отказался. Квартира, переданная в собственность Г. в порядке приватизации, не может являться совместно нажитым имуществом и не подлежит разделу. Право пользования квартирой означает, что он, как пользователь, получил от собственника квартиры право на ее использование в течение определенного времени на условиях, установленных собственником. Собственного жилья он не имел и не имеет. Просит признать незаконным решение ответчика об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, обязать ответчика включить его в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
В судебном заседании представитель истца Г. на исковых требованиях настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, указала, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на обеспечение жильем.
Представитель ответчика – Администрации МО г. Ноябрьск, Бикбулатов И.С. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что Березин Б.Б. имеет право пользования жилым помещением, при этом обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы – 15 кв.м.. В связи с чем, оснований для признания истца нуждающимся в жилых помещениях не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает механизм социальной защиты граждан, пострадавших в связи с чернобыльской катастрофой.
Одной из мер социальной поддержки является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее – Подпрограмма) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу п. 5 Подпрограммы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Среди нуждающихся в жилище в первую очередь названы граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности, а также члены семьи таких граждан. Это те, кто пользуется жильем по договору коммерческого найма или поднайма, проживает в качестве временных жильцов, занимает жилые помещения специализированного жилищного фонда.
Нуждающимися являются граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы.
Решением Ноябрьской городской Думы от 3 июня 2005 года № 569-Д утверждена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан муниципального образования город Ноябрьск на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Как видно из материалов дела, Березин Б.Б. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. ДД.ММ.ГГГГ Березин Б.Б. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решением общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он имеет право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы – 15 кв.м..
Не согласившись с указанным решением, Березин Б.Б. обратился в суд с настоящим иском, указав, что не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма ни собственником жилого помещения, в <адрес>, принадлежащей на праве собственности его бывшей супруге Г., он проживает на временной основе.
Однако суд не может согласиться с такой однозначной позицией в силу следующего.
Действительно, в настоящее время Березин Б.Б. не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма ни собственником жилого помещения.
Между тем, в судебном заседании установлено, что Березин Б.Б. и Г. состояли в зарегистрированном браке. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено для проживания Г. на состав семьи 2 человека, включая супруга Березина Б.Б., в 1996 году. ДД.ММ.ГГГГ между Территориальным межотраслевым объединением и Г. был заключен договор о передаче квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность Г. в порядке приватизации. Березин Б.Б. от участия в приватизации квартиры отказался, что подтверждается его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. Березин Б.Б. зарегистрирован в данном жилом помещении и проживает в нем.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при рассмотрении иска собственника жилого помещения о признании бывшего члена его семьи утратившим право пользования этим жилым помещением необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 19 Вводного закона действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Согласно частям 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ (до 1 марта 2005 года – статья 53 Жилищного кодекса РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
К названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование) (пункт 18).
Таким образом, Березин Б.Б., отказавшийся от участия в приватизации, имеет право пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности Г., и это право носит бессрочный характер.
Площадь <адрес> составляет 45,5 кв.м., в квартире зарегистрированы и проживают два человека: Г. и Березин Б.Б.. Соответственно на одного человека приходится по 22,75 кв.м. общей площади жилого помещения, что более учетной нормы – 15 кв.м..
При таких обстоятельствах Березин Б.Б. на момент обращения не имел оснований для признания его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях принято Администрацией МО г. Ноябрьск в соответствии с требованиями закона. Оснований для признания решения незаконным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Березину Б.Б. в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования город Ноябрьск о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Н. Габова