Об оспаривании действий (бездействий) органа МСУ



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск ЯНАО                                                                                     7 ноября 2011 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                                                                         ГАБОВОЙ Т.Н.,

при секретаре судебного заседания                                                                ЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3283-2011 по заявлению Колобчук Д.П. и Колобчук О.А. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Администрации муниципального образования город Ноябрьск. В обоснование требований указали, что квартира, расположенная по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск <адрес>, принадлежит им на праве общей совместной собственности. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором они проживают, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации города Ноябрьск от 12 августа 2010 года № 757-з жилые помещения дома <адрес> в городе Ноябрьск включены в Перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Ноябрьск, установлен срок сноса дома за счет собственных средств собственников до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Администрацию МО г. Ноябрьск с заявлением о том, что не намерены осуществлять снос дома. В нарушение требований статьи 32 Жилищного кодекса РФ до настоящего времени Администрация МО г. Ноябрьск не приняла решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд и соответственно решение об изъятии принадлежащего им на праве собственности жилого помещения. Бездействие Администрации МО г. Ноябрьск нарушает их жилищные права.

В судебном заседании заявитель представитель заявителей Царева Т.В. на требованиях настаивала, привела доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица – Администрации МО г. Ноябрьск, Иванов Д.О. в судебном заседании с заявлением не согласился, указал, что распоряжением Администрации МО г. Ноябрьск от 12 августа 2010 года установлен срок для сноса дома собственниками жилых помещений – 29 июля 2013 года. Изъятие земельного участка не может быть осуществлено ранее истечения установленного срока для самостоятельного сноса дома.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

С целью признания помещений непригодными для проживания органом местного самоуправления создается межведомственная комиссия.

Так, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В силу пунктов 47 Положения комиссия по результатам работы, включающей в себя: изучение представленных документов, осмотр жилого дома, возможные дополнительные обследования; принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Положением к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных выше норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Из материалов дела видно, что Колобчук Д.П. и Колобчук О.А. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии № 160 (904) от 30 июля 2010 года многоквартирный дом <адрес> в городе Ноябрьск, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в пункте 22 Постановления от 2 июля 2009 года за № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы части 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ.

         Таким образом, изъятие жилого помещения собственника по сносу дома не в связи с выделением земельного участка под строительство, а по аварийности осуществляется на тех же условиях, как и при изъятии для муниципальных нужд. В этом случае исключается необходимость предупреждения собственника о сносе дома за год до его сноса.

Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Распоряжением Администрации города от 12 августа 2010 года № 757-з «Об отселении физических лиц и сносе многоквартирного дома» установлен срок, в который собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> в городе Ноябрьск должны осуществить своими силами снос дома – до 29 июля 2013 года.

Установленный органом местного самоуправления срок на момент рассмотрения настоящего заявления не истек.

Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором располагается жилой дом, изъятии жилых помещений путем выкупа у собственников квартир, а также по регистрации решения в Ноябрьском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО возможно лишь после истечения срока, установленного для сноса дома за счет собственных средств собственников.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления Колобчук Д.П. и Колобчук О.А.. Решение органа местного самоуправления в части установления разумных сроков заявителем не обжалуется, каких-либо требований в данной части не заявлено. Бездействия Администрации МО г. Ноябрьск судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Колобчук Д.П. и Колобчук О.А. в удовлетворении заявления об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                                          Габова Т.Н.