о признании права на получение жилищной субсидии без передачи жилого помещения органу местного самоуправления.



/..../

         Р Е Ш Е Н И Е

                                                               ИМЕНЕМ       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2011 года                                 г.Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе: председательствующего судьи                                             Мизиновой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания                                                      Абдуллиной Э.А.

с участием: представителя истца – Коршуновой М.Н., третьих лиц – Петровой Л.Г., Потаповой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровым Н.Р. к администрации города Ноябрьск, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на получение жилищной субсидии без передачи жилого помещения органу местного самоуправления,

                                                                                               у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы «Жилище», без передачи занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность. В обоснование требований истец указал, что является /..../ по общему заболеванию, проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности он не имеет, нанимателем квартиры по договору социального найма не является. Окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, было принято решение о предоставлении истцу социальной выплаты при условии передачи занимаемого им жилого помещения в муниципальную собственность. Истец полагает, что указанное решение окружной комиссии в части возложения обязанности по передаче жилого помещения нарушает жилищные права и не может быть исполнено, поскольку квартира, в которой он проживает, принадлежит его дочери – Коршуновой М.Н., которая в свою очередь не изъявила желание участвовать в программе получения государственного жилищного сертификата. Решением суда от 15 августа 2011 года признано право истца на включение в состав участников подпрограммы составом семьи два человека, включая супругу – Петрову Л.Г., однако ответчики не приняли во внимание судебный акт, и до настоящего времени не предоставили социальную выплату с учетом состава семьи истца.

В судебном заседании представитель истца – Коршунова М.Н. просила признать право истца на получение государственного жилищного сертификата без передачи принадлежащего ей жилого помещения, органам местного самоуправления. Коршунова М.Н. подтвердила, что не намерена участвовать в программе переселения и передавать свою собственность органам местного самоуправления. В квартире, принадлежащей ей по праву собственности, постоянно живет ее семья, на территории города она имеет постоянную работу, ребенок учится в школе.

Представитель администрации г.Ноябрьска в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях с иском не согласился, указывая, что граждане, согласившиеся с условиями участия в подпрограмме, обязаны передать занимаемое жилое помещение в муниципальную собственность не зависимо от того на основании чего осуществляется владение данным жилым помещением. Также указал, что администрация города Ноябрьск является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не уполномочена разрешать вопросы о предоставлении социальных выплат.

Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в суд своего представителя не направил. В письменных возражениях указал на несогласие с иском, поскольку участие Петрова Н.Р. в подпрограмме было добровольным, он был ознакомлен с условиями подпрограммы, согласился с ними и принял на себя обязательство о передаче квартиры, в которой проживает. В жилом помещении своей дочери Петров Н.Р. имеет постоянное право пользования, соответственно на него распространяются все положения подпрограммы. Также указано, что в настоящее время предоставить жилищный сертификат истцу не представляется возможным, поскольку он утратил свое право на получение социальной выплаты в 2011 году, а государственные жилищные сертификаты на 2011 год вручены участникам подпрограммы.

Третьи лица Петрова Л.Г., Потапова Л.Н. исковые требования поддержали.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.4 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищной субсидии удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

В соответствии со ст.6 Закона «О жилищный субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

Эта норма полностью учтена в пункте 16.1 подпункта «в» Правил, согласно которому гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи, проживающие в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или ) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимают обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Вместе с тем, указанными Правилами не установлен механизм регулирования правовых отношений, связанных с предоставлением социальных выплат гражданам-участникам подпрограммы, которые проживают совместно с членами семьи, не желающими выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В судебном заседании установлено, что Петров Н.Р. постоянно проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет; является /..../ по общему заболеванию. Проживает и зарегистрирован в жилом помещении – <адрес>, которая принадлежит на праве собственности дочери истца -Коршуновой М.Н.. (л.д. /..../). В этом же жилом помещении проживает и зарегистрированы члены семьи Коршуновой М.Н., в том числе ее несовершеннолетний сын, сестра, племянник, которые не являются участниками подпрограммы.

    Петров Р.Н. изъявил желание стать участником программы «Жилище» и получить жилищную субсидию на 2 человека, в том числе на супругу Петрову Л.Г., в связи с чем обратился с соответствующим заявлением в администрацию г.Ноябрьска.

    При оформлении согласия –обязательства, Петров Н.Р. указал, что никакого жилья в собственности либо по договору социального найма он не имеет, в <адрес> остается проживать его дочь – собственник жилого помещения. Данное обязательство было подписано и супругой истца Петровой Л.Г.

    В соответствии с протоколом заседания окружной комиссии по вопросам социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 апреля 2011 года, принято решение о включении Петрова Н.Р. составом семьи 5 человек в список участников подпрограммы на 2011 года и о предоставлении Петрову Н.Р. социальной выплаты при условии предоставления им обязательства о передаче занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.

Решением Ноябрьского городского суда от 15 августа 2011 года, вступившим в законную силу, на администрацию города Ноябрьск возложена обязанность по включению Петрова Н.Р. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 год, составом семьи 2 человека, включая супругу Петрову Л.Г.

Решение вступило в законную силу, однако не исполнено ответчиками до настоящего времени.

Условие о передаче жилого помещения органу местного самоуправления, применительно к истцу, возможно лишь при наличии у него жилого помещения, принадлежащего на праве собственности.

Как установлено судом и следует из материалов дела истец проживает и зарегистрирован в <адрес>. Собственником данной квартиры Петров Н.Р. не является, так как квартира принадлежит дочери истца – Коршуновой М.Н. При обращении в администрацию г.Ноябрьск истец указывал Коршунову М.Н. в качестве совместно проживающего с ним гражданина не претендующего на получение социальной выплаты. Коршунова М.Н. и Потапова Л.Н.( дочери истца) не изъявили желания переселиться из районов Крайнего Севера. Несмотря на проживание в одном жилом помещении, Коршунова М.Н. и Потапова Л.Н. имеют самостоятельные семьи, постоянно проживают и работают на территории г.Ноябрьска и не намерены изменять место жительства. Коршунова М.Н. являясь собственником квартиры не давала обязательства о передачи принадлежащего ей жилого помещения органу местного самоуправления, и не обращалась с заявлением об участии в подпрограмме. Право на получение жилищной субсидии у Коршуновой М.Н. не возникло.

    В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Статья 35 Конституции РФ гарантирует охрану частной собственности законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

    Таким образом, принятие Петровым Н.Р. обязательства о передаче квартиры, собственником которой является гражданин ( его дочь), не являющийся участником подпрограммы, но проживающий в одном жилом помещении с истцом, повлечет за собой нарушение гарантированных жилищных прав Петрова Н.Р. и прав собственника Коршуновой М.Н.

    Право на получение Петровым Н.Р. социальной выплаты является самостоятельным, возникает в силу закона и не зависит от возможной реализации своих гражданских прав третьими лицами.

    Доводы ответчика о том, что предоставление социальной выплаты в форме жилищного сертификата невозможно, поскольку истек срок оформления бланков сертификата, несостоятельны.

    Как следует из материалов дела, 1 апреля 2011 года Окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, принято решение № 3 о предоставлении Петрову Н.Р. социальной выплаты.

    Указанное решение до настоящего времени не отменено, Петров Н.Р. не исключен из сводного списка граждан- участников подпрограммы.

    Все необходимые для получения социальной выплаты документы Петровым Н.Р. были представлены своевременно и в полном объеме, в ином случае вышеуказанное решение о предоставлении социальной выплаты принято не было.

    Включение истца в сводный список – участников подпрограммы означает, что Петров Н.Р. был заявлен органом исполнительной власти субъекта РФ в Министерство регионального развития в качестве претендента на получение жилищного сертификата ( п.26 Правил). Истец был включен в заявку для получения жилищного сертификата, порядок выдачи которых предусматривает соответствующее количество бланков количеству претендентов ( п.35,36 Правил.)

    Кроме того, ответчику заведомо было известно о невозможности оформления истцом обязательства о передаче не принадлежащего ему жилого помещения и об обращении Петрова Н.Р., в связи с этим, за защитой нарушенных прав в суд ( л.д./..../).

    При таких обстоятельствах, следует заключить, что Петров Н.Р. не смог своевременно реализовать право на получение жилищного сертификата по независящим от него обстоятельствам и не по своей вине.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

    Право истца на получение жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законом » на 2011 год подлежит признанию и судебной защите. Доводы, изложенные ответчиками в письменных возражениях, не могут повлечь отказ в иске, и сводятся к переоценке обстоятельств дела и норм действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67,194-198 ГПК РФ, суд

    р е ш и л :

Признать за Петровым Н.Р. право на получение социальной выплаты (жилищного сертификата) в рамках реализации программы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в составе целевой программы «Жилище» на 2011 год, на состав семьи 2 человека, без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий:    подпись

/..../

/..../

/..../