Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ноябрьск ЯНАО 2 декабря 2011 года
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,
при секретаре судебного заседания ЯКИМОВОЙ Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3518-2011 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу к Муниципальному унитарному предприятию «Сельскохозяйственный комплекс «Ноябрьский» о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и возложении обязанности прекратить эти действия,
У С Т А Н О В И Л :
Истец, действуя в интересах неопределенного круга потребителей, обратился в суд с иском к МУП «Сельскохозяйственный комплекс «Ноябрьский» о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и возложении обязанности прекратить эти действия. В обоснование требований иска указано, что по результатам проведенной плановой выездной проверки молочного блока МУП «Сельскохозяйственный комплекс «Ноябрьский», расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск промзона панель №, и торгового места на рынке ООО «N» при проведении планового отбора проб продукции в 10 часов 00 минут 6 октября 2011 года выявлена продукция кефир, массовая доля жира 2,5%, не отвечающая требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Согласно протоколу лабораторных испытаний № 845 от 11 октября 2011 года кефир, массовая доля жира 2,5% от партии 10 ед.*1 л., с датой выработки 6 октября 2011 года в 9 часов 00 минут (торговое место на рынке ООО «N» по микробиологическим показателям не соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» - превышение БГКП (бактерии группы кишечной палочки) (колиформы, S/aureus). Согласно протоколу лабораторных испытаний № 847 от 11 октября 2011 года кефир, массовая доля жира 2,5% от партии 60 ед.* 1 л. С датой выработки 6 октября 2011 года в 9 часов 00 минут (на молочном блоке МУП СХК «Ноябрьский) по микробиологическим показателям не соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» - превышение БГКП (бактерии группы кишечной палочки (колиформы). Выявленные нарушения санитарного законодательства при производстве продукции и ее реализации могут создать условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей. Таким образом, потребители лишены законного права на качество и безопасность товара, гарантированных им статьями 4, 7 Закона РФ «О защите прав потребителей». Просит признать указанные действия ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязать ответчика прекратить эти действия, возложить на ответчика обязанность выполнять требования санитарного законодательства, правил личной гигиены всеми сотрудниками, создать условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах производства пищевых продуктов, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья граждан.
В судебном заседании представители истца Полищук Ю.Д. и Паршукова Т.В. на исковых требованиях настаивали, привели доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Любимый В.Ф. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что по результатам проверки ответчику было выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства, установлены сроки исполнения. Часть нарушений в настоящее время устранена. Согласно протоколам лабораторных исследований от 15 ноября 2011 года кефир, массовая доля жира 2,5%, с датой выработки 7 ноября 2011 года соответствует по микробиологическим показателям требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Кефир с датой выработки 6 октября 2011 года не был реализован. Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу на предъявление настоящего иска вытекает из положений статьи 46 Гражданско-процессуального кодекса РФ, статей 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно статье 17 Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и настоящего Федерального закона.
В силу статьи 4 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:
применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий;
применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Из материалов дела видно, что по результатам проведенной на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 сентября 2011 года № 1366 плановой выездной проверки молочного блока МУП «Сельскохозяйственный комплекс «Ноябрьский», расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск промзона панель №, осуществляющего деятельность по разведению КРС (производство молока и молочных продуктов), овощеводство, кролиководство, и торгового места на рынке ООО «Гамма» выявлен ряд нарушений санитарного законодательства.
При проведении планового отбора проб продукции в 10 часов 00 минут 6 октября 2011 года выявлена продукция кефир, массовая доля жира 2,5%, не отвечающая требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
Согласно протоколу лабораторных испытаний № 845 от 11 октября 2011 года кефир, массовая доля жира 2,5% от партии 10 ед.*1 л., с датой выработки 6 октября 2011 года в 9 часов 00 минут (торговое место на рынке ООО «N» по микробиологическим показателям не соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» - превышение БГКП (бактерии группы кишечной палочки) (колиформы, S/aureus).
Согласно протоколу лабораторных испытаний № 847 от 11 октября 2011 года кефир, массовая доля жира 2,5% от партии 60 ед.* 1 л. с датой выработки 6 октября 2011 года в 9 часов 00 минут (на молочном блоке МУП СХК «Ноябрьский) по микробиологическим показателям не соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» - превышение БГКП (бактерии группы кишечной палочки (колиформы).
Часть продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», поступила на реализацию, поскольку была выявлена на торговом месте рынка ООО «N».
По результатам проверки составлен акт проверки № 5.213 от 20 октября 2011 года, в котором были отражены выявленные нарушения, выдано предписание № 94 от 20 октября 2011 года, директор МУП СХК «Ноябрьский» Сова Л.А. и инженер технолог молочной продукции МУП СХК «Ноябрьский» Скрут Л.Н. привлечены к административной ответственности по ст. 6.5. КоАП РФ и по ч. 2 ст. 14.4. КоАП РФ.
Факт несоответствия кефира м.д.ж. 2,5% с датой выработки 6 октября 2011 года 9 часов 00 минут, в том числе, поступившего на реализацию на торговое место рынка ООО «Гамма», по микробиологическим показателям требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» вследствие несоблюдения ответчиком требований санитарного законодательства подтверждается собранными по делу доказательствами. Указанные выше обстоятельства фактически не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика.
Действия ответчика по несоблюдению требований санитарных норм и правил при изготовлении молочных продуктов – кефира, м.д.ж. 2,5% с датой выработки 6 октября 2011 года 9 часов 00 минут, безусловно, являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, поскольку нарушают права потребителей, гарантированные им законодательством о защите прав потребителей.
Выявленные нарушения санитарного законодательства при производстве продукции и ее реализации могут создать условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей
Доводы представителя ответчика об устранении нарушений и соответствии кефира м.д.ж. 2,5% с датой выработки 7 ноября 2011 года по микробиологическим показателям требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска в полном объеме.
С учетом установленных судом обстоятельств исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу к Муниципальному унитарному предприятию «Сельскохозяйственный комплекс «Ноябрьский» о признании действий по несоблюдению требований санитарных норм и правил при изготовлении молочных продуктов – кефира, м.д.ж. 2,5% с датой выработки 6 октября 2011 года 9 часов 00 минут, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, возложении обязанности выполнять требования санитарного законодательства, правил личной гигиены всеми сотрудниками, создать условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах производства пищевых продуктов, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья граждан, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Возложение на ответчика обязанности выполнять требования санитарного законодательства, правил личной гигиены всеми сотрудниками, создать условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах производства пищевых продуктов, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья граждан, вытекает из признания его действий противоправными.
В силу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
Данное законоположение направленно на обеспечение интересов граждан в сфере торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного законом порядка торговли и оказания услуг.
Законодательством предусмотрено право потребителей быть поставленными в известность о вынесении судом решения в защиту их прав, чтобы потребители имели возможность обратиться к лицу, нарушившему их права с имущественными требованиями. Конкретный потребитель, чье право было нарушено указанными действиями уже не должен будет доказывать их противоправность и факт совершения их определенным хозяйствующим субъектом, ему лишь надо будет доказать, что он был участником правоотношений, в ходе которых были нарушены права неопределенного круга потребителей – приобрел товар, заказал работу или услугу у лица, совершившего противоправные действия в тот период, когда указанные действия совершались, а также обосновать размер предъявленных требований о возмещении причиненного вреда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Ноябрьск в сумме ... рублей. Муниципальное унитарное предприятие «Сельскохозяйственный комплекс «Ноябрьский».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Сельскохозяйственный комплекс «Ноябрьский» по несоблюдению требований санитарного законодательства при производстве продукции противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Сельскохозяйственный комплекс «Ноябрьский» выполнять требования санитарного законодательства, правил личной гигиены всеми сотрудниками, создать условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах производства пищевых продуктов, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья граждан.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Сельскохозяйственный комплекс «Ноябрьский» довести в десятидневный срок со дня вступления в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Сельскохозяйственный комплекс «Ноябрьский» государственную пошлину в доход бюджета города Ноябрьск в сумме ... рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Н. Габова