Об оспаривании бездействия органа МСУ.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    14 декабря 2011 года                                                                                                                    город Ноябрьск

    Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

    председательствующего судьи         Строковой Т.А.

    при секретаре                                      Захаровой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3661-2011 по заявлению Колесовой Ирины Владимировны, Матвеевой Веры Владимировны, Колесова Геннадия Михайловича и Крупина Константина Вячеславовича об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Колесова И.В., Матвеева В.В., Колесов Г.М. и Крупин К.В. проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое находится в муниципальной собственности.

    В декабре 2011 года межведомственная комиссия приняла заключение о признании занимаемого заявителями жилого помещения непригодным для проживания. Однако, до настоящего времени Администрация города Ноябрьск не предпринимает никаких мер по ремонту квартиры либо решению вопроса об аварийности дома и его сносе. Данное бездействие заявители просят признать незаконным.

    Администрация города Ноябрьск представила возражения, в которых указала, что заявителями пропущен срок обращения с заявлением в суд об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, установленный ст. 256 ГПК РФ. Кроме того, до принятия межведомственной комиссией заключения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, орган местного самоуправления не вправе принять решение о сносе дома и сроках отселения граждан.

    Заявители и их представитель – адвокат Любимый В.Ф. в судебном заседании просили удовлетворить требования и признать бездействия Администрации города Ноябрьск незаконными.

    Представитель Администрации города Ноябрьск – Абрамович Е.Е. в судебном заседании пояснила, что решение об аварийности дома и его сносе принимает межведомственная комиссия. Обязанность обращения в этот орган на орган местного самоуправления не возложена. После принятия заключения о непригодности жилого помещения для проживания, издано распоряжение о включении жилого помещения в Перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории города Ноябрьск. Это распоряжение никаких последствий для Администрации города Ноябрьск не имеет.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена межведомственная комиссия при Администрации города Ноябрьск, представитель которой - Кравченко С.В., в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать. В обоснование возражений пояснила, что ни заявители, ни Администрация города Ноябрьск не обращались с заявлением о проведении оценки соответствия помещения установленным требованиям. Для признания дома аварийным и подлежащим сносу необходимо заключение специализированной организации.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части четвертой статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации, в пределах предоставленных ему Жилищным кодексом Российской Федерации полномочий, Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение, которым установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, заявители является нанимателями <адрес> на условиях договора социального найма.

05 октября 2007 года межведомственная комиссия приняла заключение о необходимости и возможности поведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения по адресу: <адрес> соответствие с установленными требованиями, после завершения которого продолжить процедуру оценки жилого помещения (л.д.15).

Актом обследования технического состояния строительных конструкций от 10 сентября 2010 года проведение капитального ремонта <адрес> признано нецелесообразным (л.д.16-18).

24 декабря 2010 года межведомственной комиссией занимаемое заявителями жилое помещение признано непригодным для проживания, поскольку выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения (в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания) эксплуатационных характеристик, и снижение до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (л.д.20-21).

Распоряжением Администрации города Ноябрьск №41-з от 20 января 2011 года <адрес> непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории города Ноябрьск (л.д.19).

С момента издания указанного распоряжения до настоящего времени, то есть в течение года, орган местного самоуправления не предпринимает никаких действий, мотивируя это отсутствием заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с пунктом 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, межведомственная комиссия по результатам работы принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, не только признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет, как ошибочно полагает Администрация города Ноябрьск, влечет за собой определенные последствия для органа местного самоуправления. Принятие межведомственной комиссией заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания также возлагает на орган местного самоуправления определенные обязанности, в частности, принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.

Распоряжение Администрации города Ноябрьск №41-з от 20 января 2011 года о включении занимаемого заявителями жилого помещения в Перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории города Ноябрьск не содержит никаких указаний о дальнейшем использовании этого помещения.

Анализ изложенных правовых норм позволяет суду придти к однозначному выводу о том, что Администрация города Ноябрьск не выполнила требования пункта 49 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», проявив тем самым, бездействие, которое носит незаконный характер.

В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Порядок оспаривания соответствующих решений установлен ... 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16).

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

Необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для реализации гражданами права на жилище основана на положениях статьи 7 и статьи 40 Конституции РФ.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 40 Конституции РФ устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство.

В пределах предоставленных им полномочий органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют осуществлению гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ), а именно: создают необходимые условия для удовлетворения потребностей граждан в жилье; предоставляют в установленном порядке субсидии на приобретение или строительство жилья; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан.

Оспариваемое бездействие Администрации города Ноябрьск нарушает права заявителей, гарантированные статьей 40 Конституции РФ, а именно возможность стабильного пользования жилым помещением, обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой безопасной среды обитания, проживание в технически исправном жилом помещении.

Суть возражений как Администрации города Ноябрьск, так и межведомственной комиссии фактически сводится к тому, что орган местного самоуправления не вправе принимать решение о признании дома аварийным и его сносе, а также на него не может быть возложена обязанность обратиться в межведомственную комиссию с заявлением об оценке соответствия помещения установленным требованиям. В этой связи следует отметить следующее.

Заявители не просят обязать Администрацию города Ноябрьск обратиться с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию. Требования заключаются в том, чтобы обязать орган местного самоуправления совершить действия по устранению нарушения прав граждан на проживание в технически исправном жилом помещении, поскольку неоднократные обращения в Администрацию города Ноябрьск результатов не принесли, полученные ответы носят исключительно формальный характер. Способы, которыми будут устранены нарушения, орган местного самоуправления в силу имеющихся у него полномочий, вправе определить самостоятельно.

    Спецификой решения суда по делу об оспаривании действий (бездействия), решений в порядке гл. 25 ГПК является то, что суд обязывает заинтересованное лицо в полном объеме устранить допущенное нарушение прав и свобод.

    В связи с этим суд считает необходимым возложить на Администрацию города Ноябрьск обязанность в полном объеме устранить допущенные нарушения жилищных прав заявителей путем принятия решения в соответствии с пунктом 49 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Представитель Администрации города Ноябрьск заявила о пропуске заявителями срока обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

Представитель заявителей считает, что срок не пропущен, поскольку оспариваемое бездействие носит длительный характер.

Из материалов дела следует, что с соответствующим заявлением об устранении нарушений своих прав заявители обратились на имя Главы Администрации города Ноябрьск 05 октября 2011 года (л.д.30-31). Ответ, который послужил основанием для обращения в суд, получен 03 ноября 2011 года (л.д.32). Заявление об оспаривании бездействия поступило в суд 07 декабря 2011 года, то есть в установленный срок. Более того, заслуживают внимание доводы представителя заявителя о том, что незаконное бездействие органа местного самоуправления носит длительный характер.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

    Заявление Колесовой Ирины Владимировны, Матвеевой Веры Владимировны, Колесова Геннадия Михайловича и Крупина Константина Вячеславовича об оспаривании бездействия Администрации города Ноябрьск - удовлетворить.

    Обязать Администрацию города Ноябрьск устранить допущенные нарушения прав Колесовой Ирины Владимировны, Матвеевой Веры Владимировны, Колесова Геннадия Михайловича и Крупина Константина Вячеславовича на проживание в технически исправном жилом помещении, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам, путем принятия решения в соответствии с пунктом 49 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

    Председательствующий: ...

...

...

...

...