Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ноябрьск ЯНАО 24 января 2012 года
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,
при секретаре судебного заседания ЯКИМОВОЙ Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-0212-2012 по иску Подкорытовой А.К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности включить период работы в стаж,
У С Т А Н О В И Л :
Подкорытова А.К. обратилась в суд с иском к ответчику о возложении обязанности включить в ее стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ юристом в Малом государственном предприятии – фирме «П». В обоснование требований иска указала, что она является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному в подпункте 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При назначении трудовой пенсии ответчиком для расчета пенсии не был принят во внимание период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ юристом в Малом государственном предприятии – фирме «П», в связи с тем, что при увольнении в ее трудовой книжке не был указан номер приказа об увольнении. Кроме того, отказывая во включении данного периода работы в стаж, ответчик ссылается на то, что работодатель не уплачивал за нее страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.
В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивала. Привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа, Мишанкина Н.В. исковые требования не признала, представила отзыв на иск, суть которого сводится к необоснованности исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания назначения и выплаты трудовых пенсий предусмотрены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Из материалов дела видно, что Подкорытова А.К. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При назначении трудовой пенсии по старости ответчиком из подсчета стажа, в том числе стажа работы в районах Крайнего Севера, был исключен период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ юристом в МГП – фирме «П», в связи с тем, что при увольнении в ее трудовой книжке не был указан номер приказа об увольнении. Кроме того, отказывая во включении данного периода работы в стаж, ответчик ссылается на то, что работодатель не уплачивал за истицу страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Исключение ответчиком вышеуказанного периода работы из стажа привело к уменьшению размера пенсии, получаемой Подкорытовой А.К..
В силу пунктов 4, 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 (далее – Правила), при подсчете страхового стажа подтверждаются:
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа).
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.
К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:
взносов на государственное социальное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
единого социального налога (взноса) за период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных налоговых органов.
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 6 раздела 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, трудовые книжки колхозников, справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 29 Правил при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника, периоды работы устанавливаются на основании показаний свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516, устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Указанный Порядок определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, статьей 27.1. и подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Факт работы Подкорытовой А.К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ юристом в МГП – фирме «П» в районе Крайнего Севера и факт ее занятости выполнением данных работ в течение полного рабочего дня полностью нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Указанные факты подтверждаются собранными по делу доказательствами: трудовой книжкой истицы, учетными данными налогоплательщика МП «П», показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Ш., Е..
Ни в одном документе не содержится ссылки на то, что Подкорытова А.К. в спорный период работала на условиях неполного рабочего времени или по совместительству.
То обстоятельство, что по вине работодателя трудовая книжка велась с нарушением установленных требований, не может являться основанием к ограничению конституционного права истицы на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пунктом 1 статьи 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П положения пункта 1 данной статьи признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не позволяют включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Федеральному законодателю предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию застрахованными лицами, работавшими по трудовому договору, приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
Согласно этому Постановлению впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем (в данном случае МГП – фирма «П») своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования Подкорытовой А.К. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Иное решение данного вопроса приведет к ограничению конституционного права истицы на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа включить в стаж Подкорытовой А.К., в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ юристом в Малом государственном предприятии – фирме «П».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Габова Т.Н.