О признании права на получение ежемесячной денежной выплаты



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск ЯНАО                                                                                    17 января 2012 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                                                                         ГАБОВОЙ Т.Н.,

при секретаре судебного заседания                                                                ЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-0073-2012 по иску Дубского А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Дубский А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим иском. В обоснование требований иска указал, что он является получателем мер социальной поддержки, установленных Законом ЯНАО от 3 ноября 2006 года № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» как ветеран труда. Кроме того, он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты. Однако ответчик отказал ему в выплате ЕДВ, ссылаясь на то, что он является получателем мер социальной поддержки по региональному законодательству как ветеран труда. С данным отказом он не согласен. Полагает, что имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, установленной пунктом 4 части 1 статьи 27.1. Закона РФ от 15 мая 1994 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» одновременно с получением мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда Законом ЯНАО от 3 ноября 2006 года № 62-ЗАО «О мерах социальной отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе».

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

    Представитель ответчика Мишанкина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указала на отсутствие законных оснований для их удовлетворения.

Представитель третьего лица – Управления социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска, Усынина Е.Н. исковые требования не поддержала. Пояснила, что Дубский А.В. в настоящее время является получателем мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда Законом ЯНАО от 3 ноября 2006 года № 62-ЗАО «О мерах социальной отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе». В соответствии со статьей 21 указанного Закона лицам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям (по региональному и по федеральному законодательству), меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору заявителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Дубский А.В. имеет право на получение мер социальной поддержки в натуральной форме и ежемесячной денежной выплаты взамен ряда ранее предоставлявшихся льгот на федеральном уровне - как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (статьи 15 и 27.1. Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьи 6.2. и 6.7. Федерального закона «О государственной социальной помощи») и на региональном уровне - как ветеран труда (Закон ЯНАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе»).

С мая 2011 года Дубскому А.В. по его выбору ему стали предоставлять меры социальной поддержки как ветерану труда. Истцу производится выплата ЕДВ за счет средств окружного бюджета.

Полагая, что имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, установленной пунктом 4 части 1 статьи 27.1. Закона РФ от 15 мая 1994 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» одновременно с получением мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда Законом ЯНАО от 3 ноября 2006 года № 62-ЗАО «О мерах социальной отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе», Дубский А.В. обратился в суд с настоящим иском.

Однако, суд не может согласиться с такой однозначной позицией.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

В статье 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» перечислены меры возмещения вреда и социальной поддержки для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система социальной защиты населения была реформирована, основная часть ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой.

В силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ был введен в действие Закон ЯНАО от 9 ноября 2004 года № 75-ФЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе», устанавливающий меры социальной поддержки ветеранов труда.

В статье 17 Закона ЯНАО от 9 ноября 2004 года № 75-ФЗ были установлены дополнительные условия осуществления мер социальной поддержки в автономном округе: лицам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии со статьями 4, 5 или 6 настоящего Закона и имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору заявителя.

В настоящее время меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются на основании Закона ЯНАО от 3 ноября 2006 года № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе». В соответствии со ст. 21 данного Закона лицам, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьями 5, 6, 7, 9, 14, 18 настоящего Закона и имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору заявителя.

В целях реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 года № 294 утвержден Порядок осуществления денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации.

Настоящий Порядок регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой отдельных категорий граждан, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяет перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, определяет правила установления, начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 3 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается отдельным категориям граждан по основаниям, определенным в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах»; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Гражданину, имеющему одновременно право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную несколькими федеральными законами независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.

Из буквального толкования указанных выше норм права следует, что право на одновременное получение нескольких ежемесячных денежных выплат при наличии права на их получение по различным нормативным правовым актам допускается только в тех случаях, когда для этого имеются основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Такие основания установлены в части 3 статьи 28.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и пункте 2 статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах».

Истец же имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Законом ЯНАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе»), которые устанавливают право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Действия ответчика, выразившиеся в прекращении выплаты ЕДВ Дубскому А.В., основаны на законе.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который ввел общее правило: гражданам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законом основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору получателя.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что такое правовое регулирование, устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Дубскому А.В. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                        Габова Т.Н.