Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2012 года город Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Е.А.
при секретаре судебного заседания Багмановой А.А.,
с участием: помощника прокурора – Векшиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Ноябрьскэлектросетьстрой» о признании действий (бездействия) незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений,
установил:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в настоящим иском. В обоснование требований указал, что в ходе проверки в отношении ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой» установлено не принятие указанной организацией мер по созданию аттестованного формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов или по заключению договора с профессиональной аварийно-спасательным формированием (службой).
В судебном заседании прокурор просила исковые требования удовлетворить, привела доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой» в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с исковыми требованиями согласны.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации установлено статьей 45 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Принятые во исполнение указанного федерального закона Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ (утверждены Постановлением Правительства от 15 апреля 2002 года № 240) устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
Организация мероприятий производится организациями, осуществляющими переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.
В соответствии с п. 4 указанных Правил, организации обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и аттестованными в установленном порядке.
В проверки установлено, что ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой» не приняты меры по созданию аттестованного формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов или по заключению договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием (службой).
Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации.
Порядок аттестации установлен Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных постановлением Правительства от 22 ноября 1997 года № 1479.
Как следует из материалов дела, ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой» заключен договор с ООО «...» на выполнение работ по ликвидации и локализации возможных аварий, связанных с разливом нефти (нефтепродуктов) на объектах ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой» (л.д....). При этом, ООО «...» не имеет аттестации в сфере выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. ООО «...» выдана лицензия на деятельность по тушению пожаров (л.д....).
Чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефти и нефтепродуктов, могут оказать негативное влияние на объекты окружающей среды.
В соответствии со ст. ст. 4, 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам окружающей среды отменены земли и почвы, подлежащие охране от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Несоблюдение требований действующего законодательства со стороны ООО «Ноябрьскэлектросетьстрой» влечет за собой нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ и гарантированное государством.
В силу статьи 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Ноябрьскэлектросетьстрой» по эксплуатации объекта – АЗС, расположенной в <адрес>, в отсутствие аттестованного формирования (подразделения) для ликвидации нефти и нефтепродуктов или договора с аттестованным профессиональным аварийно-спасательным формированием (службой), выполняющей работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Обязать Открытое акционерное общество « Ноябрьскэлектросетьстрой» в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор с аттестованным профессиональным аварийно-спасательным формированием (службой), выполняющим работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Ноябрьскэлектросетьстрой» государственную пошлину в бюджет МО г. Ноябрьск в сумме ... рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий: Е.А. Кравцова