о признании решения об отказе в предоставлении пособия незаконным, признании права на предоставление пособия неработающему инвалиду, включении времени нахождения на инвалидности в период, дающий право на предоставления пособия.



...                                                            

    

             Р Е Ш Е Н И Е

             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2012 года                                  г.Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего, судьи                                        Мизиновой Л.Ю

при секретаре судебного заседания                         Абдуллиной Э.А.

с участием : истца Ашмарина А.М., его представителя Любимого В.Ф., представителя ответчика Усыниной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ашмарина А.М. к Управлению социальной защиты населения муниципального образования г.Ноябрьск о признании решения об отказе в предоставлении пособия незаконным, признании права на предоставление пособия неработающему инвалиду, включении времени нахождения на инвалидности в период, дающий право на предоставления пособия,

                     у с т а н о в и л:

Ашмарин А.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г.Ноябрьска о признании решения об отказе в предоставлении неработающему инвалиду незаконным, признании права предоставление пособия, включение времени нахождения на инвалидности в период, дающий право на предоставление пособия.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении пособия неработающему инвалиду, установленного постановлением Правительства ЯНАО. По причине отсутствия необходимого стажа работы на территории ЯНАО ответчиком было отказано в предоставлении пособия. Истец полагает, что отказ в предоставлении пособия нарушает его социальное право и ставит его в неравное положение с другими неработающими инвалидами округа, которые получают выплаты. Считает, что постановление Правительства ЯНАО действующее на момент его обращения в 2008 и 2011 году не содержит запрета для установления пособия как неработающему инвалиду, поскольку из-за профессионального заболевания он не смог продолжить труд и заработать необходимый стаж.

В судебном заседании 7 марта 2012 года истец и его представитель Любимая О.А. поддержали иск по тем же основаниям. Полагали, что право на получение пособия возникло у истца со дня первого обращения в 2008 году. Просили суд удовлетворить заявление, основываясь на Конституции РФ, поскольку постановление Правительства ЯНАО определяющее порядок и условия выплаты пособий неработающим инвалидам, пенсионерам противоречит Основному Закону.

В судебном заседании 11 марта 2012 года, вступивший в дело представитель истца, Любимый В.Ф., поддержал позицию истца по тем же основаниям.

Представитель ответчика Усынина Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что мера социальной поддержки в виде пособия неработающим инвалидам в размере 2000 рублей финансируется за счет средств бюджетов муниципальных образований автономного округа. При этом органы местного самоуправления руководствуются правовыми актами Правительства ЯНАО, в данном случае постановлением от 27.01.2011 года № 21-П «О компенсационных выплатах лицам, местом постоянной (основной) работы которых являются государственные бюджетные учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа, являющиеся получателями средств окружного бюджета, и государственные казенные учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа, пособиях неработающим пенсионерам и инвалидам» и вправе устанавливать условия, определяющие право граждан на получение пособия.Полагает, что ссылка истца на решение Городской Думы от 2006 года, не распространяются на определенные права при назначении выплаты в 2012 году. Оснований для установления истцу пособия в 2008 году также не имелось, поскольку стаж его работы в тот период составлял ... и остался неизменным до настоящего времени.

Представитель третьего лица -Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в письменных возражениях на иск указал, что ежегодно на территории автономного округа принимаются нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления пособий неработающим инвалидам, и носят идентичный характер. На сегодняшний день порядок предоставления пособия неработающим инвалидам, утвержден Постановлением Правительства от 27.01.2011 года № 21-П. Оснований для установления пособия истцу, как неработающему инвалиду, не имеется, поскольку отсутствует необходимый стаж работы на территории автономного округа, - не менее 10 календарных лет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все представленные материалы, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в 2002 году Ашмарину А.М. установлена ... группа инвалидности в связи с повреждением здоровья вследствие профессионального заболевания (л.д....).

Обращаясь в суд с иском, Ашмарин А.М. ссылается на Положение о порядке предоставления компенсационных выплат и доплат неработающим пенсионерам и инвалидам, утвержденное Решением Городской Думы муниципального образования города Ноябрьск от 31 марта 2006 года № 70-Д. Полагает, что отсутствие в действующем нормативном акте субъекта РФ о порядке предоставления данного пособия, положений о включении в стаж время нахождения на инвалидности не является основанием для отказа в предоставлении пособия, поскольку действующий нормативный акт не устанавливает каких либо ограничений предоставления пособия и не соответствует положениям Конституции РФ.

С данной правовой позицией истца согласиться нельзя в силу следующего.

В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относятся согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. По этим вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты.

Осуществляя данные полномочия, Ямало-Ненецкий автономный округ установил дополнительные меры социальной поддержки за счет средств муниципальных образований автономного округа неработающим пенсионерам и инвалидам.

В целях реализации ежемесячной выплаты неработающим пенсионерам и инвалидам в 2008 году было принято решение Городской Думы МО город Ноябрьск от 27 декабря 2007 года № 316-Д « Об утверждении Положения о порядке установления в 2008 году компенсационных выплат (пособий) работникам бюджетной сферы, неработающим пенсионерам и инвалидам».

Данным решением Городской Думы было установлено, что неработающим инвалидам, проработавшим на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных не территории Ямало-Ненецкого автономного округа, не менее 10 календарных лет, пособие устанавливается в размере 2000 рублей ( п.2.7.)

Администрацией ЯНАО 7 февраля 2008 года было утверждено постановление № 35-А «О компенсационных выплатах лицам, местом постоянной работы которых являются окружные государственные учреждения, пособиях неработающим инвалидам и пенсионерам». Пунктом 2.1 Приложения № 2 к данному постановлению устанавливалось, что право на установление пособия неработающим пенсионерам и инвалидам имеют граждане их числа неработающих инвалидом, имеющих стаж работы, на территории автономного округа не менее 10 календарных лет. При этом в стаж работы, дающий право на установление пособия неработающим пенсионерам и инвалидам, включаются периоды работы на предприятиях, в учреждениях, деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей работа по трудовым и гражданско-правовым договорам, если эта работа осуществлялась на территории автономного округа.

Пунктом 2.12.1 Приложения № 2 к постановлению было определено, что пособие неработающим пенсионерам и инвалидам устанавливается со дня личного обращения заявителя с заявлением в орган социальной защиты населения по месту жительства.

Материалами дела подтверждается, что истец обращался к ответчику с заявлениями трижды – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ( л.д....). Во всех случаях Ашмарину А.М. было отказано в установлении пособия в связи с отсутствием 10 летнего стажа работы на территории автономного округа.

При рассмотрении заявлений истца, ответчиком было определено, что стаж работы истца на территории автономного округа составляет 7 лет 10 мес. 4 дня. Данные обстоятельства не оспариваются истцом.

На территории автономного округа ежегодно принимаются нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставлений пособий неработающим инвалида и пенсионерам.

В 2009 году такой порядок был установлен постановлением Администрации ЯНАО от 18 декабря 2008 года № 700-А, в 2010 году – постановлением Администрации автономного округа от 28 января 2010 года № 30-А.

Все указанные нормативные правовые акты содержали идентичный порядок предоставления пособий неработающим инвалидам и пенсионерам.

В соответствии с п.2.1. Порядка предоставления в 2011 году пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 27 января 2011 года № 21-П ( действующего на момент последний обращений истца) право на предоставление пособия имеют граждане, проживающие на территории автономного округа из числа, в том числе неработающих инвалидов, имеющих стаж работы на территории автономного округа не менее 10 календарных лет. В стаж работы, дающий право на предоставление пособия включаются периоды работы на территории автономного округа.

При этом, ни одно из вышеуказанных постановлений субъекта не предусматривает возможность суммирования стажа работы и времени нахождения на инвалидности.

Поскольку стаж работы истца недостаточен для установления пособия, то оснований для удовлетворения его требований в 2008,2011,2012 годах, у ответчика не имелось.

Доводы истца о том, что на основании решения Городской Думы город Ноябрьск от 2006 года предусматривалось суммирование трудового стажа и времени нахождения на инвалидности не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в 2006 году истец с заявлением об установлении пособия неработающему инвалиду не обращался, а соответственно право на получение такого пособия у него не возникло. Порядок установления выплат неработающим инвалидам в 2006 году не может распространяться на последующие периоды- 2008,2011,2012 годы, поскольку в это время действовали иные нормативно правовые акты.

Кроме того, данная мера социальной поддержки не затрагивает сферу законодательных актов Российской Федерации по установлению льгот и выплат неработающим инвалидам. Указанная мера социальной поддержки финансируется исключительно за счет средств бюджетов муниципальных образований автономного округа, органы местного самоуправления, руководствуясь нормативными правовыми актами Правительства ЯНАО, вправе устанавливать условия, определяющие право граждан на ее получение, в том числе и условие о наличии соответствующего трудового стажа работы на территории ЯНАО.

Все нормы вышеуказанных нормативных правовых актов ответчиком были соблюдены, решения об отказе в установлении пособия приняты в рамках полномочий ответчика.

Что касается доводов истца о несоответствии постановления Правительства ЯНАО об установлении пособий неработающим инвалидам и пенсионерам Конституции РФ, то исходя из требований ч.3 ст.251 ГПК РФ суд общей юрисдикции не вправе давать правовую оценку нормативным правовым актам, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции другого судебного органа.

С учетом изложенных правовых обстоятельств у суда не имеется оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст.12,56,67,194-198 ГПК РФ,суд

р е ш и л:

Ашмарину А.М. в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения г.Ноябрьск о признании незаконным решения об отказе в предоставлении как неработающему инвалиду пособия, признании права на получение пособия неработающему инвалиду, включении времени нахождения на инвалидности в период, дающий право на предоставление пособия,-отказать.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий: подпись

...

...

...