Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2012 года город Ноябрьск
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе:
председательствующего судьи Строковой Т.А.
при секретаре Смокиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-486-2012 по иску Абрамовой Н.М. и Абрамов Н.Е. к Администрации город Ноябрьск о понуждении к принятию жилого помещения в муниципальную собственность, и признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Спорное жилое помещение расположено по адресу: город Ноябрьск, <адрес>
Истцы обратились в суд с иском о понуждении к принятию в муниципальную собственность указанного жилого помещения, в котором они проживают с 1986 года. Указали, что жилищный фонд поселка СУ-952 был принят в муниципальную собственность, однако их дом не вошел в перечень имущества подлежащего передачи. Непринятие жилого дома в муниципальную собственность препятствует им осуществлять жилищные права в полном объеме. Поскольку они проживают в жилом помещении длительное время и постоянно, исполняют обязательства по договору найма, производят оплату за жилье, то просят признать за ними право пользования на условиях договора социального найма.
В судебном заседании истец Абрамова Н.М. просила исковые требования удовлетворить, привела доводы, изложенные в заявлении.
Истец Абрамов Н.Е., а также привлеченные в качестве 3-х лиц Абрамов В.Н. и Абрамов А.Н. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Самостоятельных исковых требований третьи лица не заявляют.
Представитель ответчика – Бикбулатов И.С. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что оснований для принятия спорного жилого дома в муниципальную собственность не имеется. Поскольку Администрация города не является собственником дома, то не имеется оснований и для признания права пользования за истцами по договору социального найма.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическим лицами.
Согласно ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленных санитарным и техническим правилам и нормам, иные требования законодательства.
В силу ст.19 ЖК РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц), государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации),муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).
Как следует из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Таким образом, обязанность принять жилые дома в муниципальную собственность возникает в силу прямого указания закона.
Порядок передачи объектов в муниципальную собственность был установлен Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 235 (действующим до 14 июля 2006 года). В силу пункта 5 настоящего постановления органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передавались объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов должны были оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Из материалов дела следует, что спорное помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в 1986 году было предоставлено Абрамову Н.Е. по месту работы.
Распоряжением Главы города Ноябрьск от 26 августа 2002 года №Р-856 объекты социально-культурного и бытового назначения ОАО «Ноябрскдорстрой» переданы в муниципальную собственность.
Из Перечня объектов, переданных от ОАО «Ноябрскдорстрой» следует, что <адрес>, в котором проживают истцы, в муниципальную собственность не принимался.
В рассматриваемом споре воля собственника на передачу объектов жилого фонда в муниципальную собственность выражена в представленных суду документах, из которых следует, что объекты социально-культурного и бытового назначения СУ-952 полностью передается в муниципальную собственность, каких-либо ограничений распоряжение не содержит.
Из изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что закрепленный общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества.
Применительно к спорным правоотношениям следует отметить, что и орган местного самоуправления выразил свою волю на принятие объектов СУ-952 в муниципальную собственность, издав об этом соответствующее распоряжение.
Причины, по которым спорный объект не был включен в реестр актов приемки-передач, и в последствии не передан в муниципальную собственность, не могут нарушать жилищных прав истцов. Однако, именно это обстоятельство препятствует Захаровым в полной мере осуществлять жилищные права и нести жилищные обязанности.
Поскольку в соответствии со ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся учет муниципального жилищного фонда, принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые: признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещение данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, то суд находит требования истцов о возложении на ответчика обязанности принять жилой дом в муниципальную собственность подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение было предоставлено семье Абрамовых в 1986 году, с указанного периоды они зарегистрированы в жилом помещении постоянно по месту жительства.
На имя Абрамовой Н.М. открыт лицевой счет. Истцы надлежащим образом исполняют обязанности по найму жилого помещения, оплачивают жилищно-коммунальные услуги, не имеют задолженности, содержат дом, несут эксплуатационные расходы.
Основанием для открытия лицевого счета может служить лишь законность вселения и проживания нанимателя.
Законность вселения истцов и проживания в спорном жилом помещении ответчиком не оспаривается.
Какого-либо письменного соглашения, ограничивающего права истцов в отношении спорного жилого помещения не заключалось.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 января 2007 года №20-ЗАО «Об окружной целевой программе «Жилище» на 2006-2010 года» (с последующими изменениями), «вагон-городки», балки и прочие временные сооружения, явившиеся результатом строительства в период освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса признаются жилыми, несмотря на их конструктивные особенности.
Как следует из технического описания, спорный дом состоит из двух жилых комнат, санузла, кухни, холодного пристроя. Общая площадь дома составляет 40,9 квадратных метров. В доме имеется центральное отопление, электроосвещение, водоснабжение, водопровод, канализация, вентиляция.
Таким образом, спорное жилое помещение имело статус жилого фактически со дня вселения истцов, и сохранят этот статус до настоящего времени.
Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Ноябрьского городского суда от 05 августа 2008 года.
В соответствии со статьями 50,51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период вселения Абрамовых в жилое помещение, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя лицевого счета.
Согласно ст.47 Жилищного кодекса РСФСР ордер на жилое помещение являлся основанием для вселения в жилое помещение. Однако, отсутствие ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении, проживании в жилом помещении и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
Доказательств того, что при предоставлении спорного жилого помещения, вселении в него, Абрамовыми были допущены неправомерные действия, не имеется, а возможное нарушение должностными лицами установленного порядка оформления документов в ходе предоставления жилого помещения не может являться основанием для умаления прав граждан, добросовестно выполнявших обязанности нанимателя. Жилищные права граждан не могут ставиться в зависимость от соблюдения третьими лицами обязательной процедуры.
Во главу основных начал жилищного законодательства поставлен принцип соблюдения и обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления прав граждан на жилище, закрепленный в статье 40 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законами, в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Таким образом, жилищное право истцов подлежит судебной защите.
Совокупность указанных правовых обстоятельств, позволяет суду прийти к выводу о сложившихся правоотношениях по пользованию спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию города Ноябрьск принять в муниципальную собственность <адрес> расположенный в микрорайоне «<адрес>) в городе Ноябрьск.
Признать за Абрамовой Н.М., Абрамовым Н.Е., Абрамовым право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> «<адрес> на условиях договора социального найма.
Апелляционная жалоба может быть подана в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
...
...
...