О признании незаконным отказа и возложении обязанности утвердить и выдать схемы расположения земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск ЯНАО 9 февраля 2012 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,

при секретаре судебного заседания ЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-0332-2012 по иску Соломатиной Т.А. к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск о признании незаконным отказа в выдаче схемы расположения земельного участка и возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Соломатина Т.А. обратилась в суд с настоящим иском. В обоснование требований иска указала, что является собственником гаража , расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск район <адрес> блок . ДД.ММ.ГГГГ с целью приобретения прав на земельный участок, расположенный под гаражом, обратилась к ответчику с заявлением с просьбой подготовить и утвердить схему расположения земельного участка, приложив к заявлению все необходимые документы. Однако ответчик отказа ей в ее просьбе. Данный отказ считает не основанным на законе.

В судебном заседании истица Соломатина Т.А. и ее представители Соломатин И.В., Беспалов Ю.Г. на исковых требованиях настаивали, привели доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования город Ноябрьск, Абрамович Е.Е. исковые требования не признала, пояснила, что Ноябрьский городской департамент по имуществу обоснованно отказал истице в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Построенный гараж, а по факту гараж с административно-офисным зданием, не может являться собственностью истицы, поскольку указанное строение является самовольной постройкой, строительство объекта было осуществлено при отсутствии разрешения на строительство данного объекта, при отсутствии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, при отсутствии каких-либо прав на земельный участок, при нарушении целевого использования земельного участка, с нарушением норм градостроительных правил. Согласие на разделение или выделение земельного участка, находящегося в пользовании ГСПК «Холмогор» в Ноябрьский городской департамент по имуществу представлено не было. Утверждение схемы расположения земельного участка, на котором находится самовольная постройка, является нарушением действующего гражданского, земельного, градостроительного законодательства.

Представитель третьего лица ГСПК «Холмогор» Соколов С.В. в судебном заседании исковые требования Соломатиной Т.А. поддержал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В силу п. 1.5. Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденного постановлением Администрации города Ноябрьск от 19 июля 2011 года № П-1095 (далее – Административный регламент), муниципальная услуга предоставляется на основании заявления физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей либо их уполномоченных представителей в письменном или электронном виде.

Пунктом 2 Административного регламента предусмотрено, что муниципальная услуга предоставляется на основании заявления о предоставлении муниципальной услуги, составленного в соответствии с приложением к настоящему административному регламенту. При подаче заявления заявитель предоставляет следующие документы:

1) заявление о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка;

2) кадастровый план территории;

3) копия документа, удостоверяющего личность (физического лица либо представителя физического или юридического лица);

4) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);

5) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

6) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

7) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

8) обновленная топографическая съемка в масштабе 1:500 (сроком не более одного года).

Требовать от заявителя документы, не предусмотренные настоящим разделом, не допускается.

Из материалов дела видно, что Соломатина Т.А. является собственником гаража , расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск <адрес> блок , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для регистрации права собственности на гараж явился договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный гараж Соломатина Т.А. приобрела у Б. - собственника гаража на момент заключения договора купли-продажи. Основанием для государственной регистрации права собственности на гараж за Б. послужило решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ с целью приобретения прав на земельный участок, расположенный под гаражом, Соломатина Т.А. обратилась к ответчику с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации гаража. При подаче заявления истица предоставила в Ноябрьский городской департамент по имуществу все необходимые документы, перечисленные в пункте 2.1.6. Административного регламента, в том числе правоустанавливающие документы на гараж, что подтверждается копией заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком было отказано Соломатиной Т.А. в подготовке схемы расположения земельного участка. В письме от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ссылается на то, что гараж, принадлежащий на праве собственности истице, является самовольной постройкой (л.д. 10).

Перечень оснований для приостановления в предоставлении муниципальной услуги перечислены в пункте 2.2.1. Административного регламента.

Так, основаниями для приостановления в исполнении муниципальной услуги являются:

- необходимость получения документов посредством запросов, предусмотренных действующим законодательством для принятия соответствующего решения;- наличие неоконченного судебного разбирательства по делу;

- заявление заявителя о приостановлении предоставления муниципальной услуги;

- несоответствие земельного участка установленным предельным (максимальным и минимальным) размерам земельного участка;

- несоответствие земельного участка установленным градостроительным регламентам;

- нахождение земельного участка в собственности или владении, пользовании у третьих лиц;

- наложение границ земельного участка на земельные участки, предоставленные третьим лицам, при отсутствии согласия правообладателей;

- ненадлежащее заполнение заявления о предоставлении услуги (неполное либо нечитаемое, указание недостоверных данных и иные нарушения требований к заполнению заявления);

- непредставление одного или нескольких документов, установленных настоящим административным регламентом.

В судебном заседании установлено, что оснований для приостановления в исполнении услуги, предусмотренных пунктом 2.2.1. Административного регламента, у Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск не имелось. Отказ ответчика в подготовке схемы расположения земельного участка не содержит указания на основания для приостановления в исполнении услуги, предусмотренные Административным регламентом.

С учетом изложенного выше отказ Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск в утверждении и выдаче истице схемы расположения земельного участка не может быть признан судом законным.

Доводы о необходимости предоставления Соломатиной Т.А. согласия на разделение или выделение земельного участка ГСПК «Холмогор», равно как и ссылку на Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», суд находит несостоятельными.

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности и не регулирует спорные правоотношения.

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3).

На момент обращения истицы с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка срок действия договора аренда земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключенного между Ноябрьским городским департаментом по имуществу и ГСПК «Холмогор» ДД.ММ.ГГГГ, истек. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок не находился в пользовании ГСПК «Холмогор».

Обстоятельства, на которые представитель ответчика ссылалась в судебном заседании, как на основания своих возражений относительно исковых требований, по своей сути не являются обстоятельствами, имеющими юридическое значение для рассмотрения настоящего дела.

Для рассмотрения настоящего дела юридическое значение имеет факт законности отказа в подготовке схемы расположения земельного участка.

Вместе с тем, суд считает необходимым указать следующее.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ между Ноябрьским городским департаментом по имуществу и ГСПК «Холмогор» был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый , имеющего адресные ориентиры: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск <адрес>, общей площадью 1954 кв.м.. Земельный участок был предоставлен ГСПК «Холмогор» для строительства 3-ей очереди гаражей.

На указанном выше земельном участке был возведен гараж, право собственности на который в настоящее время зарегистрировано за истицей.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2006 года № 570-А утвержден Перечень случаев строительства, реконструкции либо изменения объектов капитального строительства, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, а также объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Согласно пункту 2 Перечня не требуется получение разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции либо изменении объектов капитального строительства и объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в случае строительства физическим лицом гаража для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в случае, когда земельный участок для такого строительства расположен в составе земельного участка, предоставленного гаражно-строительному кооперативу.

Доказательств строительства гаража для целей, связанных исключительно с осуществлением предпринимательской деятельности, равно как и доказательств возведения гаража с существенным нарушением строительных норм и правил, суду не представлено. На указанные обстоятельства не ссылался ответчик и в представленных суду возражениях на иск.

Более того, Администрация муниципального образования город Ноябрьск, полагая, что гараж Соломатиной Т.А. является самовольной постройкой, вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи истицей заявления о подготовке схемы расположения земельного участка) не предпринимала никаких действий для решения имеющегося спора в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск в утверждении и выдаче Соломатиной Т.А. схемы расположения земельного участка, используемого для размещения гаража, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск район <адрес> блок гараж , незаконным.

Обязать Ноябрьский городской департамент по имуществу утвердить и выдать Соломатиной Т.А. схему расположения земельного участка, используемого для размещения гаража, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск район <адрес> блок гараж .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:      Т.Н. Габова