Мотивировочная часть решения суда изготовлена 30.06.2012 года
Дело 2-1750(2012г.)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2012 года город Ноябрьск
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Шабловской Е.А.,
при секретаре Крюковой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старухиной АЕ действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Марченко ДР к администрации муниципального образования г. Ноябрьск о предоставлении жилого помещения вне очереди на состав семьи ... человека на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Старухина А.Е. действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Марченко ДР обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Ноябрьск о предоставлении жилого помещения вне очереди на состав семьи ... человека на условиях договора социального найма. В обосновании иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом <адрес> комиссией данный дом был признан аварийным и подлежащий сносу, в связи с тем, что дом имеет деформацию фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности. ДД.ММ.ГГГГ было подписано распоряжение первого заместителя главы администрации об отселении физических лиц и сносе многоквартирного дома. Она неоднократно обращалась в администрацию МО г. Ноябрьск с просьбой об оказании помощи ей и её семье, но безрезультатно. На основании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ она составом семьи два человека была включена в список очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории муниципального образования г. Ноябрьск. Иного жилого помещения в городе Ноябрьск она не имеет, как и возможности приобрести его. В настоящее время вынуждена проживать у знакомых, поскольку Администрация МО города Ноябрьска до настоящего времени не предоставила и маневренный фонд для временного проживания.
В судебном заседании истец Старухина А.Е., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Марченко Д.Р. требования свои поддержала, дополнив, что на момент пожара она с сыном проживала вместе с матерью Кальговой Л.В., братом Старухиным И.Е., его супругой Старухиной Н.В. по <адрес>Б <адрес>. Однако на момент проживания в данной квартире, каждый проживал своей семьей, она с сыном отдельно, мама отдельно, а брат со своей семьей женой и сыном, совместное хозяйство они не вели. Поэтому в связи с признанием непригодным для проживания дома, в котором они проживали, она просит предоставить ей и сыну жилое помещение пригодное для проживания на условиях социального найма. Кроме того, она еще с сыном стоит в очереди как малоимущая, поскольку нет возможности самой прибрести жилое помещение.
Третьи лица Старухина Н.В., Старухин И.Е., Кальгова Л.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель администрации муниципального образования города Ноябрьск Абрамович Е.В. исковые требования не признала, указав, что администрация не согласна предоставлять истцу жилое помещение только на состав семьи 2 человека, так как остаются еще члены семьи истца, которые также состоят в списке нуждающихся в жилых помещения на условиях договора социального найма. В настоящее время они готовы предоставить истцу и её семье жилые помещения из маневренного фонда.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения исполкома от ДД.ММ.ГГГГ № выдан ордер Старухину ЕП, на состав семьи Старухину ЛВ и детей ..., по адресу <адрес>
Согласно ст.ст. 52, 62, 73 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», действовавшего на период выдачи ордера истцу, к полномочиям поселковой, сельской администрации, районной и городской администрации относиться распределение в установленном порядке муниципального жилищного фонда, ведения учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда, решение вопросов продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдачи ордеров на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.
В силу ст. 47 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», действовавший на момент выдачи ордера истцу, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент выдачи ордера, основанием для заключения договора найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда является ордера на жилое помещение.
А в силу ст.105 этого же Кодекса служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Согласно выписке из Реестра имущества муниципального образования город Ноябрьск жилое помещение <адрес> находится в муниципальной собственности, ...
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан не только наниматель по договору социального найма, об этом неоднократно указывал Верховный суд Российской Федерации и Конституционный суд Российской Федерации в своих определениях, (Определение Верховного суда Российской Федерации от 06.09.2011 года № 46-В11-19, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможности предварительного принятия лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем такой учет означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 85-В11-5).
ДД.ММ.ГГГГ согласно заключения межведомственной комиссии, на основании заявления собственника жилого помещения <адрес> данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу<адрес>
Распоряжением главы администрации муниципального образования г. Ноябрьск от ДД.ММ.ГГГГ № было решено отселить жителей данного дома, предоставив гражданам, проживающим на условиях договора социального найма другие благоустроенные жилые помещения на условиях социального найма из состава муниципального жилищного фонда социального использования, (л.д.10).
Согласно справке ГУ МРФ по ГОЧС и ликвидаций последствий стихийных бедствий по ЯНАО Отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Ноябрьск ДД.ММ.ГГГГ действительно произошел пожар в жилом <адрес>. В результате пожара огнем повреждено здание жилого дома. В ходе тушения пожара по всей площади залита <адрес>, а также имущество, расположенное в ней, принадлежащее Старухиной А.Е. и членам её семьи на праве собственности, ...
Из письма администрации МО г. Ноябрьск от ДД.ММ.ГГГГ направленного в адрес истца следует, что истец составом семьи ... человека на основании ст. 52 ЖК РФ и решения общественной жилищной комиссией № от ДД.ММ.ГГГГ включены в список очередности малоимущих граждан, нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договору социального найма, проживающих на территории муниципального образования г. Ноябрьск, а также в списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по дате подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из переписки администрации муниципального образования реальных мер по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма истцу и её несовершеннолетнему сыну не предпринято, ....
Ответчик пытался предоставить жилое помещения семье истца из числа маневренного фонда, но семья истца отказалась, боясь, что больше жилого помещения на условиях договора социального найма для постоянного проживания не получат.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Истцом были предоставлены администрации муниципального образования г. Ноябрьска доказательства нуждаемости её и её сына в жилом помещении, о чем свидетельствуют письма администрации о постановке истца и её сына на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на условиях социального найма.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Как установлено в судебном заседании у истца и членов её семьи, какого либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеется. Истец Старухина А.Е. имеет семью, состоящую из сына Марченко ДР, о чем свидетельствует справки из администрации муниципального образования г. Ноябрьск, ...
Как установлено в судебном заседании, следует из объяснений истца, она вынуждена жить у друзей, так как проживать больше негде. Каких либо доходов, позволяющих приобрести истцу самостоятельно жилое помещение, не установлено ни ответчиком при постановке истца и его семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договорам социального найма, ни в судебном заседании.
Кроме того, истец ранее имел жилое помещение по договору социального найма, но был лишен жилого помещения в результате пожара, обстоятельства этого не опровергнуты ответчиком.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Старухиной А.Е. о возложении обязанности на администрацию муниципального образования г. Ноябрьск предоставить ему жилое помещение не ниже установленных социальных норм, согласно жилищного законодательства, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям на условиях социального найма.
Ссылка представителя ответчика на то, что необоснованно требовать истцу предоставления жилого помещения только на себя и сына не состоятельная, поскольку как установлено в судебном заседании истец с сыном вели отдельное хозяйство в сгоревшем доме, несмотря на то, что проживали с другими родственниками в данной квартире. Кроме того ограничений в предоставлении жилых площадей на условиях социального найма исходя из количества граждан, ранее проживаемых в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, не имеется.
По смыслу ст. 57 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Расходы по уплате государственной пошлины не подлежат взысканию с ответчика в силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик в силу ст.333.36 п.1 п.п.19 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Старухиной АЕ, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Марченко ДР к администрации муниципального образования г. Ноябрьск о предоставлении жилого помещения вне очереди на состав семьи ... человека на условиях договора социального найма, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Ноябрьск предоставить на основании договора социального найма отдельное, изолированное жилое помещение, пригодное для проживания на территории г. Ноябрьска, не ниже установленных социальных норм, согласно жилищного законодательства, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям Старухиной АЕ и Марченко ДР.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд.
Судья Е.А. Шабловская