Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ноябрьск ЯНАО 25 апреля 2012 года
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,
при секретаре судебного заседания ЧЕБОТАРЕВЕ И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1345-2012 по заявлению Мартынюк М.Н. об оспаривании распоряжения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Мартынюк М.Н. обратился в суд с настоящим заявлением. В обоснование требований указала, что является сособственником квартиры, расположенной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Администрацией муниципального образования город Ноябрьск на основании заключения межведомственной комиссии распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № дом <адрес> включен в Перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Ноябрьск; собственникам помещений в многоквартирном доме предписано самостоятельно осуществить отселение из занимаемых жилых помещений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а после исполнения пункта 2 распоряжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить снос дома. Полагает, что указанное распоряжение нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ. Установленный в распоряжении срок сноса дома не соответствует принципу разумности, поскольку жилое помещение является непригодным для проживания и создает реальную угрозу для безопасности проживающих в нем граждан. Кроме того, распоряжение не содержит условий по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом и об изъятии у собственников путем выкупа принадлежащих им жилых помещений.
В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивает.
Представитель Администрации муниципального образования город Ноябрьск Гоцалюк В.В. в судебном заседании заявленные требования не признал.
Представитель межведомственной комиссии в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, представили возражения относительно заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела видно, что 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск <адрес>, принадлежит Мартынюк М.Н..
Заключением межведомственной комиссии № 9 (1209) от ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 13, 14). Установлено, что дом имеет деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности.
Администрацией муниципального образования город Ноябрьск на основании заключения межведомственной комиссии распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № дом <адрес> включен в Перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Ноябрьск; собственникам помещений в многоквартирном доме предписано самостоятельно осуществить отселение из занимаемых жилых помещений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а после исполнения пункта 2 распоряжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить снос дома.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Порядок оспаривания соответствующих решений установлен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.
Однако, как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009, при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Как указывалось судом выше, заявитель является сособственником квартиры, расположенной в доме, признанном аварийным.
Обязанность органа местного самоуправления по предоставлению других жилых помещений в связи со сносом дома возникает только в отношении нанимателей жилых помещений.
Собственники помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вправе претендовать на внеочередное предоставление жилого помещения на основании пункта 2 статьи 57 ЖК РФ.
Более того, в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Таким образом, признание многоквартирного дома аварийным является основанием для его сноса. Причем сделать это должны за счет собственных средств собственники жилых помещений дома в срок, установленный органом, принявшим решение о признании дома аварийным.
Конкретный срок сноса или реконструкции при этом определяется указанным органом исходя из реальных условий и характеристик дома. Разумность такого срока определяется исходя из времени, достаточного для осуществления указанных действий.
При этом закон не содержит запрета на осуществление сноса дома ранее установленного срока.
И только в случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд.
Все изложенное выше свидетельствует о том, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями закона в пределах полномочий органа местного самоуправления. Нарушений прав и свобод заявителя судом не установлено.
Возложение на орган местного самоуправления обязанности по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором располагается жилой дом, изъятии жилых помещений путем выкупа у собственников квартир, а также по регистрации решения возможно лишь после истечения срока, установленного для сноса дома за счет собственных средств собственников.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления Мартынюк М.Н..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Мартынюк М.Н. в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения органа местного самоуправления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Н. Габова