о признании действий незаконными и возложении обзанности прекратить эти действия



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск ЯНАО 28 апреля 2012 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,

при секретаре судебного заседания ЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1316-2012 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу к Обществу с ограниченной ответственностью «Гудвин» о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и возложении обязанности прекратить эти действия,

У С Т А Н О В И Л :

Истец, действуя в интересах неопределенного круга потребителей, обратился в суд с иском к ООО «Гудвин» о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и возложении обязанности прекратить эти действия. В обоснование требований иска указано, что по результатам проведенного административного расследования в отношении ООО «Гудвин» (кафе «Мандарин»), расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск <адрес>, по информации, поступившей из ФФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе в городе Ноябрьск» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о регистрации 6 случаев острых кишечных инфекций, при оказании услуг общественного питания выявлены многочисленные нарушения ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона РФ «О защите прав потребителей», Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Выявленные нарушения санитарного законодательства при оказании услуг общественного питания создали угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей. Таким образом, потребители лишены законного права на качество и безопасность услуги, гарантированного им статьями 4, 7 Закона РФ «О защите прав потребителей». Просит признать указанные действия ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязать ответчика прекратить эти действия, возложить на ответчика обязанность выполнять требования санитарного законодательства.

В судебном заседании представитель истца Полищук Ю.Д. на исковых требованиях настаивал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Шатрова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что по результатам проверки ответчику было выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства. Выявленные нарушения в настоящее время устранения. ООО «Гудвин» и в дальнейшем намерено соблюдать требования санитарных норм и правил. Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Право Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу на предъявление настоящего иска вытекает из положений статьи 46 Гражданско-процессуального кодекса РФ, статей 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

В силу ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.

Основным нормативным документом, конкретизирующим положения данной нормы являются Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СП 2.3.6.1079-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001.

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ из ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе в городе Ноябрьск» в адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила информация о регистрации 6 случаев острых кишечных инфекций. Все заболевшие накануне употребляли блюда, приготовленные в кафе «Мандарин».

По результатам проведенного административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Гудвин» (кафе «Мандарин»), расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск <адрес>, при оказании услуг общественного питания выявлен ряд нарушений санитарного законодательства, а именно:

Отсутствует туалет для персонала.

Отсутствует место для хранения санитарной и специальной одежды.

Не организована регулярная централизованная стирка и починка санитарной и специальной одежды.

Уборочный инвентарь для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений, а также туалетов хранится в одном помещении навалом, а не в специально отведенных местах, максимально приближенных к местам уборки. Не ведется журнал здоровья (журнал осмотра на острые респираторные заболевания).

Для сбора пищевых отходов отсутствуют ведра либо бачки с крышками.

Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений не предусматривают последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

Не проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий. В бракеражном журнале не указывается время изготовления продукта, его наименование, результаты органолептической оценки, включая оценку степени готовности, время разрешения на раздачу (реализацию) продукции, фамилия, имя и отчество изготовителя продукции, фамилия, имя и отчество проводившего органолептическую оценку.

Рабочая поверхность столов в баре застелена пористыми резиновыми ковриками, не имеющими санитарно-эпидемиологических заключений.

В моечном отделении отсутствует инструкция о порядке мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств.

Холодильные камеры для хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья не оснащены термометрами для контроля температурного режима хранения.

Производственный цех не имеет деления, обработка сырья и приготовление продукции производится в одном помещении на разных столах. Имеется одна раковина для мытья рук персонала, не оборудованная устройством, исключающим повторное загрязнение рук.

Отсутствует достаточное количество разделочного промаркированного инвентаря (доски, ножи).

Допущены к работе официант З., повар М., повар Н., официант И., администратор Я., повар Ж., повар К., не прошедшие гигиеническую подготовку и аттестацию. В личных медицинских книжках отсутствуют отметки о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

В личных медицинских книжках установленного образца повара Ж., повар К., не внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Для приготовления пищевых продуктов используется продовольственное сырье без маркировки, предусмотренной действующим законодательством: крабовое мясо варено-мороженое в количестве 0,564 кг, осьминоги варено-мороженые в количестве 0,360 кг, кальмары суши в количестве 1 кг, соус «Ореховый» 1 литр, без информации о наименовании товара и изготовителя, даты изготовления, сроков годности, пищевая и энергетическая ценность, условия хранения, информация о подтверждении соответствия. Гребешки варено-мороженые в количестве 2 кг производства Китай без установленных сроков годности. Филе тунца в количестве 0,5 кг без информации на русском языке о наименовании фирмы-изготовителя либо фирмы импортера, юридического адреса. Маркировочные ярлыки каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции не хранятся до полного использования продукта

Отсутствуют технико-технологические карты на вырабатываемую продукцию.

Программа производственного контроля не предоставлена.

Наличие указанных выше нарушений санитарного законодательства на момент проведения административного расследования подтверждается собранными по делу доказательствами и не оспаривалось представителем ответчика.

По результатам административного расследования ООО «Гудвин» выданы предписания, составлены протоколы об административных правонарушениях, выдано представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Постановлением Ноябрьского городского суда ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Гудвин» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6. КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного приостановления деятельности кафе «Мандарин» на срок 20 суток.

Постановлениями Ноябрьского городского суда ЯНАО от 28 и ДД.ММ.ГГГГ заведующая производством ООО «Гудвин» О. и руководитель ООО «Гудвин» Г. привлечены к административной ответственности по ст. 6.6. КоАП РФ.

Действия ответчика по оказанию услуг общественного питания с нарушением санитарных норм и правил, безусловно, являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, поскольку нарушают права потребителей, гарантированные им законодательством о защите прав потребителей.

Выявленные нарушения санитарного законодательства при оказании услуг общественного питания создали реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, а именно угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения.

Доводы представителя ответчика об устранении всех выявленных нарушений не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска в полном объеме.

С учетом установленных судом обстоятельств исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу к ООО «Гудвин» о признании действий по оказанию услуг общественного питания с нарушением санитарных норм и правил противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, возложении обязанности выполнять требования санитарного законодательства являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Возложение на ответчика обязанности выполнять требования санитарного законодательства вытекает из признания его действий противоправными.

В силу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Данное законоположение направленно на обеспечение интересов граждан в сфере торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного законом порядка торговли и оказания услуг.

Законодательством предусмотрено право потребителей быть поставленными в известность о вынесении судом решения в защиту их прав, чтобы потребители имели возможность обратиться к лицу, нарушившему их права с имущественными требованиями. Конкретный потребитель, чье право было нарушено указанными действиями уже не должен будет доказывать их противоправность и факт совершения их определенным хозяйствующим субъектом, ему лишь надо будет доказать, что он был участником правоотношений, в ходе которых были нарушены права неопределенного круга потребителей – приобрел товар, заказал работу или услугу у лица, совершившего противоправные действия в тот период, когда указанные действия совершались, а также обосновать размер предъявленных требований о возмещении причиненного вреда.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Ноябрьск в сумме ... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Гудвин» по оказанию услуг общественного питания с нарушением требований санитарных норм и правил продукции противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Гудвин» выполнять при оказании услуг общественного питания требования санитарного законодательства.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Гудвин» довести в десятидневный срок со дня вступления в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Гудвин» государственную пошлину в доход бюджета города Ноябрьск в сумме ... рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Н. Габова