о признании участниками подпрограммы `Обеспечение жильем молодых семей`



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск ЯНАО 24 августа 2012 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,

при секретаре судебного заседания ЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2439-2012 по иску Москаленко И.В. к Администрации муниципального образования город Ноябрьск и Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище»,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с настоящим иском. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились к ответчику с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище», приложив к заявлению все необходимые документы. На заседании общественной жилищной комиссии при Администрации города Ноябрьск им было отказано в получении социальной выплаты. Отказ мотивирован отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий. Данный отказ считает незаконным и нарушающим жилищные права его семьи.

В судебном заседании истец Москаленко И.В. и его представитель Кузнецов А.А. на исковых требованиях настаивали, привели доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснили, что семья истца членами семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес> не являлась. Также не являлась членами семьи истца и Х., которая фактически предоставила находящееся у нее в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, для временного проживания. Семья истца на момент приобретения в собственность квартиры нуждалась в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования город Ноябрьск, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представили возражения на иск, суть которых сводится к тому, что семья истца на момент приобретения квартиры не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность молодой семьи из трех человек жилой площадью составляла 46,26 кв.м..

Представитель ответчика – Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в возражениях на иск указали, что Правительство ЯНАО не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку спор возник в рамках полномочий органа местного самоуправления.

Третье лицо Москаленко Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Москаленко И.В. и Москаленко Н.А. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, от брака имеют несовершеннолетнего сына – М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Администрацию муниципального образования город Ноябрьск с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище».

Решением общественной жилищной комиссии при Администрации города Ноябрьск семье истцов было отказано в получении социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Отказ мотивирован отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, а также мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2010 года № 383-П, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением от 27 декабря 2010 года № 535-П утвердило Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе.

Предоставление социальных выплат молодым семьям за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.

На момент обращения истцов с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (ДД.ММ.ГГГГ) действовало Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденное Постановлением Администрации ЯНАО от 20 февраля 2009 года № 73-А (далее – Положение). Данное Положение утратило силу с 1 января 2011 года.

Из содержания указанных выше нормативных актов следует, что право на участие в подпрограмме имеют молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы имеет право молодая семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам нуждаемость определяется до момента приобретения (строительства) жилья (пункт 1.5. Положения).

Решением Ноябрьской городской Думы от 3 июня 2005 года № 569-Д утверждена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан муниципального образования город Ноябрьск на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Судом установлено, что семья Москаленко И.В., состоящая из трех человек, на момент приобретения квартиры по адресу: <адрес>(май 2010 года), проживала в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 51,4 кв.м.. Единоличным собственником указанной квартиры является Х. (мать супруги истца) на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

Определяя нуждаемость в жилых помещениях семьи Москаленко И.В., орган местного самоуправления учитывал также жилую площадь в квартире <адрес> в городе Ноябрьск, принадлежащей на праве собственности В. (брату истца) на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, Москаленко И.В. собственником вышеуказанной квартиры либо членом семьи собственника не является, с 2009 года проживал с супругой в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Ж., Б., и не оспорены ответчиком.

При этом следует иметь в виду, что регистрация по месту жительства является административным актом и сама по себе не порождает права на жилое помещение.

Исходя из буквального толкования положений ст. 51 Жилищного кодекса РФ суммарный учет общей площади всех жилых помещений учитывается при наличии у молодой семьи или членов молодой семьи жилых помещений по договору социального найма и (или) принадлежащей ей на праве собственности.

Таким образом, решение органа местного самоуправления об отказе во включении семьи истцов в список участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище» нельзя признать законными и обоснованным.

Иных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты, не имеется. Ответчик на наличие таких обстоятельств не ссылался. Совершения со стороны истца умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать право Москаленко И.В., Москаленко Н.А., М., ... года рождения, на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище» по дате подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ 10 часов 50 минут.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: Габова Т.Н.