РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2012 года г. Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Е.А.
при секретаре Багмановой А.А.,
с участием: истца Лызенко С.В., представителя истца адвоката Любимого В.Ф., третьего лица Лызенко Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Лызенко С.В. к Администрации муниципального образования г. Ноябрьск о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Администрации МО г. Ноябрьск о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма. В обоснование требований указал, что с 1988 года проживал в <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено истцу на основании ордера № от 28 февраля 2005 года. Данное жилое помещение в установленном законом порядке было признано аварийным и подлежащим сносу. 18 ноября 2011 года в период нахождения истца на работе, спорный дом был снесен силами МУП «Ноябрьскспецавтотранс», что подтверждается справкой. Лызенко С.В. вынужден временно проживать у родственников. Истец в списках нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не состоит, однако, полагает, что имеет прав на внеочередное предоставление жилья, поскольку спорный дом был снесен, Лызенко С.В. лишился единственного жилья.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, приводил доводы, изложенные в иске. Указал, что осенью 2011 года выехал в отпуск, по возвращении обнаружил, что его дом снесен. Спорный дом являлся его единственным местом проживания, иного жилья, равно как и возможности приобрести жилье, не имеет. Просил обязать Администрацию МО г. Ноябрьск предоставить ему жилое помещение общей площадью не менее 37,5 кв.м.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивал, просил предоставить истцу жилое помещение равнозначное ранее занимаемому, а именно, общей площадью не менее 37,5 кв.м. Указал, что право истца на предоставление жилья возникает в силу ст. 86, 89 ЖК РФ. Кроме того, указал, что ст. 57 ЖК РФ в данном случае не применима, поскольку истец в списках граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях договора социального найма не состоит. Вместе с тем, уровень его дохода не позволяет ему приобрести жилье самостоятельно. Также, истец вынужден нести дополнительные расходы на проживание, поскольку лишился жилья. Полагает, что данный случай является исключительным, поскольку дом снесен, Лызенко С.В. лишен единственного жилища.
Представитель ответчика администрации МО г. Ноябрьск в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представлены возражения на исковое заявление, согласно которым исковые требования истца не признаются, нормы права, регулирующие внеочередной порядок предоставления жилых помещений, к истцу применены быть не могут. Кроме того, истец не состоит в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, не признан в установленном порядке малоимущим.
Третье лицо в судебном заседании исковые требования поддержала, указала, что спорный дом был снесен, она в нем не проживала длительное время, имеет в собственности жилье, на получение жилья не претендует.
Выслушав истца, представителя истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (далее по тексту Положение), вопросы о признании жилых помещений непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией.
В силу пункта 47 Положения, комиссия по результатам работы, включающей в себя: изучение представленных документов, осмотр жилого дома, возможные дополнительные обследования; принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из материалов дела, истец проживает в спорном жилом помещении с 1988 года, 25 февраля 2005 года выдан ордер № на указанное жилье(л.д.9,21).
02 октября 2009 года межведомственной комиссией при Администрации МО г. Ноябрьска <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.12-13).
Распоряжением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск № Р-974 от 13 октября 2009 года принято решение об отселении физических лиц и сносе дома (л.д.11).
Согласно ст. 3 Закона ЯНАО № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года (в редакции законов ЯНАО от 6 апреля 2006 года и 3 ноября 2006 года) «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», реализация прав граждан на жилье из муниципального жилищного фонда и жилищного фонда автономного округа осуществляется путем и способами, предусмотренными действующим законодательством.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Статья 28-5 Закона «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО (с последующими изменениями), также наряду с приведенными нормами жилищного законодательства предусматривает предоставление гражданам при переселении из жилых помещений, подлежащих сносу, других жилых помещений равнозначных по общей площади ранее занимаемым.
Как следует из материалов дела, истец не состоит в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещения.
Между тем, как следует из материалов дела, <адрес> был снесен (л.д.15). Согласно справки ГИС, жилое строение <адрес> имеет адресный ориентир <адрес>
Поскольку жилое помещение, занимаемое истцом в настоящее время снесено, суд полагает, что к данным правоотношениям подлежат применению положения ст.ст. 86, 89 ЖК РФ.
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация провозглашается социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Статья 40 Конституции РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Как пояснил в судебном заседании истец, размер его дохода не позволяет ему ни встать на учет в качестве нуждающегося, ни приобрести жилье самостоятельно. Между тем, единственного жилья он лишился, вынужден проживать где придется.
Кроме того, ответчиком никаких мер по обеспечению истца жильем не предпринимается.
В соответствии со ст. 40 Конституции каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
С учетом изложенных обстоятельств, следует признать право истца на внеочередное получение жилого помещения.
Поскольку площадь спорного жилого помещения составляет 37,5 кв.м. общей площади, истец имеет право на предоставление равнозначного жилого помещения.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина уплаченная при подаче иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 67, 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию муниципального образования г. Ноябрьск предоставить Лызенко С.В. на состав семьи один человек вне очереди другое благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, в черте муниципального образования г. Ноябрьск, общей площадью не менее 37,5 квадратных метра.
Взыскать в Администрации МО г. Ноябрьск в пользу Лызенко С.В. государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий: Е.А. Кравцова