О возмещении ущерба по реабилитации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2012 года                      г. Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

    В составе:

    председательствующего судьи             Кравцовой Е.А.

    при секретаре             Тарасенко Е.А.,

    с участием: истца Нурыева С.Р., представителя третьего лица Прокуратуры ЯНАО и прокуратуры г. Ноябрьск – Докийчук Е.В.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нурыев С.Р. к Мин фин о компенсации морального вреда,

установил:

Истец обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда в Сумма. В обоснование требований указал, что постановлением следователя следственного отдела по городу Ноябрьск СУ СК при прокуратуре РФ по ЯНАО от 11 января 2008 года в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ. 12 января 2008 года и истец был задержан и помещен для содержания в ИВС УВД по МО г. Ноябрьск. В этот же день ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ. 13 января 2008 года Ноябрьским городским судом ЯНАО избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, 07 марта2008 года срок содержания под стражей был продлен до 11 апреля 2008 года. 10 апреля 2008 года постановлением Ноябрьского городского суда ЯНАО ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей оставлено без удовлетворения. Мера пресечения была заменена на залог. 24 января 2010 года постановлением и.о. следователя СО по г. Ноябрьск СУ СК при прокуратуре РФ по ЯНАО уголовное преследование, по настоящему уголовному делу, в отношении него было прекращено. Извещением о праве на реабилитацию от 29 января 2010 года, в соответствии со статьей 134 УПК РФ, за истцом признано право на реабилитацию.

В судебном заседании истец на иске настаивал, приводил доводы, изложенные в иске. Кроме того пояснил, что за время предварительного расследования, длившегося более двух лет, в связи с уголовным преследованием ему был причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях, связанных с незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным содержанием под стражей. В течение трех месяцев истец был изолирован от общества, был лишен возможности трудиться и обеспечивать должный уровень жизни своей семьи. В дальнейшем, истец был лишен возможности вести привычный образ жизни, потерял спокойствие, поскольку переживал за свое будущее и будущее своей семьи, а также потерял хорошее рабочее место, заработок, а в дальнейшем и семью. Сложившаяся ситуация также негативно отразилась и на его здоровье и общем самочувствии, появилась бессонница, головные боли, повышенная раздражительность. В период содержания под стражей, будучи невиновным, находился в одной камере в убийцами и наркоманами. Факт привлечения его к уголовной ответственности стал известен его друзьям.

    Представитель ответчика в судебном заседании не присутствовал, представил возражения на иск, в которых исковые требования признает в части, полагает возможным удовлетворить иск в сумме не более 50 000 рублей.

Судом к участию в деле привлечен прокурор г. Ноябрьска, а также в качестве третьего лица привлечен прокурор ЯНАО. Представитель третьего лица – Прокуратуры ЯНАО, помощник прокурора г. Ноябрьск Докийчук Е.В. в судебном заседании фактически не оспаривала факт причинения истцу морального вреда, полагала, что размер компенсации морального вреда, указанный истцом, завышен. Указала, что истцом не представлено доказательств потери работы, распада его семьи именно в связи с уголовным преследованием.

    Выслушав истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ст.ст. 150 и 151 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими принадлежащими гражданину другие нематериальные блага суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    В соответствии со ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда в этих случаях осуществляется также независимо от вины причинителя вреда.

Пункт 2 ст. 1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных истцу физических и нравственных страданий с учетом требований разумности и справедливости.

Как следует из материалов дела, постановлением следователя следственного отдела по городу Ноябрьск СУ СК при прокуратуре РФ по ЯНАО от 11 января 2008 года в отношении истца было возбуждено уголовное дело №200800002 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, по факту умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть Бессонова А.Г.

По подозрению в совершении данного преступления 12 января 2008 года Нурыев С.Р. был задержан и помещен в ИВС УВД по МО г. Ноябрьск.

12 января 2008 года истцу предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ.

13 января 2008 года Ноябрьским городским судом ЯНАО в отношении истца избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

07 марта 2008 года срок содержания под стражей был продлен до 11 апреля 2008 года.

10 апреля 2008 года постановлением Ноябрьского городского суда ЯНАО ходатайство о продлении срока содержания под стражей оставлено без удовлетворения. В отношении Нурыева С.Р. Ноябрьским городским судом была избрана мера пресечения в виде залога.

24 января 2010 года постановлением и.о. следователя СО по г. Ноябрьск СУ СК при прокуратуре РФ по ЯНАО уголовное преследование, по уголовному делу в отношении Нурыева было прекращено по основанию п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ, в связи с непричастностью Нурыева С.Р. к совершению преступления, а также отменена мера пресечения в виде залога.

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что в отношении истца имело место незаконное привлечение к уголовной ответственности.

Незаконным привлечением к уголовной ответственности были нарушены личные неимущественные права истца, гарантированные Конституцией Российской Федерации, в частности: человеческое достоинство, честь и доброе имя, деловая репутация, право свободного передвижения.

Бесспорным является то обстоятельство, что в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности истцу был причинен моральный вред.

При таких обстоятельствах, исковые требования Нурыева С.Р. о компенсации морального вреда являются законными и обоснованными.

Однако размер компенсации, о котором просит истец, суд считает завышенным.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Определяя размер подлежащего взысканию морального вреда, суд принимает во внимание обвинение его в совершении преступления, которое относится к категории тяжких, длительность содержания истца по стражей и наличие ограничений в виде залога. Доказательств в подтверждение доводов истца о распаде его семьи и потере работы вследствие незаконного привлечения к уголовной ответственности суду не представлено.

Незаконным привлечением к уголовной ответственности было унижено человеческое достоинство истца, пострадала деловая репутация, тем самым нарушены его личные неимущественные права, предусмотренные ст. ст. 21 и 23 Конституции РФ (охрана достоинства, защита доброго имени гражданина).

У суда не вызывает сомнения, что указанные выше обстоятельства не могли не причинить истцу нравственных страданий.

Принимая во внимание указанное, с учетом характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, требований разумности и справедливости суд взыскивает в счет компенсации морального вреда в пользу истца 200 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12,67,194,198 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Нурыев С.Р. компенсацию морального вреда в Сумма

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий:                     Е.А. Кравцова