РЕШЕНИЕ
город Ноябрьск ЯНАО 13 марта 2012 года
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Габова Т.Н., при секретаре судебного заседания Якимовой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 муниципального образования город Ноябрьск Шнайдер С.М. от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» подало жалобу на постановление мирового судьи, в которой просит это постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5. КоАП. Указывают, что по своей сути предписание является ненормативным актом контролирующего (надзорного) органа, оказывающим воздействие на проверяемое лицо путем возложения обязанности устранить нарушения, уже выявленные в ходе проверки. Плановая проверка в отношении ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» проводилась в июне 2011 года. Проверяемый период – предшествующие 3 года деятельности общества. Однако, административное производство в отношении ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» было возбуждено по факту, произошедшему ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами проверяемого периода. Исходя из норм действующего законодательства, предписание не может распространяться на новые возникшие факты. Кроме того, в предписании № отсутствует указание на конкретный срок (дату) его исполнения. Из предписания следует, что общество обязано было сообщить о факте разлива нефти и нефтепродуктов немедленно с даты получения предписания, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Но на дату ДД.ММ.ГГГГ факты разливов нефти и нефтепродуктов в обществе отсутствуют.
В судебном заседании представитель заявителя Белова Е.В. на жалобе настаивала, привела изложенные в ней доводы.
Представитель Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.
Срок обжалования постановления заявителем не пропущен.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.
Из материалов дела видно, что Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре в отношении ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в 2011 году была проведена плановая выездная проверка.
По результатам проверки ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. В соответствии с данным предписанием ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» надлежало немедленно оповещать Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре и иные соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностное лицо, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункт 78 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области окружающей среды (федерального государственного экологического контроля), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 282).
Таким образом, предписание должно содержать требование об устранении уже выявленных нарушений, в предписании должен быть указан конкретный срок устранения выявленных нарушений.
В этой связи доводы жалобы ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» заслуживают внимания.
В предписании не указан конкретный срок устранения нарушений.
Основанием для составления в отношении ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» протокола об административном правонарушении явилось то обстоятельство, что общество не сообщило об аварии на Холмогорском месторождении нефтесборного коллектора к.11-т.вр. к.11 (2399,5 м. от к.11), произошедшей ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами проверяемого периода.
Доказательства невыполнения в установленный срок (дата получения предписания обществом – ДД.ММ.ГГГГ) предписания в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии в действиях ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» состава административного правонарушения.
Более того, указание в предписании на точный срок его выполнения необходимо для исчисления срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5. КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5. КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня его совершения.
Если исходить из того, что срок устранения нарушений был установлен немедленно с даты получения предписания, а предписание получено ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ДД.ММ.ГГГГ, то срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному делу об административном правонарушении начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление по делу об административном правонарушении принято судьей ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5., 30.6. - 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 города Ноябрьск от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» прекратить.
Судья: Габова Т.Н.