Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоПА РФ



    Р Е Ш Е Н И Е

    город Ноябрьск ЯНАО                                                           8 ноября 2011 года

    Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Габова Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Муравьева Ю.А. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

    У С Т А Н О В И Л:

    Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным государственным инспектором города Ноябрьска по пожарному надзору Каленюк Д.Д. Муравьев Ю.А. как должностное лицо – главный инженер ООО «Радиус», привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности.

Заявитель Муравьев Ю.А. и его представитель адвокат Лисафин А.С. в судебном заседании на доводах жалобы настаивали, пояснили, что действительно Муравьев Ю.А. будучи главным инженером ООО «Радиус» является лицом, ответственным за пожарную безопасность. Не оспаривают факт наличия нарушений требований пожарной безопасности, однако полагают, что вина Муравьева Ю.А. в данном случае отсутствует. Собственником указанного здания является ИП Г. У ООО «Радиус», как у арендатора, нет права на производство капитального ремонта здания. По условиям договора аренды проведение капитального ремонта является обязанностью арендодателя. Размещение пожарного извещателя на высоте 175 см., вместо 150 см., не может принципиально повлиять на пожарную безопасность. Указали на то, что двухмесячный срок привлечения к административной ответственности истек. В протоколе не указано время совершения правонарушения, а только время его выявления.

    Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного производства, прихожу к следующему.

    В соответствии с ч. 4 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение Правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.

При установлении административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности выделяется три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; юридические лица.

В соответствии с положениями ст. 2.4 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно- распорядительных или административно- хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.

Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.

При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, в октябре 2011 года государственным инспектором города Ноябрьск по пожарному надзору Каленюк Д.Д. проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности ООО «Радиус», расположенным по адресу: город Ноябрьск <адрес>.

             В ходе указанной проверки были выявлены, в частности, следующие нарушения требований пожарной безопасности: двери на первом этаже выполнены открывающимися не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03; ручной пожарный извещатель на стене в тамбуре аппаратной установлен на высоте выше, чем 1,5 метра (фактически 1,75 метра) (п. 4 ст. 4 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 13.13.1 СП 5.13130.2009).

По результатам проверки были выданы акт от ДД.ММ.ГГГГ, предписание от ДД.ММ.ГГГГ генеральному директору ООО «Радиус».

              Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным государственным инспектором города Ноябрьска по пожарному надзору Каленюк Д.Д. Муравьев Ю.А. как должностное лицо – главный инженер ООО «Радиус», привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей за нарушение указанных выше требований пожарной безопасности.

ООО «Радиус» занимает часть здания, расположенного по адресу: город Ноябрьск <адрес>, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником здания является Г..

Согласно п. 5.1., п. 5.3. договора аренды арендатор обязан содержать арендуемые помещения и прилегающую территорию в надлежащем санитарном состоянии, соблюдать противопожарные правила, производить за свой счет текущий ремонт арендуемых помещений. Вопросы приобретения дополнительных средств пожарной защиты и прочие потребности арендатор решает самостоятельно за свой счет. В соответствии с договором аренды проведение капитального ремонта является обязанностью арендодателя.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ главный инженер ООО «Радиус» Муравьев Ю.А. назначен руководителем лицом, ответственным за пожарную безопасность.

Факт нарушения заявителем требований пожарной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, оцененными государственным инспектором в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Муравьева Ю.А. были правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление мотивированно.

Административное наказание назначено ... в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений процессуального законодательства и прав заявителя не допущено.

Протокол составлен, дело рассмотрено уполномоченными должностными лицами.

Суд не соглашается с доводами жалобы Муравьева Ю.А. о том, что выполнение дверей открывающимися по направлению выхода из здания, требует проведения капитального ремонта здания.

Более того, как установлено из пояснений заявителя, указанное нарушение уже устранено ООО «Радиус».

Срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела должностным лицом не истек.

Выявленное правонарушение носит длящийся характер, в данном случае противоправные деяния выражаются в форме бездействия должностного лица. Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с законом, действующим на момент выявления правонарушения и рассмотрения дела об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

                                                      Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу Муравьева Ю.А. без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Ямало-Ненецкий окружной суд, путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья:                                                                                Т.Н. Габова