Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
гор. Новозыбков. 10 сентября 2010 года.
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Шайдуко И.А.,
при секретаре Миненко Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Гук Валентины Михайловны
о признании незаконным решения должностного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ( ГУ МЧС России) по Брянской области о регистрации её по месту пребывания сроком на один год,
У С Т А Н О В И Л :
Гук В.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения должностного лица ГУ МЧС России по Брянской области о регистрации её по месту пребывания сроком на один в квартире, где проживает её супруг - ФИО6., указав, что оно нарушает её права.
В судебном заседании Гук В.М., поддержала заявленные требования, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО8., являющимся нанимателем однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Иного жилья не имеет. С согласия мужа с ДД.ММ.ГГГГ она проживает в данной квартире. Документы для её регистрации по месту жительства по данному адресу направлены супругом ДД.ММ.ГГГГ в ГУ МЧС России по Брянской области, так как ранее она сама обращалась в ГУ МЧС России по Брянской области с жалобой на длительное рассмотрение вопроса о своей регистрации по месту жительства в квартире, где проживает муж, но положительного ответа не получила. ДД.ММ.ГГГГ дан ответ за подписью врио начальника ГУ МЧС по Брянской области, которым ей разрешено зарегистрироваться в вышеуказанной квартире по месту пребывания сроком на 1 год. Данное решение не позволяет ей зарегистрироваться по месту жительства, нарушая конституционные права. Должностные лица Новозыбковского межрайонного отдела УФМС России по Брянской области, не регистрируют её по месту жительства в этой квартире, ссылаясь на решение ГУ МЧС России по Брянской области о регистрации по месту пребывания сроком на 1 год. Просит обязать ГУ МЧС по Брянской области осуществить действия, направленные на регистрацию по месту жительства.
Заинтересованное лицо ФИО9 пояснил, что в мае 1980 года ему, как сотруднику Новозыбковского ОВД была выделена служебная однокомнатная квартира № №, расположенная в <адрес>, на состав семьи 3 человека: ему, супруге и дочери, так как раньше пожарная часть входила в систему МВД. В последствии брак между ним и Гук В.М. был расторгнут, жена зарегистрировалась по месту жительства у дочери. ДД.ММ.ГГГГ он снова вступил в брак с ФИО1, которая с марта прошлого года проживает с ним в спорной квартире. Он не возражает против проживания супруги в данной квартире.
Представитель Новозыбковского межрайонного отдела УФМС РФ по Брянской области по доверенности Ерошенко И.А. пояснила, что Гук В.М. обращалась в отдел УФМС для регистрации по месту жительства в спорной квартире. На основании п.17 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденного приказом ФМС РФ № 208 от 20.09.2007 года, а также п.16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года, Гук В.М. следовало предоставить установленные документы, в том числе документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. Заявитель предоставила письмо ГУ МЧС России по Брянской области о согласии на её регистрации по месту пребывания сроком на 1 год, поэтому не имелось оснований для регистрации Гук В.М. по месту жительства в указанной квартире, на чем настаивала заявитель. Регистрироваться по месту пребывания сроком на 1 год Гук В.М. не пожелала. Гук В.М. значится зарегистрированной по адресу: <адрес>. Наличие регистрации по данному адресу не является основанием для отказа в регистрации в спорной квартире, так как при регистрации по новому адресу, она одновременно будет снята с прежнего места регистрации.
Представитель заинтересованного лица - ГУ МЧС России по Брянской области по доверенности Зуйкова А.И. требования заявителя полагает необоснованными, указав, что здание ПЧ, в котором расположена спорная квартира, находится в оперативном управлении ГУ МЧС России по Брянской области, поэтому управление вправе дать заявителю согласие на регистрацию по месту пребывания, так как Гук В.М. зарегистрирована в гор. Новозыбкове, в квартире, принадлежащей её дочери. Гук В.М. и её супруг в трудовых отношениях с ГУ МЧС России по Брянской области не состоят.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым заявленные Гук В.М. требования удовлетворить.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом в силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Права и свободы человека и гражданина в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40). Из этих положений Конституции РФ, следует, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.
Согласно п.2 Постановления Конституционного суда Российской Федерации № 4-П от 02.02.1998 года «органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.»
Статьей 8 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" № 5242-1 от 25 июня 1993 года (в ред. Федерального закона № 281-Фз от 25.12.2008 года), пунктом 7 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Феде-рации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года (в ред. Постановления № 290 от 12.03.1997 года) предусмотрено, что право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Иные ограничения конституционных прав граждан могут быть введены только федеральным законом в строго определенных целях. В силу ст. 6 данных Закона и п.16 Правил, гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней с момента прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом, по смыслу ч. 2 ст. 6 указанного Закона представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Местом жительства согласно ст.20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
К пользованию служебными жилыми помещениями согласно ч. 2 ст. 106 ЖК РСФСР, применяются правила ст. ст. 50 - 61, 66, 75, 81 - 88, 89 - 93, 96, 97 ч. 1, ст. 98, 99 и 100 настоящего Кодекса. Поэтому, правила ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, и иных лиц, распространяются и на служебные жилые помещения. По смыслу приведенных выше норм жилищного законодательства имеет значение лишь волеизъявление нанимателя на вселение определенного круга близких родственников, а для приобретения последними права пользования жилым помещением - факт вселения и проживания. Члены семьи нанимателя служебного помещения, как указано в п.п. е) п.41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с ч.5 ст.100 и ч.ч.2-4 ст.31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними.
О том, что ФИО10. имел намерение вселить в спорное жилое помещение свою супругу - Гук В.М. свидетельствует его письменное заявление в ГУ МЧС России по Брянской области (л.д. 15). Поскольку он выразил волю на вселение своей супруги в спорное жилое помещение, отказ в разрешении на регистрацию по месту жительства в жилом помещении не может иметь правового значения.
Установлено, что спорная однокомнатная квартира,расположенная по адресу: <адрес>, является служебной (л.д. 7, 27) и относится на основании ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилого фонда. Спорная квартира выделена ДД.ММ.ГГГГ супругу заявителя - ФИО11. решением № исполкома Новозыбкоского горсовета народных депутатов Брянской области на состав семьи из трех человек, в том числе на Гук В.М. (л.д.7). Заявитель, является членом семьи нанимателя данного жилого помещения (л.д.8), избрала данное жилье местом своего жительства и с марта 2009 года постоянно проживает в спорной квартире. Зарегистрироваться в ней по месту жительства не может в связи с тем, что ГУ МЧС России по Брянской области формально не дает согласие на регистрацию по месту жительства, поэтому Новозыбковский межрайонный отдел УФМС по Брянской области не зарегистрировал Гук В.М. по месту жительства. Основания, по которым она могла быть ограничена в праве на свободу передвижения, выбор места жительства, отсутствуют.
В соответствии со.ст.3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" сам факт регистрации носит уведомительный характер, и этой в связи функции регистрации возложены на орган регистрационного учета, действия должностных лиц ГУ МЧС России по Брянской области являются незаконными.
Поэтому суд находит надуманными и необоснованными на основании положений вышеперечисленных нормативно-правовых актов доводы представителя ГУ МЧС России по Брянской области в обоснование принятого решения, о том, что Гук В.М. имеет регистрацию по месту жительства у дочери, также, что заявитель и ФИО12. не состоят в трудовых отношениях с ГУ МСЧ России по Брянской области.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение должностного лица ГУ МЧС России по Брянской области о регистрации Гук В.М. сроком на один год по месту пребывания, безусловно нарушает конституционное право заявителя на свободу выбора места пребывания и жительства, закрепленное в ст.27 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Гук Валентины Михайловны о признании незаконным решения должностного лица ГУ МЧС России по Брянской области о регистрации её по месту пребывания сроком на один год удовлетворить.
Признать незаконным решение должностного лица ГУ МЧС России по Брянской области о регистрации Гук Валентины Михайловны по месту пребывания сроком на один год и отменить его.
Обязать должностных лиц ГУ МЧС России по Брянской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Гук Валентины Михайловны, подготовить соответствующие документы, направить в Новозыбковский межрайонный отдел УФМС РФ по Брянской области для регистрации по месту жительства заявителя - Гук Валентины Михайловны по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Шайдуко И.А.