Именем Российской Федерации город Новозыбков Брянской области 24 мая 2011 года Новозыбковский городской суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Головачева А.В., с участием помощника Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Гореловой Е.А., при секретаре Степиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Новозыбковскому районному потребительскому обществу (РАЙПО) о возложении обязанности по совершению действий по обозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, У С Т А Н О В И Л: Новозыбковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Новозыбковского РАЙПО по не выделению и не обозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, а также обязать Новозыбковское РАЙПО на автомобильных стоянках около универмага Новозыбковского РАЙПО по улице Коммунистической, 15, у магазина «Старт» по улице Советской, 18, у крытого рынка «Кристалл» по улице Чкалова, 20 города Новозыбкова Брянской области выделить 10% (но не менее 1 места) мест от общего числа для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и установить специальные знаки. В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал. В обоснование заявленных требований пояснил, что в ходе проведенной проверки установлено, что Новозыбковское РАЙПО не выполняет требования законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения местами для инвалидов на парковках: на автостоянках около универмага Новозыбковского РАЙПО, у магазина «Старт», у крытого рынка «Кристалл». В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 21 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Также, согласно статьи 3 Закона Брянской области № 95-З от 10 ноября 2009 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Брянской области» к указанным объектам относятся в том числе объекты торговли и объекты малого бизнеса. Состояние объектов социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средств информации и связи в Брянской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении на территории Брянской области. В соответствии с пунктом 5.9.21 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» предписано применять совместно со знаком 6.4 табличку 8.17 «Инвалиды» для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами 1 и 2 групп или перевозящими таких инвалидов. Согласно информации №2-825 от 19 апреля 2011 года, представленной Администрацией города Новозыбкова Брянской области, отделом архитектуры и градостроительства произведено обследование территорий для организации парковок для инвалидов около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, в результате которого составлен список объектов, на прилегающей к которым территории необходима организация мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Данная территория является территорией общего пользования. Согласно данной информации автостоянки возле универмага Новозыбковского РАЙПО, у магазина «Старт» и у крытого рынка «Кристалл» предназначены для парковки автотранспортных средств посетителей и места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на ней не выделены. За нарушение указанных требований законодательства о социальной защите инвалидов, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, 9 марта 2010 года главный инженер Новозыбковского РАЙПО Скороход И.М. был привлечен к административной ответственности по ст. 5.43 КоАП РФ. Таким образом, бездействие Новозыбковского РАЙПО по не выделению и не обозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов ограничивает доступ данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры, что существенно ограничивает и нарушает права инвалидов, предусмотренные статьями 6, 7, 17, 39 Конституции Российской Федерации, исходя из которых инвалиды имеют равные права и свободы с остальными гражданами. Представитель ответчика Новозыбковского РАЙПО Дешков П.А. исковые требования не признал и пояснил следующее. Исходя из смысла статей 3, 5, 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги, на которых находятся стоянки возле универмага Новозыбковского РАЙПО, у магазина «Старт» и у крытого рынка «Кристалл» относятся к дорогам местного значения и находятся в собственности города Новозыбкова. Указанные в исковом заявлении стоянки и парковочные мечта не расположены на земельных участках, принадлежащих Новозыбковскому РАЙПО, следовательно, не являются его собственностью. Как следует из статей 13, 15 указанного закона, а также части 1 статьи 2 и статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», орган местного самоуправления - Администрация города Новозыбкова - обязан содержать дороги местного значения, создавать на них парковки (парковочные места), осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществлять информационное обеспечение пользователей дорог общего пользования местного значения. Таким образом, затраты по содержанию дорог местного значения, в том числе устройству стоянок, парковок, парковочных мест на этих дорогах отнесены к вопросам местного значения и финансируются за счет средств местного бюджета. Представитель третьего лица отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Новозыбкова Брянской области исковые требования поддержал и пояснил, что отделом архитектуры было произведено обследование территории города Новозыбкова для организации парковок для инвалидов около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений. В ходе обследования обнаружены нарушения со стороны ряда организаций, в том числе Новозыбковского РАЙПО. Так, на автомобильных стоянках около универмага Новозыбковского РАЙПО по улице Коммунистической,15, у магазина «Старт» по улице Советской, 18, у крытого рынка «Кристалл» по улице Чкалова, 20 города Новозыбкова не выделены и не обозначены специальными знаками места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Новозыбковскому РАЙПО было направлено предупреждение в срок до 1 мая 2011 года произвести работы по организации стоянки автотранспорта инвалидов с разметкой места и установкой соответствующего знака, которое до настоящего времени не исполнено. Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. По результатам проверки, проведенной Новозыбковской межрайпрокуратурой Брянской области установлено, что Новозыбковское РАЙПО не выполняет требования законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения местами для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автомобильных стоянках около универмага Новозыбковского РАЙПО по улице Коммунистической,15, у магазина «Старт» по улице Советской, 18, у крытого рынка «Кристалл» по улице Чкалова, 20 города Новозыбкова Брянской области. В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 21 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Поскольку указанные в исковом заявлении объекты социальной инфраструктуры - универмаг Новозыбковского РАЙПО по улице Коммунистической, 15, магазин «Старт» по улице Советской, 18, крытый рынок «Кристалл» по улице Чкалова, 20 города Новозыбкова Брянской области являются собственностью Новозыбковского РАЙПО, обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа к ним инвалидов возлагается на Новозыбковское РАЙПО. Согласно статьи 3 Закона Брянской области № 95-З от 10 ноября 2009 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Брянской области» к указанным объектам относятся в том числе объекты торговли, финансово-банковские учреждения, объекты малого бизнеса. Состояние объектов социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средств информации и связи в Брянской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении на территории Брянской области. Кроме того, в соответствии с пунктом 5.9.21 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» предписано применять совместно со знаком 6.4 табличку 8.17 «Инвалиды» для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами 1 и 2 групп или перевозящими таких инвалидов. Факт нарушения Новозыбковским РАЙПО законодательства о социальной защите инвалидов подтверждается информацией Администрации города Новозыбкова от 4 апреля 2011 года № 2-825, согласно которой автостоянки возле универмага Новозыбковского РАЙПО, у магазина «Старт» и у крытого рынка «Кристалл» предназначены для парковки автотранспортных средств посетителей и места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на ней не выделены; постановлением мирового судьи Новозыбковского судебного участка № 63 Брянской области от 9 марта 2010 года о назначении административного наказания главному инженеру Новозыбковского РАЙПО Скороходу И.М. по ст. 5.43 КоАП РФ за нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Учитывая вышеизложенные обстоятельства и требования указанных законодательных актов, бездействие Новозыбковского РАЙПО по не выделению и не обозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов является незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Новозыбковскому районному потребительскому обществу (РАЙПО) о возложении обязанности по совершению действий по обозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов удовлетворить. Признать незаконным бездействие Новозыбковского РАЙПО по не выделению и не обозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Обязать Новозыбковское РАЙПО на автомобильных стоянках около универмага Новозыбковского РАЙПО по улице Коммунистической, 15, у магазина «Старт» по улице Советской, 18, у крытого рынка «Кристалл» по улице Чкалова, 20 города Новозыбкова Брянской области выделить 10% (но не менее 1 места) мест от общего числа для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и установить специальные знаки. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам, Брянского областного суда в течение 10 суток со дня вынесения. Судья Головачёв А.В.