о признании незаконным бездействия органов государственной власти и местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Новозыбков                                        11 июля 2011 года

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе: председательствующего Соловец Л.В.,

при секретаре Клименко Т.А.,

с участием помощника Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области               Азаровского А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в защиту интересов Макаренко И.Д. к Администрации Брянской области, администрации города Новозыбкова, Министерству финансов РФ в лице Новозыбковского УФК по Брянской области, Финансовому Управлению по Брянской области о признании незаконным бездействия органов государственной власти и местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области обратился в суд с иском в интересах Макаренко И.Д., в котором просит обязать Администрацию Брянской области совместно с администрацией города Новозыбкова обеспечить Макаренко И.Д. жильем в городе Новозыбкове Брянской области на условиях договора социального найма.

В судебном заседании помощник Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Азаровский А.А. уточнил требования, просил обязать Администрацию Брянской области обеспечить Макаренко И.Д. жильем на условиях договора социального найма.

В обоснование заявленных требований суду пояснил, что Макаренко И.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма он не имеет.

Согласно постановления Администрации города Новозыбкова Брянской области           от ДД.ММ.ГГГГ Макаренко И.Д. поставлен на учет как нуждающийся                     в улучшении жилищных условий. В соответствии со списком сирот, состоящих на учете при администрации города как нуждающиеся в улучшении жилищных условий,                стоит в очереди под номером 28, до настоящего времени жилое помещение ему не выделено. Просит суд заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Брянской области в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о дате и времени судебного разбирательства.

Представитель Администрации города Новозыбкова Брянской области не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил суду, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, осуществляется на основании утвержденного административного регламента. Регламентом предусмотрен срок для предоставления жилья - не более 180 дней.

Представитель третьего лица - Новозыбковского отделения УФК по Брянской области и Финансового управления Брянской области в судебное заседание не явились, хотя были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей Администрации Брянской области, Финансового управления Брянской области и Новозыбковского отделения УФК по Брянской области.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ                           «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Макаренко И.Д,<данные изъяты>, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении в настоящее время не находится.

Согласно Постановления Администрации Брянской области от 20 ноября 2008 года              № 1071 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», государственная услуга по улучшению жилищных условий детей-сирот оказывается за счет средств областного и федерального бюджета.

Постановлением Администрации Брянской области № 889 от 9 ноября 2007 года утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения», который определяет механизм и условия приобретения и предоставления по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет средств областного и федерального бюджетов.

Согласно пункта 3 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствия общей площади закрепленного жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, учетной норме площади, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно Постановления Администрации города Новозыбкова Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, Макаренко И.Д., зарегистрированный по адресу: г. Новозыбков, <адрес>, поставлен на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма по очереди внеочередного предоставления жилой площади, как оставшийся без попечения родителей.

Согласно списку детей-сирот, состоящих на учете на получение жилья в Администрации города Новозыбкова Брянской области, утвержденному главой администрации ДД.ММ.ГГГГ, Макаренко И.Д. состоит в этом списке под номером 28.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Макаренко И.Д., <данные изъяты>, какого-либо жилья в собственности или по договору социального найма не имеет.

Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. «Ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ                          «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прип прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.

Согласно пункта 3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

На основании изложенного суд находит исковые требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в интересах Макаренко И.Д. подлежащими удовлетворению и считает необходимым обязать Администрацию Брянской области предоставить Макаренко И.Д. жилое помещение по договору социального найма в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в интересах Макаренко И.Д. к Администрации Брянской области                     о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать администрацию Брянской области предоставить Макаренко И.Д. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения.

                     Судья:                       Соловец Л.В.