О взыскании сумм возмещения здоровью



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 г.                                                                                г. Новозыбков

Новозыбковский городской суд Брянской области

в составе председательствующего судьи Поповой И.С.,

при секретаре Борисенко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко В.Н. к ГБУ «Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова» о предоставлении льгот и компенсаций

УСТАНОВИЛ:

     Шевченко В. Н. обратился в суд с иском к ГБУ «Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова» о предоставлении льгот и компенсаций по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

    В судебном заседании истец поддержал исковые требования и пояснил суду, что его жена Шевченко Г.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, причиной смерти явилось заболевание, связанное с воздействием радиационных факторов в результате катастрофы на ЧАЭС. Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ он, как инвалид вследствие военной травмы и его двое детей Шевченко В.В. 1991 г. рождения и дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. рождения признаны иждивенцами умершей и им была назначена выплата возмещения вреда здоровью в соответствии с п.15 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Полагает, что ему, как лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными иждивенцами умершего - двумя несовершеннолетними детьми, должны были назначить пособие в соответствии с п.2 ст.7 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" до достижения детьми 14 лет. Кроме того, по этому же Закону ему подлежит назначению возмещение по случаю потери кормильца. Полагает, что меры социальной поддержки ему должны были предоставляться по всем имеющимся основаниям и возмещение вреда должно назначаться по двум законам - Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

    Кроме того, полагает, что ему необоснованно отказали в предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на всех членов семьи и предоставляют льготы с учетом одного льготника. Льгота по коммунальным услугам предусмотрена п.4 ст.14 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Просит обязать ответчика предоставлять льготу по коммунальным платежам с учетом всех членов семьи в размере 50% и компенсировать недополученные суммы.

Полагает необоснованным назначение компенсации на питание на одного члена семьи - дочь ФИО3 Просит назначить ему указанную выплату на питание и выплатить недополученные суммы.

    Просит взыскать с ответчика компенсацию за фактическую потерю времени, поскольку чернобыльское удостоверение после смерти жены ему выдали с большим опозданием - ДД.ММ.ГГГГ В результате несвоевременной выдачи удостоверения его дети не получили путевки на оздоровление в район Черного моря, а были вынуждены отдыхать в лагере в Брянской области. Размер компенсации просит определить в разумных пределах по усмотрению суда.

     Кроме того, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании в его пользу 185228 руб. исполнено только ДД.ММ.ГГГГ Просит взыскать с ответчика компенсацию за несвоевременное исполнение решения суда в разумных пределах с учетом требований ст. 208 ГПК РФ.

      Представитель ГБУ «Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова» Винниченко Н.Г. полагает заявление необоснованным, поскольку все льготы и компенсации назначены и выплачиваются истцу в полном объеме. До вынесения решения Новозыбковского городского суда от 8 ноября 2005 г. истцу выплачивалось возмещение вреда, причиненное смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998г № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Во исполнение решения суда, Шевченко В.Н. и двоим несовершеннолетним детям назначена выплата соответствии с п.15 ч.2 ст.14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствие с частью 3 статьи 3 Чернобыльского Закона если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту.

     Считает необоснованными требования истца в части назначения ему компенсации на приобретение продовольственных товаров, поскольку пунктом 13 статьи 14 Закона определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Право на данную выплату не распространялся на жен и мужей граждан, получающих указанную выплату при их жизни, соответственно не распространяется и после смерти. В пункте первом Правил выплаты компенсации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г № 907, перечислены лица, которым гарантируется право компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не включены ни вдовы, ни вдовцы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы. Выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров назначена младшему ребенку ФИО1 - дочери ФИО5.

        ГБУ «Отдел социальной защиты населения г.Новозыбкова» не имеет полномочий по выдаче удостоверений семьям умерших инвалидов, вследствие катастрофы на ЧАЭС. Шевченко В.Н. ДД.ММ.ГГГГ была выдана справка, в соответствие с которой ему предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные Законом. Наличие или отсутствие данного удостоверения не могло повлиять на предоставление путевки для оздоровления детей. В 2009 году оздоровление всех детей, проживающих в зонах радиационного загрязнения, осуществлялось фондом социального страхования за счет средств фонда.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

    На основании решения Новозыбковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения Брянской области был направлен ДД.ММ.ГГГГ (исх.) в Управление федеральной государственной службы занятости по Брянской области для его исполнения в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2005года № 73. При поступлении финансирования из федерального бюджета ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной государственной службы занятости по Брянской области произведены выплаты в сумме 185228 руб. 67 коп., т.е. в полном объеме. В части требований об индексации взысканной судом суммы на дату ее получения полагает необходимым применить общий срок исковой давности, который составляет три года.

Шевченко В.Н., как инвалиду 3 группы предоставляется скидка в размере 50% на оплату жилья и коммунальных услуг. Согласно части 4 статьи 14 и п.3 ч.1 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан…» льготы по оплате коммунальных услуг на членов семьи умершего инвалида не предоставляются. Льгота по услуге «содержание жилья» предоставляется на всех членов семьи Шевченко В.Н.

Таким образом, все исковые требования Шевченко В.Н. полагает необоснованными, просит в их удовлетворении отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Шевченко В.Н. к ГБУ «Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова» о предоставлении льгот и компенсаций отказать.

Судом установлено, что истец Шевченко В.Н. является инвалидом 3 группы, группа инвалидности установлена бессрочно по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы. Его супруга Шевченко Г.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ причина смерти связана с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

     Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Шевченко В.Н. и его двое детей Шевченко В.В. ДД.ММ.ГГГГ. рождения и дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г. рождения признаны иждивенцами умершей и им была назначена выплата возмещения вреда здоровью в соответствии с п.15 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Указанная выплата назначена истцу бессрочно. Факт начисления и выплаты ежемесячной денежной компенсации по утере кормильца истцу и членам семьи подтверждается справками ГБУ «Отдел социальной защиты населении», в соответствии с которой размер выплаты составляет по 3297 руб. 20 коп. на каждого члена семьи. Доводы истца о назначении ему ещё двух выплат в соответствии с п.2 ст.7 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", как неработающему и занятому уходом за детьми умершего до достижения ими 14 лет, а также назначение ему компенсации как нетрудоспособному иждивенцу, имеющему право на получение содержания от умершего, удовлетворению не подлежат поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту. Решением суда признано право Шевченко В.Н. на получение компенсаций по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указанный вариант получения выплат является наиболее выгодным для истца.

     Суд полагает необоснованными требования истца о назначении ему компенсации на приобретение продовольственных товаров, поскольку в соответствии с п.13 ч.1 ст.14 Закона "О социальной защите граждан…» такая льгота распространяется на инвалида, по заболеванию, связанному с воздействием радиационных факторов и проживающих с ним детей, не достигших 14-летнего возраста. Таким образом, указанной нормой определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Право иных членов семьи на приобретение льгот и компенсаций в пункте 13 данной статьи не предусмотрено.

Исходя из этого, усматривается, что право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров не распространялось на мужей граждан, получающих социальную поддержку по данному Закону, при их жизни, соответственно не распространяется и после смерти.

Согласно части 4 статьи 14 Закона меры социальной поддержки, предусмотренные пп. 2, 3,7,8,12 - 15 части первой настоящей статьи распространяются на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки указанные в настоящей статье. Семье умершего инвалида Шевченко Г.А. назначена компенсация на приобретение продовольственных товаров с учетом положений Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 г. на дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Требования истца о предоставлении компенсации в размере 50 процентов оплаты за коммунальные услуги на всех членов семьи удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 14 и п.3 ч.1 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан…» льготы по оплате коммунальных услуг на членов семьи умершего инвалида не предоставляются. Истцу, как инвалиду 3 группы предоставляется скидка в размере 50% на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ

"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". На основании ст. 17 указанного Закона, инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Основания для предоставления льгот по оплате коммунальных услуг на членов семьи Шевченко В.Н. отсутствуют.

Истцом также не представлено доказательств причинения ему либо его несовершеннолетним детям морального или имущественного вреда, связанного с длительным неполучением удостоверения за умершего инвалида. Судом установлено, что Шевченко В.Н. ДД.ММ.ГГГГ была выдана справка установленного образца серии , в соответствие с которой ему предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан…». Руководствуясь определением Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ Шевченко В.Н. выдано удостоверение на умершую супругу Шевченко Г.А. Оформление и выдача удостоверений находится в компетенции Управления социальной защиты населения Брянской области. Доводы Шевченко В.Н. о невозможности оздоровления детей ввиду отсутствия соответствующего удостоверения не могут быть приняты судом во внимание, поскольку каких-либо специальных льгот по оздоровлению детей, потерявших родителей вследствие катастрофы на ЧАЭС действующим законодательством не предусмотрено. Меры социальной поддержки детей и подростков предусмотрены ст. 25 чернобыльского закона и предоставляются всем детям, проживающим в зоне отселения, вне зависимости от смерти их родителей. Таким образом, требования Шевченко В.Н. о взыскании компенсации за потерю времени, связанную с несвоевременным получением удостоверения. удовлетворению не подлежат.

Суд соглашается с доводами ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности к требованиям, связанным с индексацией присужденных судом денежных сумм ввиду задержки их выплаты. Из материалов гражданского дела (2005г.) по иску Шевченко В.Н. к отделу социальной защиты населения администрации г. Новозыбкова следует, что решение суда вынесено ДД.ММ.ГГГГ, исполнительный лист по делу выдан ДД.ММ.ГГГГ, решение суда исполнено полностью ДД.ММ.ГГГГ, путем зачисления на счет истца 185288 руб. 27 коп. С заявлением об индексации указанных сумм в соответствии со ч.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

     В удовлетворении исковых требований Шевченко В.Н. к ГБУ«Отдел социальной защиты населения г.Новозыбкова» о предоставлении льгот и компенсаций отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд в течение 10 дней.

                        

                                                                                            

Судья:                                       Попова.