О понуждении к совершению действий по разработке проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.



                                                        Р Е Ш Е Н И Е

                                           Именем Российской Федерации.

гор. Новозыбков.                                                                                     28 марта 2012 года            

    Новозыбковский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Шайдуко И.А.,

при секретаре Степиной О.В.,

с участием помощника Новозыбковского межрайпрокурора Азаровского А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску                                                                                                                                               

прокурора Брянской природоохранной прокуратуры

в интересах неопределенного круга лиц

к закрытому акционерному обществу (ЗАО) «Старобобовичская ПМК»

о понуждении к совершению действий по разработке проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения,

                                                              установил:

Прокурором Брянской природоохранной прокуратуры в порядке ст.45 ГПК РФ подан в суд иск в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Старобобовичская ПМК» Новозыбковского района о понуждении к совершению действий по разработке проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

    В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на результаты проведенной проверки санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере питьевого водоснабжения, выявившей неисполнение ответчиком требований статей 2,11,18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.3-1.6,1.13,1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 в части не обеспечения мер по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Указанное бездействие ответчика способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, что существенно нарушает права и законные интересы для здоровья жителей и иных лиц, временно пребывающих на территории сельского поселения, предусмотренные статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, исходя из которых, каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.     

Участвующий в судебном заседании прокурор Азаровский А.А. настаивает на удовлетворении заявленных прокурором Брянской природоохранной прокуратуры требованиях, полагая их законными и обоснованными.

Представитель ответчика генеральный директор ЗАО «Старобобовичская ПМК» Болобан А.Н. иск признал, пояснив, что для выполнения требований прокурора предприятию следует предоставить время.

Представитель третьего лица -Старобобовичского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защи-те в судебном порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-Фз от 10.01.2002 года ( в ред. Закона № 417-Фз от 07.12.2011 года) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды.

Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, согласно ч.ч.1,3 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-Фз от 30.03.1999 года (в ред. Закона № 417-Фз от 07.12.2011 года) не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Пунктами 1.3, 1.4,1.5,1.6,1.11.1.13,1.15 санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», введенных в действие постановлением № 10 от 26.02.2002 года Главного государственного санитарного врача РФ, определено, что соблюдение этих правил обя-зательно для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны са-нитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Санитарные мероприятия должны выполняться: а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Обязательное соблюдение и выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении юридическими лицами их деятельности предусматривается ст.ст.2,11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Из материалов дела следует, что проведенной Брянской природоохранной прокурату-рой проверкой с привлечением специалистов территориального отдела управления Роспотребнадзора по Брянской области установлено, что граждане, проживающие в селе Старые Бобовичи Новозыбковского района Брянской области обеспечиваются питьевой водой из подземного источника водоснабжения - артезианской скважины.

Эксплуатацию артезианской скважины жилого района ПМК-46 в количестве 1 шт. и водопроводных сетей протяженностью 1,2 км ЗАО «Старобобовичская ПМК» осуществляет на основании выданной лицензии на право пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевых нужд населения. Артезианская скважина, водонапорная башня, водопроводная сеть указанной протяженностью находятся на балансе ответчика.

Питьевая вода является для жителей указанных сел жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания растений, животных, человека. Требования, установленные вышеизложенными нормами законодательства, к организации питьевого водоснабжения жителей этих населенных пунктов ЗАО «Старобобовичская ПМК» в полном объеме не выполняет: ответчик не имеет проектов организации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Бездействие администрации ответчика, выражающееся в непринятии мер к разработке проектов организации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назна-чения и их установлению в соответствии с указанными требованиями, может способство-вать загрязнению источников водоснабжения, водопроводных сооружений и территорий, на которых они находятся, а также созданию угрозы для здоровья жителей жилого района ПМК-46 села Старые Бобовичи Новозыбковского района, иных лиц, временно в них пребывающих, тем самым нарушая конституционное право (статьи 41,42 Конституции РФ) на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

По результатам проверки ЗАО «Старобобовичская ПМК» за допущенные нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения было привлечено в административной ответственности по ст.6.3 К о АП РФ.

Суд принимает признание иска руководителем ответчика, как не противоречащее закону, не нарушающее права и интересы сторон и иных лиц.

При установленных обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                               решил:

Исковое заявление прокурора Брянской природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу (ЗАО) «Старобобовичская ПМК» о понуждении к совершению действий по разработке проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения - удовлетворить.

Обязать закрытое акционерное общество «Старобобовичская ПМК» в срок до 01 августа 2012 года разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, расположенных в жилом районе ПМК-46 села Старые Бобовичи Новозыбковского района Брянской области.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца через Новозыбковский городской суд.

    Председательствующий                                                                    Шайдуко И.А.