о признании права на предоставление вне очереди жилого помещения и понуждении к совершению действий



РЕШЕНИЕ

                                                Именем Российской Федерации

г. Новозыбков                                                                                       23 июля 2012 года.

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Меньшикова А.К.

при секретаре Напреенко О.В.,

с участием помощника Новозыбковского межрайонного прокурора Азаровского А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новозыбковского межрайонного прокурора в интересах Яковлевой И.А. к администрации г. Новозыбкова о признании права на предоставление вне очереди жилого помещения и о понуждении к совершению действий,

                                                  

                                                             Установил:

       Новозыбковский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Яковлевой И.А., отнесенной к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации г. Новозыбкова о признании права на предоставление вне очереди жилого помещения и о понуждении к совершению действий. Свои требования обосновал тем, что в силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди по договорам социального найма жилые помещения предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. и по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

           В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и пояснил, что

Яковлева И.А., <данные изъяты>, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей в силу того, что ее мать, Яковлева С.В., ДД.ММ.ГГГГ решением Новозыбковского городского суда лишена родительских прав, а отец - Яковлев А.В. не изъявил желание воспитывать дочь, ДД.ММ.ГГГГ он умер. За несовершеннолетней Постановлением администрации г. Новозыбкова от ДД.ММ.ГГГГ была закреплена жилая площадь по месту жительства родителей - комната в <адрес> общежития по <адрес> в <адрес>. Просит суд указанное Постановление администрации в части закрепления комнаты за несовершеннолетней признать незаконным, т.к. оно принято с существенным нарушением норм жилищного законодательства в силу того, что жилые помещения в общежитиях отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначены для временного проживания граждан, признать за Яковлевой И.А право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, принять Яковлеву И.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей и обязать администрацию г. Новозыбкова обеспечить вне очереди Яковлеву И.А. пригодным для проживания жилым помещением на условиях договора социального найма.

         Истица Яковлева И.А. в судебном заседании показала, что в соответствии с Постановлением администрации г. Новозыбкова от ДД.ММ.ГГГГ она, как несовершеннолетняя, была определена в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и за ней была закреплена жилая площадь по месту жительства родителей - комната в общежитии по <адрес> в <адрес>, на которую МКП «Жилье» с ней заключило договор найма специализированного жилого помещения. Неоднократные ее обращения о выделении ей пригодного для проживания жилья по договору социального найма положительных результатов не дали и она была вынуждена за помощью обратиться к прокурору. Требования прокурора поддерживает в полном объеме, настаивает на их удовлетворении.

          Ответчик - юрист администрации г. Новозыбкова по доверенности Шабловский И.И. заявленные прокурором требования не признал, объяснив тем, что Постановлением администрации г. Новозыбкова от ДД.ММ.ГГГГ за Яковлевой И.А., как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, закреплено жилое помещение по месту жительства родителей, т.е. <адрес>, Таким образом жильем она обеспечена.

    3-е лицо - представитель Министерства финансов в Российской федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области Сучков А.П. заявленные требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу ст. 18 Закона Брянской области от 19.12.2011 N 131-З "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", где на обеспечение расходов муниципальных образований на цели по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа предусмотрены субвенции местным бюджетам. Размер субвенций бюджету г. Новозыбкова на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2012 год, согласно таблицы 29 Приложения 15 к Закону Брянской области от 19.12.2011 N 131-З составляет 2659,8 тыс. руб.

         Суд, выслушав прокурора, стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования прокурора в интересах Яковлевой И.А. о признании права на предоставление вне очереди жилого помещения и о понуждении к совершению действий подлежащим удовлетворению.

Статьей 4 Закона Брянской области от 03.07.2010 № 3-З "О мерах по закреплению жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и обеспечению их сохранности в Брянской области" установлен запрет на закрепление за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В силу статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации определены статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (с последующими изменениями. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В судебном заседании установлено, что Яковлева И.А. - ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанной категорией лиц она обладает на основаниирешения Новозыбковского городского суда от 23.07.1997 г., которымее мать - Яковлева С.В. лишена родительских прав, а отец - Яковлев А.В., не изъявил желание забрать дочь из воспитательного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ он. умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением администрации г. Новозыбкова № 919 от 23.06.2003 г. несовершеннолетняя Яковлева И.А. была определена в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и за ней была закреплена жилая площадь по месту жительства родителей по адресу: <адрес>, <адрес>.

Закрепленное жилое помещение, общей площадью 14 кв. м., является комнатой в общежитии, что подтверждается справкой, выданной, заведующей Новозыбковским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», где указано, что домовладение по <адрес> имеет статус общежития. В соответствии с п.п.2 п. 1 ст.92 ЖК РФ общежития относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для временного проживания граждан.

Приговором Новозыбковского городского суда Брянской области от 03 декабря 2004 Яковлева И.А. была осуждена за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст.105 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии и 23 ноября 2009 года досрочно освобождена от отбывания наказания. Имеет ребенка инвалида 1 группы ФИО10 - ДД.ММ.ГГГГ рождения

По отбытию наказания МКП «Жилье», действующим от имени Администрации г. Новозыбкова, 15.12.2009 с Яковлевой И.А. бы заключен договор найма специализированного жилого помещения - комнаты по <адрес> в <адрес>, где по настоящее время она проживает вместе со свои ребенком-инвалидом ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Заключение указанного договора противоречит действующему законодательству по следующим основаниям. Порядок и условия предоставления жилых помещений в общежитиях на 2003 г. регулировались ст. 109 ЖК РСФСР и Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 N 328 "Об утверждении Примерного положения об общежитиях"

В соответствии со ст. 109 ЖК РСФСР, общежития могут использоваться для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы.

Исходя из указанных положений закона, жилые помещения в общежитиях могут быть предоставлены рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам, но именно в период их работы или учебы на предприятии, в ведении которого находится общежитие, т.е. временно. Иных законных оснований предоставления общежитий законом установлено не было.

Таким образом закрепление в 2003 году комнаты в общежитии, являющейся временным жильем, за Яковлевой И.А. было незаконным.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 29, статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР, граждане, проживающие в общежитиях, признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, и имели право на получение жилых помещений в домах государственного жилищного фонда.

В связи с этим, пункт 2 постановления администрации г. Новозыбкова № 919 от 23.06.2003 в части закрепления за Яковлевой И.А комнаты в общежитии противоречит требованиям жилищного законодательства в связи с чем, подлежит признанию незаконным.

В соответствии с Законом Брянской области от 1 декабря 2011 года N 124-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", органам местного самоуправления, обладающим статусом городского округа и муниципального района, переданы отдельные государственные полномочия Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Статьей 18 Закона Брянской области от 19.12.2011 N 131-З "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" введен в действие с 1 января по 31 декабря 2012 года Закон Брянской области от 1 декабря 2011 года N 124-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа". На обеспечение расходов муниципальных образований на эти цели Закона Брянской области от 19.12.2011 N 131-З "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрены субвенции местному бюджету. Размер субвенций бюджету г. Новозыбкова на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2012 год составляет 2659,8 тыс. руб., что отражено в таблица 29 Приложение 15 к Закону Брянской области от 19.12.2011 N 131-З.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому, указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, находящихся на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

          

          На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

          Требования прокурора в интересах Яковлевой И.А. к администрации г. Новозыбкова Брянской области о признании права на предоставление вне очереди жилого помещения и о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

          Признать за Яковлевой И.А., как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 8 Федерального закона №159 ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

          Признать незаконным п.2 Постановления администрации г. Новозыбкова №919 от 23.06.2003 года в части закрепления за Яковлевой И.А. комнаты по <адрес> в <адрес>, т.к. данное жилье в силу своего правового статуса является временным.

          Обязать администрацию г. Новозыбкова Брянской области поставить Яковлеву И.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

           Обязать администрацию г. Новозыбкова Брянской области обеспечить вне очереди Яковлеву И.А. жилым помещением на условиях договора социального найма, соответствующим санитарным и пожарным правилам.            

           Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Новозыбковский городской суд.

      

                  Председательствующий: