О признании бездействия органов государственой власти и местного самоуправления по предоставлению жилого помещения по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Новозыбков Брянской области 5 апреля 2011 года

Новозыбковский городской суд Брянской области

в составе председательствующего Головачёва А.В.,

с участием помощника Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Гореловой Е.А.,

при секретаре Степиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в защиту интересов Ковалевой А.И. к Администрации Брянской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области обратился в суд с иском в интересах Ковалевой А.И., в котором просит обязать Администрацию Брянской области обеспечить Ковалеву А.И. жильем в городе Новозыбкове Брянской области на условиях договора социального найма.

Свои требования мотивировал тем, что Ковалева А.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма Ковалева А.И. не имеет. Согласно постановления Администрации города Новозыбкова Брянской области № 570 от 14 октября 2002 года Ковалева А.И. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В соответствии со списком сирот, состоящих на учете при администрации города как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, Ковалева А.И. стоит в очереди под номером 11, до настоящего времени жилое помещение ей не выделено.

В судебном заседании помощник Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Горелова Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить. Пояснила суду, что Ковалева А.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Холондач Е.П. умерла 19 сентября 2000 года, а отец Ковалев И.И. решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 17 февраля 2004 года был лишен в отношении нее родительских прав.

Соистец Ковалева А.И. в судебном заседании исковые требования просила удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Брянской области в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель третьего лица Администрации города Новозыбкова Брянской области не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил суду, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, осуществляется на основании утвержденного административного регламента. Регламентом предусмотрен срок для предоставления жилья - не более 180 дней. Просил установить срок для предоставления Ковалевой А.И. жилья - 6 месяцев.

Представитель третьего лица Новозыбковского отделения УФК по Брянской области не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Финансового управления Брянской области в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ковалева А.И., 1990 года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении в настоящее время не находится.

Согласно Постановления Администрации Брянской области от 20 ноября 2008 года № 1071 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», государственная услуга по улучшению жилищных условий детей-сирот оказывается за счет средств областного и федерального бюджета.

Постановлением Администрации Брянской области № 889 от 9 ноября 2007 года утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения», который определяет механизм и условия приобретения и предоставления по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет средств областного и федерального бюджетов.

Согласно пункта 3 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствия общей площади закрепленного жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, учетной норме площади, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно Постановления Администрации города Новозыбкова Брянской области № 570 от 14 октября 2002 года Ковалева А.И., временно зарегистрированная по адресу: <адрес>, общей площадью 61,2 кв.м., поставлена на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма по очереди внеочередного предоставления жилой площади, как оставшаяся без попечения родителей.

Согласно списку детей-сирот, состоящих на учете на получение жилья в Администрации города Новозыбкова Брянской области, утвержденному главой администрации 28 декабря 2010 года, Ковалева А.И. состоит в этом списке под номером 11.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ковалева А.И., 1990 года рождения, какого-либо жилья в собственности или по договору социального найма не имеет.

Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. «Ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прип прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.

Согласно пункта 3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области № 889 от 9 ноября 2007 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

На основании изложенного суд находит исковые требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в интересах Ковалевой А.И. подлежащими удовлетворению и считает необходимым обязать Администрацию Брянской области предоставить Ковалевой А.И. жилое помещение по договору социального найма в пределах города Новозыбкова Брянской области в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в интересах Ковалевой А.И. к Администрации Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Администрации Брянской области предоставить Ковалевой А.И. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах города Новозыбкова Брянской области в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам, Брянского областного суда в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья Головачёв А.В.