Дело № 2-516\2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Киров29 ноября 2010 года
Нововятский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Хаснудиновой Т.Ф.
при секретаре Колодкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санникова А.П. к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Кирове о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
Санников А.П. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Кирове о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, указав в обоснование своих требований, что достиг 55 лет, имеет общий трудовой стаж более 25 лет и специальный трудовой стаж на должностях плавсостава на судах речного флота 12 лет 6 месяцев, в связи с чем 05.03.2010 г. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Кирове с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Решением ГУ УПФ РФ в г. Кирове № от 05.05.2010 г. в назначении досрочной трудовой пенсии ему отказано в связи с недостаточностью специального стажа. В специальный трудовой стаж зачтено 6 лет 4 месяца 20 дней, не включены периоды работы: с 27.04.1972 г. по 31.12.1973 г. в качестве матроса, моториста рулевого в ОАО <данные изъяты>, с 17.09.1980 г. по 31.12.1980 г. - в качестве механика–помощника капитана в ремонтно-механических мастерских объединения <данные изъяты> с 26.03.1984 г. по 18.06.1984 г. в качестве капитана–механика в <данные изъяты>, с 01.04.1997 г. по 19.05.1997 г. в качестве капитана–механика в ОАО <данные изъяты> с 01.06.1998 г. по 28.02.1999 г. в качестве капитана-механика в ОАО <данные изъяты> с 03.06.2002 г. по 21.06.2002 г. в качестве капитана-механика в ООО <данные изъяты> с 18.03.2003 г. по 30.03.2007 г. в качестве капитана-механика в ООО <данные изъяты>, с 02.04.2007 г. по 31.01.2008 г. в качестве капитана-механика в ООО <данные изъяты>, с 01.02.2008 г. по 04.03.2010 г. в качестве капитана-механика в ООО «<данные изъяты>. В решении указано, что в указанные периоды документально не подтверждается работа истца в должностях плавсостава речного флота на судах, по некоторым периодам документально не подтверждается занятость в течение полного навигационного периода.
С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, не соответствующим действующему законодательству. Спорные периоды работы истца подтверждаются записями в трудовой книжке и другими письменными документами, предоставленными ответчику вместе с заявлением о назначении пенсии. Характер выполняемой работы и полная занятость истца подтверждается свидетельскими показаниями и представленными уточняющими справками. Он работал на плавсоставе речного флота на судах, не относящихся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения (т/х «Союз», т/х «ГТМ-41», т/х РТ-415, т/х «Шуга»,т/х «Циклон», т/х «Шторм», т/х «Восход», т/х «Меридиан», Т-63 «Енисей», МТ-120, т/х «Ангара»), которые специально оборудованы для постоянной работы при сплаве древесины по бассейну реки Вятка, и других работ, то есть выполнял работу, предусмотренную Законом. Просит признать решение ГУ УПФ РФ в г. Кирове №№ от 05.05.2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, признать за ним право на досрочную пенсию в связи с тяжелыми условиями труда, обязать ГУ УПФ РФ включить в специальный стаж спорные периоды работы с 27.04.1972 г. по 31.12.1973 г. в качестве матроса, моториста рулевого в ОАО <данные изъяты>; с 17.09.1980 г. по 31.12.1980 г. - в качестве механика - помощника капитана в ремонтно-механических мастерских объединения «<данные изъяты> за исключением дней отвлечений - отгулы, сельхозработы; с 26.03.1984 г. по 18.06.1984 г. в качестве капитана-механика в <данные изъяты>; с 01.04.1997 г. по 19.05.1997 г. в качестве капитана-механика в ОАО <данные изъяты> с 01.06.1998 г. по 28.02.1999 г. в качестве капитана-механика в ОАО <данные изъяты>; с 03.06.2002 г. по 21.06.2002 г. в качестве капитана-механика в ООО <данные изъяты>; с 18.03.2003 г. по 30.03.2007 г. в качестве капитана-механика в ООО <данные изъяты> с 02.04.2007 г. по 31.01.2008 г. в качестве капитана-механика в ООО <данные изъяты>»; с 01.02.2008 г. по 04.03.2010 г. в качестве капитана-механика в ООО «<данные изъяты>, за исключением отпусков без сохранения заработной платы: с 07.07.09 г. по 07.08.09 г., с 10.08.09 г. по 04.09.09. г., 14.09.09 г. по 09.10.09 г.; курсов повышения квалификации с 08.01.09 г. по 24.01.09 г.; дней простоя по вине работодателя с 02.02.09 г. по 27.02.09 г., в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию и обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного Фонда РФв г. Кирове Кировской области» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12,2001 г. с момента наступления права на льготную пенсию с 07 марта 2010 г.
В судебном заседании истец Санников А.П. и его представитель Гирев Д.А. исковые требования изменили. Дополнительно к ранее заявленным требованиям, просил обязать ГУ УПФ РФ в г. Кирове включить в специальный стаж периоды работы в должностях плавсостава речного флота на судах, не относящихся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения: с 01.03.1999 г. по 29.02.2000 г. в ОАО «<данные изъяты> в качестве капитана-механика; с 01.03.2000 г. по 31.05.2002 г. в ОАО <данные изъяты> в качестве капитана-механика; с 01.07.2002 г. по 12.08.2002 г. в филиале ОАО <данные изъяты> в качестве механика-сменного капитана, капитана-механика.
Санников А.П. дополнительно суду пояснил, что 27.04.1972 г. после окончания училища был принят на работу в качестве матроса, моториста рулевого в ОАО <данные изъяты> на буксирный толкач «Барс» в машинное отделение, где проработал до 31.12.1973 года. Работа заключалась в толкании и буксировке плотов по реке Вятка. Работали в течение периода навигации. С 26.03.1984 г. по 18.06.1984 г. работал в качестве капитана-механика в <данные изъяты> на Т63 на буксирном теплоходе «Кировец», занимались буксировкой плотов по озеру, перехватывали плоты, устанавливали их в озера и делили на части. В период с 01.04.1997 г. по 19.05.1997 г. работал капитаном-механиком в ОАО <данные изъяты> на сплаве, буксировали плоты по реке. С 01.06.1998г. по 28.02.1999г. работал капитаном-механиком в ОАО <данные изъяты> также занимался буксировкой плотов по реке. В периоды с 03.06.2002 г. по 21.06.2002 г., с 18.03.2003 г. по 30.03.2007 г., с 01.02.2008 г. по 04.03.2010 г. работал капитаном-механиком транспортной компании <данные изъяты>, с 02.04.2007 по 31.01.2008 выполнял работу по буксировке плотов, перевозке топлива и другую работу в течение полного рабочего дня в периоды навигации.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Кирове по доверенности Метелев А.Н. исковые требования Санникова А.П. не признал. Считает, что спорные периоды работы истца не подлежит зачету в специальный стаж, так как документально не подтверждается работа в должностях плавсостава речного флота на судах, по некоторым периодам документально не подтверждается занятость в течение полного навигационного периода. В 1972 г. навигация началась согласно приказу 21.04.1972, а истец был принят на работу после открытия навигации – с 27.04.1972 г., то есть проработал неполный период навигации, поэтому зачету в специальный стаж подлежит только фактическая занятость в период навигации, а не календарный год. Календарный год засчитывается в специальный стаж только в случае полной занятости во время всего периода навигации. Специальный стаж Санникова А.П. составляет 6 лет 4 месяца 20 дней, что недостаточно для приобретения права на досрочную пенсию в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Просил в удовлетворении исковых требований Санникову А.П. отказать.
Представитель третьего лица ООО «Транспортная компания Нововятского лесопромышленного комплекса» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, протии удовлетворения исковых требований не возражали.
Представитель третьего лица ОАО «Нововятский лыжный комбинат» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав участников процесса, свидетелей, исследовав представленные материалы дела, находит исковые требования Санников А.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции РФ.
В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П установлено, что граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, то есть при оценке пенсионных прав граждан за периоды работы до 01.01.2002 г. возможно применение ранее действующих Списков и Правил исчисления специального стажа.
В соответствии с пп. 9 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17.12.2001 года право на досрочную трудовую пенсию предоставляется мужчинам в возрасте 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п. 13 Правил № 516 периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Согласно копии аттестата №, выданного 15.04.1973 г., Санников А.П. окончил городское профессиональное училище №№ по специальности штурман помощник механика диз. флота 1 группы судов, ему присвоена квалификация штурмана помощника механика диз. флота 1 группы судов, слесаря судоремонтника 3 разряда.
Дипломом № судоводителя, выданным на основании протокола № от 24.03.1981 г., подтверждается право Санникова А.П. занимать должности капитана-механика третьих групп (300 л.с.) судов речного и озерного флота с районом плавания р. Вятка –Мугино – Вятские Поляны.
Дипломом №, выданным на основании протокола № от 13.07.1992 г., подтверждается право Санникова А.П. занимать должности капитана-механика первой группы судов (450 л.с.) с районом плавания по реке Вятка.
Согласно копи диплома №№ от 25.05.2009 г. Санников А.П. имеет право занимать должности капитана первой группы судов мощностью до 330 кВТ (до 450 л.с.), кроме пассажирских судов, водоизмещающее с районом плавания г. Киров (685,0 км) – устье реки Вятка, Набережные Челны – Чистополь.
Копией диплома №№, выданного 25.05.2009 г., подтверждается право Санникова А.П. занимать должность механика первой группы судов до 330 кВТ (до 450 л.с.)
Из записей в трудовой книжке Санникова А.П. следует, что с 01.09.1970 г. по 05.04.1973г. он обучался в <данные изъяты> 06.04.1973 г. принят переводом из <данные изъяты> мотористом рулевым на т\х РТ-415, 23.04.1973 г. назначен на должность 2 штурмана 2 помощника капитана т\х «Шуга»,08.04.1975 г. назначен на должность 1 штурмана 1 п\механика т\х «Шуга», 27.10.1975 г. уволен в связи с призывом в Советскую Армию. С 02.11.1975 г. по 28.11.1978 г. проходил службу в рядах Советской Армии. 16.01.1979 г. принят 1 штурманом 1 помощника механика в Речной порт Киров, 17.04.1979 г. переведен капитаном-дублером 1 помощника механика т\х «Циклон», 12.02.1980 г. переведен учеником судокорпусника-ремонтника, 23.04.1980 г. переведен механиком-капитаном-дублером на т\х «Циклон», 18.08.1980 г. уволен по собственному желанию. С 17.09.1980г. по 19.08.1981 г. работал механиком-помощником капитана в Ремонтно-механических мастерских объединения <данные изъяты>, С 26.03.1984 г.по 18.06.1984 г. работал в складе сырья <данные изъяты> капитаном-механиком, С 06.04.1987 г. по 29.02.1988 г. работал капитаном-помощником капитана в ремонтно-механических мастерских объединения <данные изъяты> С 11.06.1990 г. принят на работу 1 штурманом – 1 помощником механика т\х «Шторм» в <данные изъяты>, 16.06.1990 г. переведен механиком-сменщиком капитана т\х «Шторм», 24.10.1992 г. уволен по собственному желанию. С 01.04.1997 г. по 19.05.1997 г. работал в цехе №1 капитаном-механиком в ОАО <данные изъяты> 09.12.1997 г. принят в лесопильный цех слесарем-ремонтником 5 разряда ОАО <данные изъяты>, 01.06.1998 г. переведен в участок биржи сырья капитаном-механиком 7 разряда, 01.03.1999г. переведен в цех биржи сырья центра финансовой ответственности <данные изъяты> выгрузчиком древесины из воды 3 разряда с возложением в сплав обязанностей капитана-механика 7 разряда, 29.02.2000 г. уволен переводом в ООО <данные изъяты> 01.03.2000г. принят в цех биржи сырья капитаном-механиком 6 разряда в ООО <данные изъяты> 31.05.2002 г. уволен переводом в ООО <данные изъяты> С 03.06.2002г. по 21.06.2002 г. работал капитаном-механиком 7 разряда в ООО «<данные изъяты> 01.07.2002 г. принят на работу в ООО <данные изъяты> механиком-сменщиком капитана на теплоход «Нагорск», 18.07.2002г. переведен помощником механика на теплоход «Нагорск», 02.08.2002 г. уволен по собственному желанию. С 15.10.2002г.по 27.02.2003 г. работал вахтенным матросом в ОАО <данные изъяты> с 18.03.2003г. по 30.03.2007 г. работал капитаном-механиком 7 разряда в ООО «<данные изъяты> с 02.04.2007г. по 31.01.2008г. работал капитаном-механиком 7 разряда в транспортном цехе ООО <данные изъяты> С 01.02.2008г. по настоящее время работает в цехе водного транспорта ООО <данные изъяты> капитаном-механиком 7 разряда. Общий трудовой стаж Санникова А.П. - более 33 лет.
Согласно архивной справке в архивном фонде судостроительно-судоремонтного завода «Память Кирова» Вятского речного пароходства Нолинского района Кировской области в книге приказом по личному составу имеются следующие сведения о работе Санникова А.П. за 1971 г.. На основании приказа №№ от 13.07.1971 г. учащийся <данные изъяты> Санников А.П. 15.07.1971 г. направлен для прохождения практики на т\х «ГТМ-41». Приказа на увольнение не имеется, а в приказе на отстой навигации судна «ГТМ-41» не значится. В судовом журнале т-х «ГТМ-41» за 1971 г. указано, что с 19 июля по 26 октября Санников А.П. числился матросом.
По сообщению начальника архивного отдела Администрации Нолинского района архивный фонд Аркульской ремонтно-эксплуатационной базы флота «Память Кирова» Вятского речного пароходства Нолинского района за 1952-2003 г. не поступал.
Из архивной справки №1922-2 от 04.12.2007 г. Муниципального архива г. Котельнич усматривается, что в архивном фонде ОАО <данные изъяты> в документах по личному составу имеются сведения о том, что Санников А.П. работал пристань Котельнич 1972 г., РЭБ им. Ст. Халтурина в 1973-1975 г.: 27.04.1972 г. принят на работу на Портовый 1 на Гравсортировку матросом с 27.04.1972 (приказ №№ от 26.04.1972 о приеме на работу). 22.10.1972 г. – матросу Санникову А.П. предоставить отгулы, отпуск за навигацию 1972 г. с 22.10.по 27.11.1972 г. (приказ №№ от 24.10.1972).
Приказом № от 15.04.1973 г. «Об укомплектовании судовых команд для работы флота в навигацию 1973 г.» включен Санников А.П. – моторист-рулевой т\х РТ-415. Приказом №№ от 24.10.1973 г. принята команда т\х РТ-415 на зимний отстой, моторист рулевого Санников А.П. распределен на выходные дни с 25.10.1973 г..
В приказе №№ от 23.04.1974 г. «Об укомплектовании судовых команд для работы флота в навигацию 1974 г. включен Санников А.П. – 2 штурман-2 помощник механика т\х «Шуга» с 23.04.1974. Приказом №№ от 04.11.1974 г. принята команда т\х «Шуга» на зимний отстой, 2 штурман-2 помощник механика Санников А.П. распределен на выходные дни с 04.11.1974 г.
Приказом №№ от 08.04.1975 г. «Об укомплектовании судовых команд для работы флота в навигацию 1975 г.» включен Санников А.П. – 1 штурман-1 помощник механика т\х «Шуга». Приказом №№ от 27.10.1975 принята команда т\х «Шуга» на зимний отстой, 1 штурман-1 помощник механика Санников А.П. распределен с 27.10.1975 в Советскую Армию, уволен с 27.10.1975 г..
В лицевых счетах по начислению зарплаты за 1972-1975 г. имеются сведения о фактически отработанных Санниковым А.П. днях в период навигации с апреля по октябрь 1972 г., с апреля по ноябрь 1974 г., с апреля по октябрь 1975 г. За 1973 год сведений нет, на хранение в архив не сдавались.
Из архивной справки №с-11\6777л от 17.10.2009 г. усматривается, что в архивном фонде Филиала <данные изъяты> ОАО <данные изъяты>имеются сведения о работе Санникова А.П.. Приказом №№ от 16.01.1979 г. Санников А.П. принят на работу 1 штурманом 1 помощника механика и направлен в РММ с оплатой по отстою. Приказом №№ от 17.04.1979 г. по т\х «Циклон» «О расстановке плавсостава на навигацию 1979 г.» Санников А.В. включен в качестве капитана-дублера-1 помощника механика. В личной карточке Санникова А.П. 17.04.1979 г. имеются отметки: о должности Санникова А.П. «капитана-дублера-1 помощника механика» на т\х «Циклон», 15.10.1979 г. о направлении в РММ в связи с постановкой т\х «Циклон» на зимний отстой (приказ № от 15.10.1979 г.). Приказом от 14.02.1980 г. №№ Капитан-дублер-1 пом. механика т\х Циклон Санников А.П. переведен учеником судокорпусника-ремонтника. Приказом №№ от 29.02.1980 г. Санникову А.П. 28.02.1980 г. присвоен 3 разряд судокорпусника-ремонтника. Приказом №25 от 23.04.1980г. О расстановке плавсосотава на навигации. 1980 г. включен механик-капитан-дублер Санников А.П. Приказом №№ от 23.04.1980 г. Санников А.П. переведен механиком-капитаном-дублером на т\х «Циклон». Приказом №№ от 18.08.1980 г. механик-капитан-дублер Санников А.П. уволен с работы по собственному желанию в соответствии со ст. 31 КЗоТ РСФСР с т\х «Циклон». В лицевых счетах за 1980 г. имеются сведения, что зарплата за февраль 1980 г. не начислялась за период обучения, 4.03., 6-7.03.1980 г.– без содержания, приказы не обнаружены.
За период работы с 1990г. по 1992 г. в архивном фонде ОАО «<данные изъяты>» имеются сведения о работе Санникова А.П. 11.06.1990 г. принят на работу 1 штурманом -1 пом. механика т\х «Шторм» (приказ №№ от 05.06.1990), 16.06.1990 г. переведен механиком-сменным капитаном того же теплохода (приказ №№ от 15.06.1990 г.). 05.11.1990 г. в связи с постановкой т\х «Восход» на зимний отстой переведен 2 штурманом-2 помощника механика и направлен в РММ с оплатой по отстою (приказ №№ от 05.11.1990 г.). Приказом №№ от 16.04.1991 г. О расстановке плавсосотава на навигацию Санников А.П. включен в команду механиком-капитаном на т\х «Шторм».29.10.1991 г. приказом от 28.10.1991г. №№ механик-сменный капитан Санников А.П. направлен в РММ в связи с постановкой т\х «Шторм» на зимний отстой. Приказом №№ от 06.04.1992 г. О расстановке плавсосотава на навигацию Санников А.П. включен в команду т\х «Меридиан» механиком-сменным капитаном. 24.10.1992 г. приказом от 28.10.1992 №№ механик-сменный капитан Санников А.П. уволен с тх Меридиан по собственному желанию ст. 31 КЗоТ.
В лицевых счетах за 1979-1980 г.г., 1990-1992 г.г. должность Санникова А.П. указана: в 1979 г. – «1шт.2 пом. мех.», «кап.дуб. 1 пом. мех.», в 1980 г. – «кап. дуб. 1 пом. мех.», «учен. судокорп.», «судокорп. рем. 3 р.», «мех. кап. дублер», в 1990 г. – «1 штурм. – 1 пом. механ.», 1991-1992 – «механик см. капитан».
В архивном фонде ОАО «<данные изъяты> в документах по личному составу имеются следующие сведения о работе Санникова А.П. 17.09.1980 г. принят на работу в должности механика-1 помощника капитана катера Т-63 (приказ № от 15.09.1980 г.), 19.08.1981 г. уволен с работы по личному желанию ст. 31 КЗоТ (приказ № от 14.08.1981 г.) В лицевых счетах по начислению зарплаты должность за этот период не указана. В приказе № от 22.04.1981 г. О расстановке плавсостава на навигацию 1981 г. Санников А.П. указан в качестве моториста рулевого МТ-120. В приказах по личному составу за 1981 г. имеется приказ № от 14.08.1981 о предоставлении Санникову А.П. 15 час. отгулов за навигацию 1981 г. на 17-18.08. Приказом № от 22.09.1980 г. Санников А.П. направлен на сельхозработы с 23.09.1980г. сроком на 2 недели, приказом № от 26.09.1980г. со 2.10.1980г. направлен на сельхозработы, срок не указан., приказом № от 12.12.1980г. с 15.12.1980г. направлен на сельхозработы сроком на месяц. Приказом № от 21.09.1980г. Санникову А.П. предоставлялись отгулы за переработку в колхозе с 17.09. по 19.09.1980г.
06.04.1987 г. Санников А.П. принят на работу капитаном помощником механика (приказ №к от 06.04.1987 г., 29.02.1988 г. уволен. В лицевых счетах по начислению зарплаты должность за этот период указана – капитан- помощник капитана. В приказе № от 23.04.1987 г. О расстановке плавсостава на навигацию 1987 г. Санников А.П. указан в качестве капитана – помощника механика Т-63 «Енисей». Приказом №к от 18.05.1987 г. Санников А.П. временно с 18.05.1987 г. переведен на т\х «Ангара». Приказом №к от 24.06.1987 г. Санников А.П. капитан-пом.механика направлен в распоряжение Вересниковского с\участка с 25.06.1987г. сроком на 1 месяца. Приказом № к от 17.11.1987 г. Санников А.П. капитан-пом.механика направлен в распоряжение Вересниковского сплавного\участка Кировского рейда с 17.11.1987г. до конца года. Приказом № к от 27.01.1988 г. Санников А.П. капитан-пом.механика направлен в распоряжение Вересниковского сплавного\участка Кировского рейда с 26.01.1988г. сроком на 1 месяца. Других отвлечений не обнаружено.
В архивном фонде ОАО «<данные изъяты>» в документах по личному составу имеются следующие сведения о работе Санникова А.П. 01.04.1997 г. принят на работу в цех 31 механиком на период навигации (приказ №-Л от 31.03.1997 г.), 19.05.1997 г. уволен с работы капитан-механика цеха № Санников А.П. (приказ №-Л от 19.05.1997 г.)
В архивном фонде ОАО <данные изъяты> в документах по личному составу имеются следующие сведения о работе Санникова А.П. : 01.06.1998 г. Санников А.П. слесарь-ремонтник лесопильного цеха переведен в участок биржи сырья капитаном-механиком 7 разряда (при отсутствии основной работы – выгрузчиком древесины из воды) приказ № л\с от 08.06.1998 г., 01.03.1999 г. переведен в цех биржи сырья ЦФО <данные изъяты> капитаном механиком 7 разряда, выгрузчиком древесины из воды 3 разряда с возложением в сплав обязанностей капитана-механика 7 разряда (приказ № от 03.03.1999 г.). 29.02.2000 г. уволен в порядке перевода в ООО «<данные изъяты>» по согласованию между нанимателями (приказ от 29.02.2000 г. № л\с. В лицевых счетах по начислению зарплаты должность Санникова А.П. в 1998 г. указана – «выгрузчик 6 разряд, капитан 7 разряд», в 1999-2000 г.г. – «выгрузчик древесины». В личной карточке имеется отметка о предоставлении отпуска без содержания с 02.12.1998 по 31.12.1998 г.
Согласно справке № от 19.03.2010 г. Санников А.П. во время сплава с 1998 г. по 2002 г. в весенний период с марта по июнь работал капитаном-механиком т\х «Союз» в цехе №1 <данные изъяты> Справка дана в связи с ликвидацией цеха № (биржи сырья) и переводом судов и капитанов-механиков в ООО «<данные изъяты> в цех водного транспорта, где и работает по настоящее время.
Справкой №44 от 24.02.2010 г. и уточняющей справкой ООО «<данные изъяты>» №189 от 12.08.2010 г. подтверждается, что Санников А.П. действительно работал в ООО «<данные изъяты> с 03.06.2002 г. (приказ №№ от 04.06.2002) по 21.06.2002 г. (приказ №№ от 21.06.2002 г.) капитаном-механиком 7 разряда; с 18.03.2003 г. (приказ №№ от 18.03.2003 г.) по 30.03.2007 г. (приказ <данные изъяты> от 30.03.2007г.) капитаном-механиком 7 разряда; с 01.02.2008г. (приказ №<данные изъяты> от 01.02.2008 г. по настоящее время в качестве капитана –механика 7 разряда на буксирном теплоходе проекта 1606 «Союз». За период работы с 2008 г. имелись периоды отвлечений от основной работы отпуска без сохранения зарплаты с 07.07.09г. по 07.08.09г., с 10.08.09 г. по 04.09.09 г., с 14.09.09 г. по 09.10.09 г., с 01.06.10 г.по 01.07.10 г., с 05.07.10 г. по 05.08.10 г., с 06.08.10 г. по 01.09.10 г., курсы повышения квалификации с 08.01.09г. по 24.01.09г
Копией свидетельства о праве собственности № подтверждается, что буксирный теплоход «Союз» проекта 1606 идентификационный номер В-12-3719 принадлежит на праве собственности ООО «<данные изъяты>
Актами осмотра судна «Союз» работа Санникова А.П. капитаном подтверждается с1998 года по 2006 год.
Сборником актов технического состояния судна «Союз» ООО <данные изъяты> подтверждается работа Санникова А.П. капитаном-механиком с 2003 года по 2008 год.
Из архивной выписки от 08.10.2010 г. 05-35/63 следует, что приказом № от 23.04.1984 года по <данные изъяты> в целях обеспечения выполнения плана приемки грузовой и молевой древесины, безаварийной перевозки грузов, а также рабочих, занятых сплавными работами в навигацию 1984 года, систематического наблюдения за техническим состоянием судов, приказом произведено закрепление капитанов-механиков персонально за судами, принадлежащими комбинату: Т-63 «Кировец» - Санников А.П..
В соответствии со ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием, и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения) не по вине работника.
Свидетель ФИО1 суду пояснил, что вместе с Санниковым А.П. работал 2 месяца в 1997 году в ОАО «<данные изъяты>» на сплаве плотов из г. Нагорска. Санников работал капитаном-механиком. Работал на буксирном теплоходе «Россия» на реках Вятка и Кобра полный рабочий день и даже больше, потому что навигационный период ограничен погодными условиями. Обычно навигация начинается в апреле о начале навигации издается приказ. В период совместной работы с Санниковым простоев не было, так как рабочих не хватало, брали людей со стороны.
Свидетель ФИО2 пояснил, что знаком с истцом с 1995 года, когда Санников А.П. устроился на работу капитаном-механиком на <данные изъяты>. Работали на теплоходе «Союз», в периоды навигации занимались сплавами и рейдовыми работами, таскали баржи по всей реке, а в зимнее время занимались ремонтными работами судов. Санников проработал на <данные изъяты> до 1996 года, в 1997 году предприятие обанкротилось, команды теплоходов расформировали, в 1998 г. Санников снова устроился на работу на вновь созданное предприятие ОАО «<данные изъяты> которое впоследствии выделило флот в отделение предприятие – ООО «<данные изъяты> В 1999 году Санников переведен в цех биржи сырья центра финансовой ответственности <данные изъяты> выгрузчиком древесины из воды с возложением в сплав обязанностей капитана-механика 7 разряда. Фактически Санников работал капитаном-механиком, а юридически его оформление на работу было не совсем правильным. Выполнял ту же самую работу, по всей реке перевозил грузы в периоды навигации. В марте капитанов обычно отзывали с командами на ремонт судов и подготовки спуска на воду, перед навигационным периодом Санников занимался ремонтными работами судов, как и остальные капитаны. Навигация обычно начиналась в апреле, о ее начале всегда издавался приказ. После окончания сплава вся команда переходила на рейдовую работу. Ежегодно по окончании навигации издавался приказ о консервации судна и постановке на клетке на зимнее время. Все работники знакомились с приказом под роспись, этим навигация и заканчивалась. В период навигации Санников А.П. работал полный рабочий день и даже больше, так как навигационный период ограничен погодными условиями и надо успеть сделать всю работу. Рабочих не хватало, работали даже в выходные дни. Оплата производилась в зависимости от количества приведенных плотов. С 2002 г. по 2008 годы отвлечений от основной работы у Санникова не было, только в 2009-2010 г. г.он брал несколько отгулов по семейным обстоятельствам.
Свидетель ФИО3 пояснил, что работал вместе с Санниковым А.П. с 1995 года на <данные изъяты>. Санников совершал рейдовые работы на реке на теплоходе «Союз», водил основные суда, работали полный рабочий день. В период сплава занимались сплавами и рейдовыми работами, таскали баржи по всей реке. Сплав начинался с апреля и заканчивался в ноябре, когда встанет лед. О начале и окончании навигации издавался приказ. После окончания сплава занимались ремонтными работами.
Согласно ст. 39 действующего в тот период Кодекса торгового мореплавания СССР экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды. К командному составу судна, кроме капитана, в частности отнесены помощники капитана, судовые механики.
Согласно разделу 2 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденного приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 года № 82 должности помощника капитана – помощника механика, механика-помощника капитана относятся к должностям экипажа судна.
Согласно Положению о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного плавания, обеспечивающем безопасность эксплуатации судна, утвержденного приказом Минтранспорта РФ от 24.05.1994 года № 31 штатное расписание судна разрабатывается судовладельцем с учетом требований этого положения.Согласно нормативов минимального состава экипажей самоходных транспортных судов внутреннего плавания на самоходных нефтеналивных судах грузоподъемностью до 599 тонн и буксирах и толкачах мощностью двигателей от 55 кВт до 184 кВт, должности, на которых работал Санников А.П. в спорные периоды, входили в обязательный минимум штатного расписания. В спорные периоды работы Санников А.П. работал полный навигационный период, который длился с апреля по октябрь каждого года, то есть с момента схода льда и до образования ледостава. Начало и завершение навигационного периода зависело от погоды и определялось приказом организации. В архивных документах все приказы по личному составу датированы апрелем месяцем, из чего можно сделать вывод, что навигационный период начинался в апреле. Так в 2003 г. приказ о проведении лесосплава и создании судовой команды датирован 14 апреля, в 2005 – 18 апреля, в 2006 – 13 апреля, в 2007 – 11 апреля, в 2008 – 11 апреля, в 2009 – 15 апреля, в 2010 – 21 апреля. Санников А.П. указан в каждом из приказов в составе судовой команды в качестве капитана-механика Пр. 1606 «Союз». Приказы об окончании навигационного периода в организациях не издавались, но из представленных истцом копий приказов следует, что подготовка площадки для постановки судов, выставление судов на клетки, создание противопожарного разрыва между судами, заваривание окон на судах связывалось с окончанием навигационного периода и постановкой судов на зимний период. Эти приказы датированы октябрем – ноябрем ( в 2002 г. – 11 ноября, в 2003г. – 10 ноября, в 2004 г. -01 декабря, в 2005 г. – 08 ноября, в 2006г. – 03 октября, в 2007г. – 15 октября, в 2008 г.– 15 октября, в 2009г. – 12 октября В межнавигационный период проводились ремонтные работы на плавсудах.
Таким образом, принадлежность занимаемых Санниковым А.П. должностей к должностям плавсостава установлена нормативными актами, а полная занятость в навигационный период подтверждается архивными справками.
Уточняющими справками Вятского линейного отдела Волжского Управления государственного морского и речного надзора подтверждается, что суда, на которых работал Санников А.П. в спорные периоды работы, являлись транспортными судами на транзитных перевозках на реке Вятка и не относились к портовым судам, постоянно работающим на акватории рейда, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Так в Судовом Реестре приписки судов по Вятскому линейному отделу Государственной речной судоходной инспекции Волжского бассейна на балансе <данные изъяты> числились теплоходы: «Шуга», 1970 года постройки, регистрационный номер В-95, буксирный, проекта 861А «Циклон», 1965 года постройки, регистрационный номер В-101, буксирный, проекта «Нагорск», 1985 года постройки, регистрационный номер В-10-9, буксир-толкач, проекта 890 «ГТМ41», 1966 года постройки, регистрационный номер В-26, сухогрузный, снят с учета 06.02.1989 г., проекта 911-Б «РТ-415», 1963 года постройки, регистрационный номер В-64, буксир-толкач, снят с учета 14.12.1992 г., проекта 324 «Портовый-1», 1967 года постройки, регистрационный номер В-09-2669 земснаряд. На балансе производственного лесосплавного объединения <данные изъяты> числились теплоходы: проекта Т-63 «Енисей», 1957 года постройки, регистрационный номер В-10-204, буксирный, проекта 795 «МТ-120», 1969 года постройки, регистрационный номер В-10-209, танкер. На балансе ООО <данные изъяты> числился теплоход проекта 1606 «Союз», 1989 года постройки, регистрационный номер В-12-3719, буксирный. На балансе <данные изъяты> числился теплоход проекта 1606 «Союз», 1989 года постройки, регистрационный номер В-12-3719, буксирный. Данные суда являлись транспортными судами на транзитных перевозках на реке Вятка. Данные суда не относились к портовым судам, постоянно работающим на акватории рейда, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Анализируя представленные истцом доказательства, суд признает обоснованными доводы Санникова А.П. о том, что в спорные периоды он работал в должностях плавсостава и имел полную занятость в навигационный период, поэтому спорные периоды УПФ исключены из специального стажа Санникова А.П. необоснованно.
Как следует из решения комиссии ГУ УПФ РФ в г. Кирове №№ от 05.05.2010 года в назначении досрочной пенсии Санникову А.П. в соответствии с п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отказано, по причине недостаточности специального стажа 12 лет и 6 месяцев на соответствующих видах работ. По мнению ГУ УПФ РФ специальный стаж Санникова А.П. составляет 6 лет 4 мес. 20 дней.
С зачетом оспариваемых УПФ периодов специальный стаж Санникова А.П. на работах с тяжелыми условиями труда составляет более 12 лет 6 месяцев, при страховом стаже не менее 25 лет, при возрасте 55 лет, поэтому Санников А.П. имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года.
В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на пенсию. Как следует из заявления о назначении пенсии, с указанным заявлением истец обратился в УПФ - 05 марта 2010 года, а 55 лет ему исполнилось 07 марта 2010 г., поэтому право на назначение досрочной трудовой пенсии при наличии специального стажа возникает у него с момента достижения 55 лет, то есть с 07 марта 2010 г. о чем просит и сам истец.
Оценивая в совокупности, представленные доказательства, суд считает необходимым признать незаконным и недействующим решение комиссии Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кирове № от 05.05.2010 года об отказе Санникову А.П. в назначении пенсии по п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, обязать ответчика включить в специальный стаж Санникова А.П. периоды работы с 27.04.1972 г. по 31.12.1973 г. в качестве матроса, моториста рулевого в ОАО <данные изъяты>; с 17.09.1980 г. по 31.12.1980 г.в качестве механика - помощника капитана в ремонтно-механических мастерских объединения «<данные изъяты>», за исключением дней отвлечений -отгулы, сельхозработы; с 26.03.1984 г. по 18.06.1984 г. в качестве капитана-механика в <данные изъяты>; с 01.04.1997 г. по 19.05.1997 г. в качестве капитана-механика в ОАО «<данные изъяты>»; с 01.06.1998 г. по 28.02.1999 г. в качестве капитана-механика в ОАО «<данные изъяты>»; с 01.03.1999 г. по 29.02.2000 г. в ОАО <данные изъяты>» в качестве капитана-механика; с 01.03.2000 г. по 31.05.2002 г. в ОАО «<данные изъяты>» в качестве капитана-механика; с 03.06.2002 г. по 21.06.2002 г. в качестве капитана-механика в ООО «<данные изъяты>»;с 01.07.2002 г. по 12.08.2002 г. в филиале ОАО «<данные изъяты> в качестве механика-сменного капитана, капитана-механика, с 18.03.2003 г. по 30.03.2007 г. в качестве капитана-механика в ООО <данные изъяты>»; с 02.04.2007 г. по 31.01.2008 г. в качестве капитана-механика в ООО «<данные изъяты>»; с 01.02.2008 г. по 04.03.2010 г. в качестве капитана-механика в ООО «<данные изъяты> за исключением отпусков без сохранения заработной платы: с 07.07.09г. по 07.08.09 г., с 10.08.09 г. по 04.09.09 г., с 14.09.09 г. по 09.10.09г., с 01.06.10 г. по 01.07.10 г., с 05.07.10 г. по 05.08.10 г., с 06.08.10 г. по 01.09.10 г., курсов повышения квалификации с 08.01.09 г. по 24.01.09 г., в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию и обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кирове Кировской области» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12,2001 г. с момента наступления права на льготную пенсию с 07 марта 2010 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Санникова А.П. удовлетворить.
Признать незаконным и недействующим решение комиссии Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кирове № от 05.05.2010 года об отказе в назначении Санникову А.П. пенсии по п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года.
Признать право Санникова А.П. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове включить в специальный стаж Санникова А.П. периоды работы с 27.04.1972 г. по 31.12.1973 г. в качестве матроса, моториста рулевого в ОАО <данные изъяты>; с 17.09.1980 г. по 31.12.1980 г. - в качестве механика - помощника капитана в ремонтно-механических мастерских объединения «<данные изъяты> за исключением дней отвлечений отгулы, (сельхозработы); с 26.03.1984 г. по 18.06.1984 г. в качестве капитана-механика в <данные изъяты>; с 01.04.1997 г. по 19.05.1997 г. в качестве капитана-механика в ОАО <данные изъяты> с 01.06.1998 г. по 28.02.1999 г. в качестве капитана-механика в ОАО «<данные изъяты>»; с 01.03.1999 г. по 29.02.2000 г. в ОАО <данные изъяты> в качестве капитана-механика; с 01.03.2000 г. по 31.05.2002 г. в ОАО <данные изъяты> в качестве капитана-механика; с 03.06.2002 г. по 21.06.2002 г. в качестве капитана-механика в ООО «<данные изъяты> с 01.07.2002 г. по 12.08.2002 г. в филиале ОАО «<данные изъяты> в качестве механика-сменного капитана, капитана-механика, с 18.03.2003 г. по 30.03.2007 г. в качестве капитана-механика в ООО «<данные изъяты> с 02.04.2007 г. по 31.01.2008 г. в качестве капитана-механика в ООО <данные изъяты>; с 01.02.2008 г. по 04.03.2010 г. в качестве капитана-механика в ООО <данные изъяты> за исключением отпусков без сохранения заработной платы: с 07.07.09 г. по 07.08.09г., с 10.08.09г. по 04.09.09г., с 14.09.09 г. по 09.10.09 г., с 01.06.10 г. по 01.07.10 г., с 05.07.10 г. по 05.08.10 г., с 06.08.10 г. по 01.09.10г., курсов повышения квалификации с 08.01.09 г. по 24.01.09 г..
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове назначить Санникову А.П. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с 07 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд с подачей жалобы через Нововятский районный суд г. Кирова в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Федеральный судьяТ.Ф. Хаснудинова
Решение вступило в законную силу 14 декабря 2010 г.