Решение об удовлетворении иска о включении периодов работы в Узбекистане в общий трудовой и страховой стаж



Дело № 2-326\2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Киров                                              30 мая 2011 года

Нововятский районный суд города Кирова в составе:

председательствующей судьи Хаснудиновой Т.Ф.,

при секретаре Колодкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корчинской Е.Г. к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области о включении периодов работы в страховой и общий трудовой стаж для назначения пенсии по старости и перерасчете пенсии,

                                                     у с т а н о в и л:

Корчинская Е.Г. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Кирове о включении периодов работы в страховой и общий трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости и перерасчете назначенной пенсии.

В обоснование своих требований указывает, что с 12.04.2011 г. ГУ УПФ РФ в г. Кирове назначило ей трудовую пенсию по старости. Однако решением ГУ УПФ РФ в г. Кирове от 21.03.2011 г. из общего трудового и страхового стажа исключены периоды работы с 06.03.1979 г. по 19.03.1990 г. в <данные изъяты>, и 26.03.1990 г. по 19.12.1992 г. в <данные изъяты> что существенно уменьшило размер трудовой пенсии. Комиссия расценила указанные периоды работы, как документально не подтвержденные, поскольку запись о переводе на работу в <данные изъяты> внесена без указания даты и основания внесения, заверена печатью канцелярии Центральной больницы Ангорского района Сурхандарьинской области, запись об увольнении с 19.03.1990 г. также заверена печатью канцелярии Центральной больницы Ангорского района Сурхандарьинской области, запись об увольнении из <данные изъяты> заверена печатью отдела народного образования Термезского района. С указанным решением УПФ РФ истица не согласна, считает его незаконным. Основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка. Трудовые книжки заполняются работниками отдела кадров. В спорные периоды работы она работала в Республике Узбекистан. Записи в трудовых книжках вносили специалисты, для которых русский язык не был родным, поэтому некоторые записи сделаны не совсем корректно, не в строгом соответствии с Инструкцией по ведению трудовых книжек. Истица полагает, что ненадлежащее выполнение обязанностей по ведению трудовых книжек работника кадровой службы работодателя не может являться основанием для ограничения ее прав на пенсионное обеспечение и основанием для отказа в зачете в страховой и общий трудовой стаж спорных периодов работы.

           В судебном заседании истец Корчинская Е.Г. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что работала медицинской сестрой в спорные периоды работы с 06.03.1979 г. по 19.03.1990 г. в <данные изъяты>, и с 26.03.1990 г. по 19.12.1992 г. в <данные изъяты> Исключение УПФ этих периодов из общего и специального трудового стажа полагает существенно уменьшило коэффициент, т.к. исключен из стажа период работы более 13 лет и соответственно размер трудовой пенсии назначенной УПФ.

              Представитель ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области по доверенности Баталова Н.Ю. исковые требования Корчинской Е.Г. не признала, указала, что правила подсчета и подтверждения трудового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору является трудовая книжка. В трудовой книжке Корчинской Е.Г. имеется запись о переводе на работу в <данные изъяты>, которая внесена без указания даты и основания внесения, заверена печатью канцелярии Центральной больницы Ангорского района Сурхандарьинской области, запись об увольнении с 19.03.1990 г. также заверена печатью канцелярии Центральной больницы Ангорского района Сурхандарьинской области, запись об увольнении из <данные изъяты> заверена печатью отдела народного образования Термезского района. Других документов в подтверждение периодов работы истицей не предоставлено. При таких обстоятельствах спорные периоды не могут быть зачтены в общий и страховой стаж истицы. В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд признает исковые требования Корчинской Е.Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается мужчинам по достижении 60 лет, женщинам – при достижении 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Как следует из записей в трудовой книжке истица с 1975 года и по настоящее время работает медицинской сестрой. Трудовой стаж более 35 лет.

Пункт 11 статьи 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» устанавливает, что размер трудовой пенсии по старости складывается из базовой её части, страховой и накопительной частей. Причем размер страховой части зависит от продолжительности страхового стажа.

Согласно постановления Правительства РФ от 24.07.2002 г. №555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные, либо неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из решения ГУ УПФ РФ в городе Кирове Кировской области от 21.03.2011 г. следует, что в страховой и общий трудовой стаж Корчинской Е.Г. не зачтены, как документально не подтвержденные периоды ее работы с 06.03.1979 г. по 19.03.1990 г. в <данные изъяты>, и 26.03.1990 г. по 19.12.1992 г. в <данные изъяты> В трудовой книжке истицы в нарушение «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР 20.06.1974 г. №162 запись о переводе на работу в <данные изъяты> внесена без указания даты и основания внесения, заверена печатью канцелярии Центральной больницы Ангорского района Сурхандарьинской области, запись об увольнении с 19.03.1990 г. также заверена печатью канцелярии Центральной больницы Ангорского района Сурхандарьинской области, запись об увольнении из <данные изъяты> заверена печатью отдела народного образования Термезского района.

          В соответствии со ст.10 п. 2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской     Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности,     которые выполнялась за пределами территории Российской Федерации, включается в     стаж, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

    С целью урегулирования назначения пенсии гражданам стран-участниц СНГ, приехавших на постоянное жительство в Российскую Федерацию заключено Соглашение о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, которое распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения. В нем указано (ст.1), что назначение пенсий гражданам государств участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст.6) по месту жительства. Для установления права не пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. (ст.11) Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории-государств-участников Содружества Независимых Государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 года принимаются на территории государств- участников Содружества без легализации.

    Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации «О порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывающих в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР от 31 января 1994 года (п.1 ) разъяснено следующее: пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств- участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производятся в порядке, предусмотренном указанным Соглашением..

    При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

    В распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года №99-р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР» указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную пенсию по старости лицам, прибывшим из государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитываются трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

    При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

      Из паспорта <данные изъяты> на имя Корчинской Е.Г. <данные изъяты> следует, что она является гражданкой Российской Федерации, зарегистрирована в <адрес>.

Как следует из копии диплома <данные изъяты> Корчинская Е.Г. в 1971 году окончила <данные изъяты> по специальности фельдшерской, ей присвоена квалификация фельдшера.

Из копии свидетельства о заключении брака <данные изъяты> следует, что ФИО1 и Лофенфельд Е.Г заключили брак в 1976 году и после заключения брака ей присвоена фамилия «Корчинская».

Из копии трудовой книжки Корчинской Е.Г. усматривается следующее. Согласно записи №8 06.03.1979 г. принята медсестрой врачебного кабинета сельской врачебной амбулатории <данные изъяты> на основании приказа 318-к от 05.03.1979 г. Запись внесена главврачом ФИО2., заверена печатью канцелярии Центральной больницы Ангорского района. Далее имеется запись без номера, без даты: «В связи с реорганизацией района переведена в распоряжение главврача Термезского района». Запись также внесена главврачом ФИО2 заверена печатью канцелярии Центральной больницы Ангорского района, основание внесения записи не указано.

Запись под №9 на 6-7 странице трудовой книжке гласит: Термезское райлегпрофобъединение, 01.01.1980 г. зачислена на должность медсестрой врачебного кабинета районной поликлиники. Наименование должности и основание зачисления (приказ 142-к от 18.11.1980 г. указаны на 8-9 странице трудовой книжки. Там же вновь заполнены графа дата и №записи На 8-9 страницах Запись внесена инспектором ОК, заверена печатью Центральной больницы Термезского района Сурхандарьинской области.

Согласно записи под №10 19.03.1990 г. переведена в <данные изъяты> Термезского района старшей медсестрой на основании приказа 43л от 19.03.1990 г. Запись внесена начальником ОК, заверена печатью Центральной больницы Термезского района Сурхандарьинской области.

Согласно записи под №11 Корчинская Е.Г. принята на должность медсестры <данные изъяты> на основании приказа №17 от 26.03.1990. Запись внесена зав. я\с №4 ФИО3., заверена печатью <данные изъяты>.

Согласно записи под №12 19.12.1992 г. уволена с работы по собственному желанию на основании приказа № 25. 19. XII.1992 г.. Запись внесена заврайоно, заверена печатью Отдела народного образования Термезского района Сурхандарьинской области.

Из акта от 23.11.2010 г., переведенного с узбекского на русский язык, составленного инспектором группы по назначению пенсий и пособий отдела Внебюджетного пенсионного фонда Термезского района, архивариусом Термезского межведомственного архива документов по личному составу после проверки правильности данных о проработанном рабочем стаже и заработной плате, премиальных денежных средств в отношении Корчинской Е.Г. во время ее работы в <данные изъяты> на основании имеющихся документов, усматривается, что Корчинская Е.Г. зачислена в <данные изъяты> на должность медсестры врачебного кабинента районной поликлиники 01.01.1980 г. 19.03.1990 г. переведена приказом 43-л в <данные изъяты> старшей медсестрой, 26.03.1990 г. принята на должность медсестры <данные изъяты> в Термезское районо. Акт содержит сведения о начисленной Корчинской Е.Г. зарплате за 1990-1992 г., подписан инспектором группы по назначению пенсий и пособий отдела Внебюджетного пенсионного фонда Термезского района ФИО4 и архивариусом Термезского межведомственного архива документов по личному составу ФИО5, скреплен печатью Внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан Термезского районного отдела Сурхандарьинской области.

             Свидетель ФИО1 пояснил, что в 1979 году с женой Корчинской Е.Г. переехали жить в республику Узбекистан. Жена работала с 06.03.1979 г. по 19.03.1990 г. в <данные изъяты> в должности медсестры, а в связи с реорганизацией района также работала медицинской сестрой <данные изъяты>. В этот период родились двое детей <данные изъяты> 26.03.1990 г. по 19.12.1992 г жена работала в <данные изъяты> в должности медсестры, т.к. необходимо было устроить ребенка <данные изъяты>, в ясли. Когда начали в 1992 году притеснять русских вынуждены были уехать в г. Киров.

          У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, о том, что в указанные периоды свидетель жил с Корчинской Е.Г., и работал с 1979 года по 1992 год в республике Узбекистан подтвердил, представленной в суд трудовой книжкой, т.к. они не противоречат письменным материалам дела.

           Согласно представленных копий свидетельств о рождении следует, что ФИО6 родился <данные изъяты> Сурхандарьинской области Узбекской ССР. ФИО7 родилась <данные изъяты> Сурхандарьинской области Узбекской ССР.

Суд признает, что представленными доказательствами подтверждается что Корчинская Е.Г. действительно работала с 06.03.1979 г. по 19.03.1990 г. в <данные изъяты> в должности медсестры, с 26.03.1990 г. по 19.12.1992 г. в <данные изъяты> в должности медсестры.

            Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР 20.06.1974 г. №162 ведение трудовых книжек возлагалось на работодателя. Нарушение требований о порядке ведения трудовых книжек произошло не по вине работника, а поэтому требования истца о включении спорных периодов работы в страховой стаж обоснованны и подлежат удовлетворению. Право Корчинской Е.Г. не может быть нарушено на перерасчет трудовой пенсии по старости.

           Как следует из пенсионного удостоверения Корчинской Е.Г. ей с 12.04.2011 года назначена пенсия по старости пожизненно, в размере <данные изъяты>

Согласно расчета УПФ пенсии Корчинской Е.Г. коэффициент по стажу составляет 0,550.

В судебном заседании установлено, что при включении спорных периодов в общий и страховой трудовой стаж Корчинской Е.Г. при расчете, размер коэффициента изменится в сторону увеличения и как следствие увеличиться размер трудовой пенсии по старости, получаемой Корчинской Е.Г.

В соответствии со ст. ст.17, 18 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено право на перерасчет пенсии.

Согласно ч. 1, 2 ст. 19 закона трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее возникновения права на пенсию. Право на пенсию по старости по достижении 55 лет возникло у Корчинской Е.Г. 12.04.2011 года.

Согласно п.9 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях ВРФ» от 17.12.2001 года оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

           Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Корчинской Е.Г. – признать незаконным решение ГУ УПФ РФ от 21.03.2011 г. в части исключения из общего трудового и страхового стажа периодов ее работы с 06.03.1979 г. по 19.03.1990 г. в <данные изъяты> в должности медсестры, с 26.03.1990 г. по 19.12.1992 г. в <данные изъяты> в должности медсестры, обязать ГУ УПФ РФ в г. Кирове включить в общий трудовой и страховой стаж указанные периоды работы и произвести перерасчет размера пенсии с учетом указанных периодов работы со дня назначения Корчинской Е.Г. ГУ УПФ в г. Кирове трудовой пенсии - с 12.04.2011 г.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                 р е ш и л:

Исковые требования Корчинской Е.Г. удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ Управления пенсионного фонда РФ в г. Кирове № от 21.03.2011 г. в части исключения из общего трудового и страхового стажа Корчинской Е.Г. периодов работы с 06.03.1979 г. по 19.03.1990 г. в <данные изъяты> в должности медсестры, с 26.03.1990 г. по 19.12.1992 г. в <данные изъяты> в должности медсестры.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Кирове включить Корчинской Е.Г. в страховой и общий трудовой стаж, для назначения трудовой пенсии по старости периоды её работы с 06.03.1979 г. по 19.03.1990 г. в <данные изъяты> в должности медсестры, с 26.03.1990 г. по 19.12.1992 г. в <данные изъяты> в должности медсестры.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Кирове произвести перерасчет размера назначенной Корчинской Е.Г. пенсии с учетом указанных периодов работы со дня назначения трудовой пенсии - с 12 апреля 2011 г.

          Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Нововятский районный суд города Кирова в течение 10 дней, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья                                                                              Хаснудинова Т.Ф.

        Решение вступило в законную силу 15 июня 2011 г.