Решение о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Администрации г. Кирова о признании жилого помещения пригодным для проживания



Дело № 2-340\2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Киров                                                                                      26 мая 2011 года

Нововятский районный суд города Кирова в составе:

председательствующей судьи Т.Ф. Хаснудиновой

при секретаре Колодкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Пескишева Н.Я. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Администрации г. Кирова о признании жилого помещения пригодным для проживания,

                            у с т а н о в и л :

          Пескишев Н.Я. обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии Администрации г. Кирова от 25.02.2011 г. о признании жилого помещения <адрес> соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодным для проживания.

В обоснование требований указывает, что является собственником указанного жилого помещения. В феврале 2011г. обратился в межведомственную комиссию по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания. 25.02.2011 г. межведомственная комиссия вынесла заключение о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для дальнейшего проживания. С указанным заключением заявитель не согласен, считает его незаконным, поскольку квартира в которой он проживает, не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений. Подтверждением тому служит Техническое заключение, сделанное по результатам обследования указанной квартиры <данные изъяты> в январе 2011 г., согласно которому состояние квартиры следует признать недопустимым, а квартиру – непригодной для проживания, так как выявлены вредные факторы среды обитания человека, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации квартиры эксплутационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности квартиры, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований..

             В судебном заседании заявитель Пескишев Н.Я. и его представитель Зяблецев К.С. подержали требования о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Администрации г. Кирова от 25.02.2011 г. о признании жилого помещения <адрес> соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодным для проживания. Пескишев Н.Я. пояснил, что является участником, инвалидом Великой Отечественной войны. В соответствии с ФЗ РФ №5-ФЗ от 12.01.1995 г. (с последующими изменениями) «О ветеранах» имеет право на меру социальной поддержки участников Великой Отечественной войны в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку по заключению межведомственной комиссии Администрации г. Кирова от 25.02.2011 г. его квартира признана пригодной для проживания, он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет, тогда как в действительности проживание в его квартире невозможно и небезопасно. Ему отказано общественной комиссией в постановке на учет т.к. квартира соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В январе 2011 г он вынужден был обратиться в <данные изъяты>, по результатам обследования квартиры выдано Техническое заключение, согласно которому состояние квартиры следует признать недопустимым, а квартиру – непригодной для проживания, не смотря на это заключением комиссии от 25.02.2011 года принято решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.

Представитель Администрации МО «город Киров» в судебное заседание не явился о дате, времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, каких-либо возражений на заявленные требования не представил.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального Кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

    Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

    Копией договора безвозмездной передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Пескишев Н.Я. и ФИО1 являются участниками общей совместной собственности на квартиру по адресу: <адрес>. общей площадью 55,8 кв.м.

    Заключением межведомственной комиссии Администрации г. Кирова от 25.02.2011 г. принято решение о соответствии жилого помещения – <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.

    Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007).

В соответствии с п. 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросу пригодности (непригодности) жилого помещения к проживанию может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

    Пескишев Н.Я. обратился в суд с заявлением об обжаловании указанного заключения 19 мая 2011 г., то есть в установленный законом 3-х месячный срок.

Обжалуемое заключение принято межведомственной комиссией Администрации г. Кирова, назначенной постановлением администрации города Кирова от 26.03. 2010 г.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

    В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43).

    В обжалуемом Пескишевым Н.Я. заключении комиссии не указано, по каким мотивам комиссия пришла к выводу о признании помещения пригодным для проживания и о его соответствии требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Заключение подписано не всеми членам комиссии.

              В январе 2011 г. по заказу Пескишева Н.Я. указанное жилое помещение было обследовано <данные изъяты> на предмет пригодности для проживания. Согласно техническому заключению по результатам обследования выявлены следующие повреждения и дефекты: недопустимые деформации стен в виде осадок и перекосов в плоскости и из плоскости с образованием трещин раскрытием до 10 мм, уклон полов и потолков в сторону внутренней продольной стены, промерзание наружных стен, протечки на потолке, перекосы оконных и дверных коробок, ветхое состояние оконных заполнений, ветхое состояние труб системы водоснабжения и электроснабжения, прогибы стропильных ног и обрешетки, временное усиление стропильной системы скрутками из проволоки местами, дыры в асбестоцементных листах, несоответствие сечения стропильных ног требованиям по несущей способности, прогиб и уклоны перекрытия, установке временных подпорок из доски во избежание обрушения перекрытия.

                На основании приложения 3 ВСН 58-88 (р) «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий…», деревянные сборно-щитовые стены имеют срок эксплуатации 30 лет и не подлежат замене на протяжении всего периода использования здания по назначению. Обследуемое здание возведено в 1982 г., следовательно в 2012 г. истекает срок его эксплуатации. Согласно п. 4.5 СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений», техническое состояние квартиры следует признать недопустимым. Согласно п. 33 МДС 13-21.2007 квартиру следует признать непригодной для проживания, так как выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации квартиры, эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности квартиры, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

    Выводы заключения сделаны на основании строительных норм и правил, строительных ГОСТов, не доверять заключению у суда нет оснований. Институт по проектированию объектов жилищно-коммунального хозяйства «Кировпроект» имеет допуск к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что подтверждается свидетельством №п-071-4346000121-2010-0007\2 от 14.10.2010 г.. Кроме того выводы экспертов полностью согласуются с требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предъявляемым к жилым помещениям, а именно: согласно пунктам 9-11 жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту 16 Положения жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

    Указанное заключение <данные изъяты> было представлено Пескишевым Н.Я. вместе с правоустанавливающими документами на квартиру в межведомственную комиссию Администрации г. Кирова, однако из заключения межведомственной комиссии не усматривается, по каким основаниям комиссия пришла к противоположным выводам и почему выводы экспертов <данные изъяты> не приняты во внимание.

           Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявление Пескишева Н.Я. обосновано и подлежит удовлетворению. Обжалуемое заключение нарушает законные права и свободы Пескишева Н.Я. и создает препятствия к осуществлению им в дальнейшем права на получение меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

           Пескишев Н.Я. согласно удостоверения <данные изъяты> является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны. Из справки ВТЭ<данные изъяты> следует, что Пескишев Н.Я. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом второй группы, причина инвалидности -ранение на фронте. Инвалидность установлена бессрочно.

           Согласно ответа Пескишеву Н.Я. из администрации муниципального образования «Город Киров» Территориального управления по Нововятскому району следует, что Пескишеву Н.Я. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказано решением общественной комиссии по жилищным вопросам при территориальном управлении администрации города Кирова по Нововятскому району 06.12.2010 года.

     Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты ветеранам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом участников Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий; изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (постановление от 24 мая 2001 года N 8-П, определения от 4 апреля 2006 года N 89-О, от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 8 февраля 2007 года N 323-О-П и др.).

            На основании изложенного, руководствуясь ст. 258, ст.194-199 ГПК РФ, суд,                                                       р е ш и л:

            Заявление Пескишева Н.Я. удовлетворить.

            Признать незаконным заключение межведомственной комиссии Администрации г. Кирова от 25.02.2011 г. о признании жилого помещения квартиры <адрес> соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодным для проживания.

           На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Нововятский районный суд города Кирова в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Федеральный судья                                                                      Хаснудинова Т.Ф.

        Решение вступило в законную силу 10 июня 2011 г.