Решение по иску прокурора о выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов



                                                                            Дело № 2 – 526/2011 года

         Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Киров                                                                         20 октября 2011 года

Нововятский районный суд города Кирова в составе:

председательствующей судьи Андреевой Т.А.,

      при секретаре Хворовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Нововятского района города Кирова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» о возложении обязанности выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

          Прокурор Нововятского района города Кирова обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» о возложении обязанности выделить в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу рабочие места для трудоустройства не менее 14 инвалидов и ежемесячно предоставлять в КОГКУ «ЦЗН города Кирова» сведения о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов по установленной форме.

          В обоснование иска указал, что прокуратурой Нововятского района г. Кирова проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено нарушение Закона Кировской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской. Среднесписочная численность ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> человек, следовательно, в организации в соответствии с данным законом должно быть создано не менее 14 квотированных рабочих мест для инвалидов и подаваться ежемесячная информация о выполнении квоты по установленной форме в органы службы занятости населения.

          В судебном заседании заместитель прокурора Нововятского района города Кирова Попов А.Ф. от исковых требований в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» в части возложения обязанности ежемесячно предоставлять в КОГКУ «ЦЗН города Кирова» сведения о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов по установленной форме отказался, в остальном исковые требования к ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» поддержал, пояснил, что поскольку филиал ответчика находится на территории Кировской области, то при решении вопроса о квотировании рабочих мест для инвалидов необходимо руководствоваться Законом Кировской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области». Выделение рабочих мест предполагает вынесение соответствующего решения органа юридического лица, которое должно явится гарантией исполнения вышеназванного закона и возможности контроля со стороны государственных органов за соблюдением прав инвалидов.

Представители ответчика ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» по доверенности Яровикова А.В., Огородова Е.А. в судебном заседании с отказом прокурора от части исковых требований и прекращением производства в этой части согласны, исковые требования о выделении мест для инвалидов не признали, пояснили, что местонахождением ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» является <адрес> Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии с Законом «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» размер квоты устанавливается равный 2 % от среднесписочной численности работников, что составляет 10 человек. В настоящее время в филиале ответчика трудоустроено 12 инвалидов, что превышает законодательно установленную квоту. Вынесение решения о выделении конкретных мест для трудоустройства инвалидов проблематично, т.к. программа реабилитации носит индивидуальный характер, который может не соответствовать трудовым функциям по конкретной должности.

Представитель КОГКУ Центр занятости населения города Кирова Быданова В.В. исковые требования прокурора поддержала. Пояснила, что в соответствии со ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 года « О занятости населения в РФ « работодатели содействуют в проведении государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. На практике квота устанавливается решением ( приказом) юридического лица. Целью ее является реализация дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. Ст.4 того же закона обязывает органы занятости предлагать безработным подходящую работу, которая должна соответствовать профессиональной пригодности работника, условиям последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Последнее требование выполнимо только если рабочее место и информация о нем в службе занятости будут находиться в одном субъекте Федерации. В связи с чем полагает, что при разрешении спора должны применяться нормы о размере квоты закона Кировской области, т.к. рабочие места, из которых прокурор делает расчет квоты созданы в Кировском филиале ССК. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

           Частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истцу предоставлено право отказа от иска.

               В соответствии с частью 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

              Учитывая, что отказ прокурора Нововятского района города Кирова от исковых требований в части не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, он принят судом.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

          Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

          В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом в Российской Федерации признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

           Согласно ст. 20 указанного Закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда в виде установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

            Статьей 21 названного Закона предписано, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

            В соответствии со ст. 3 Закона Кировской области от 30.06.2003 года № 174-30 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области» работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Порядок установления квоты в организациях определяется Правительством области.

             Согласно п. 2.3. Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 года № 30/43, организациям со среднесписочной численностью работников от 301 до 1000 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников.

             В судебном заседании установлено, что численность работников Кировского филиала ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> человека. (л.д. 6)

             В связи с этим суд приходит к выводу о том, что в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кировской области в филиале ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» должно быть выделено не менее 14 квотированных рабочих мест для инвалидов. При этом суд полагает подлежащим применению в данном случае для установления квоты по трудоустройству инвалидов Закон Кировской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области», поскольку филиал ответчика, а следовательно и рабочие места, из которых делается расчет квоты, находится на территории Кировской области, и выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов призвано обеспечить меры социальной поддержки инвалидов, проживающих в транспортной доступности от места работы. Довод ответчика о необходимости применении законодательства Ямало-Ненецкого НО, поскольку регистрация юридического лица проведена в <адрес>, суд находит несостоятельным, т.к. Федеральный закон прямого указания в этой части не содержит. Более того, ст. 20 Закона О социальной защите инвалидов в РФ» свидетельствует о том, что данный вопрос находится в совместном ведении федеральных органов госвласти и органов госвласти субъектов РФ, последние конкретизируют в пределах своей компетенции размер квоты на территории субъекта с учетом различных факторов, таких как количество рабочих мест, численность инвалидов и прочее.

              На момент рассмотрения спора у ответчика трудоустроено 12 инвалидов, что подтверждается копиями трудовых договоров и справками об инвалидности.

              В соответствии с Законом Кировской области от 30.06.2003 N 174-ЗО "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области" квота - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории. Однако, факт трудоустройства на рабочие места инвалидов еще не свидетельствует об установлении квоты на эти места, т.к. в случае их освобождения работодатель может принять трудоспособного гражданина. С учетом этого считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме в целях обеспечения гарантии трудоустройства именно инвалидов и возможности осуществления контроля за юридическим лицом со стороны государственных органов.

              Бездействие ОАО «Кировский сельский строительный комбинат», выражающееся в несоблюдении законодательства о квотировании рабочих мест создает препятствие к осуществлению прав инвалидов, которым государство гарантирует содействие занятости.

               На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                           Р Е Ш И Л:

                Принять отказ прокурора Нововятского района города Кирова от исковых требований в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» в части возложения обязанности ежемесячно предоставлять в КОГКУ «ЦЗН города Кирова» сведения о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов по установленной форме и прекратить производство по делу в данной части иска.

                Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

            Исковые требования Прокурора Нововятского района города Кирова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» о возложении обязанности выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов удовлетворить.

            Обязать ОАО «Кировский сельский строительный комбинат» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу выделить не менее 14 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая 12 рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории в филиале ОАО «Кировский сельский строительный комбинат».

            На решение может быть подана кассационная жалоба или принесен протест в Кировский областной суд через Нововятский районный суд города Кирова в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде.

Решение исполнено 12 октября 2011 года.

            Председательствующая:                     Т.А. Андреева