решение по протесту прокурора на постановление о привлечении гражданина к административной ответственности по ст.14.26 КоАП РФ



    Дело № 12-93/2011

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

город Киров                 02 декабря 2011 года

Нововятский районный суд г. Кирова в составе судьи Татариновой Н.А.,

при секретаре Огандейкиной С.А.,

рассмотрев протест прокурора Нововятского района города Кирова на постановление заместителя начальника ОП №3 УМВД по г. Кирову от ДД.ММ.ГГГГ г. Наймушина А.И по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении Бабинцева А.И. о привлечении к административной ответственности по ст.14.26 КоАП РФ,

                        у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Бабинцева А.И, в действиях которого усматривались признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.9 КоАП РФ, то есть в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

    Прокурор Нововятского района г.Кирова принес протест на данное постановление, считает его незаконным по следующим основаниям.

Согласно постановлению о прекращении производства по делу об административном правонарушении № ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. Бабинцев А.И. на автомобиле <данные изъяты> гос.номер перевозил лом черного металла массой <данные изъяты> кг. без соответствующих документов, чем нарушил правила обращения с ломом цветных и черных металлов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 369 от 11.05.2001»

В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения» при транспортировке лома и отходов черных металлов организация - перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, документами, перечень которых содержится в данном Постановлении. Пунктом 1 указанных Правил установлено, что они определяют порядок обращения (приема, учета, хранения и транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении Бабинцев А.И. не является индивидуальным предпринимателем, представителем транспортной организации либо юридического лица, осуществляющего перевозку.

Таким образом, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.26 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах незаконное постановление подлежит отмене, а дело - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Помимо изложенного, в нарушение ч.3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении не решен вопрос об изъятых у Бабинцева А.И. вещах.

В судебном заседании помощник Прокурора Нововятского района г.Кирова Целищев Е.М. протест поддержал, просил постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ.

Представитель ОП №3 УМВД по г. Кирову в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности Бабинцев А.И., просил рассмотреть дело без его участия, поддерживает протест прокурора. Указал, что перевозка металлолома имела разовый характер по просьбе знакомой ФИО8, предпринимательской деятельностью не занимается.

Изучив материалы административного производства, заслушав объяснения заявителя, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 14.26 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно постановлению о прекращении производства по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ г. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. Бабинцев А.И. на автомобиле <данные изъяты> гос.номер перевозил лом черного ме6талла массой <данные изъяты> кг. без соответствующих документов, чем нарушил правила обращения с ломом цветных и черных металлов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 369 от 11.05.2001»

Правовые основы оборота металлического лома заложены Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Согласно ст. 1 названного Закона ломом и отходами цветных и (или) черных металлов являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. №369, Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения - Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. №370.

Согласно п. 2 указанных Правил №369 физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы. Согласно п. 2 Правил №370 физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства Кировской области от 19.11.2002 №30/370.Анализируя указанные нормы, можно сделать вывод, что физические лица вправе отчуждать любые лом и отходы черных металлов при наличии на эти объекты права собственности. Лом и отходы цветных металлов могут отчуждаться физическими лицами при том же условии их принадлежности на праве собственности, а также, если они подпадают под действие соответствующего перечня.

Исходя из системного толкования статьи 129 ГК РФ в совокупности с положениями ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также вышеуказанных Правил, регламентирующих порядок обращения с ломом и отходами цветных, черных металлов и их отчуждения лом и отходы цветных и черных металлов являются полностью оборотоспособными объектами гражданских прав.

В силу статьи 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Согласно протоколу об административном правонарушении Бабинцев А.И. не является индивидуальным предпринимателем, представителем транспортной организации либо юридического лица, осуществляющего перевозку.

Из постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым Бабинцев А.И. привлечен к административной ответственности по ст. 14.26 КоАП РФ следует, что ему вменено нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 г. №766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов", которым утверждено Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов. Пунктом 2 Положения предусмотрено, что под заготовкой лома черных металлов понимаются сбор, покупка лома черных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома черных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома черных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома черных металлов, под реализацией лома черных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

Однако административная ответственность по ст. 14.26 КоАП РФ для физических лиц наступает только за нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. №369, Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. №370.

Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов определяет порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства, а также не распространяется на физических лиц.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В судебном заседании не установлено достаточных данных, указывающих на наличие в действиях Бабинцева А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.5 КоАП РФ, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

    В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ.

Статьи 24.5, 28.9 КоАП РФ не предусматривают возможности установления вины, лица при наличии обстоятельств исключающих производство по делу.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

На основании изложенного, судья считает необходимым производство по делу об административном правонарушении по ст. 14.26 КоАП РФ в отношении Бабинцева А.И. за отсутствием состава административного правонарушения прекратить, протест прокурора удовлетворить.

Согласно протоколу ареста от ДД.ММ.ГГГГ на изъятый у Бабинцева А.И. лом черного металла весом <данные изъяты> кг наложен арест.

Как видно из материалов административного дела данный лом принадлежит ФИО8, проживающей по <адрес>, зарегистрированной по <адрес>. В силу п.1 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ указанный лом черного металла подлежит возвращению законному владельцу ФИО8

На основании изложенного и руководствуясь ст.24.5, ст.30.3, ст. 30.7 ч. 1 п. 3 ст.30.9 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Протест прокурора Нововятского района города Кирова на постановление заместителя начальника ОП №3 УМВД по г. Кирову от ДД.ММ.ГГГГ г. Наймушина А.И по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Бабинцева А.И. о привлечении к административной ответственности по ст.14.26 КоАП РФ удовлетворить.

    Постановление заместителя начальника ОП №3 УМВД по г. Кирову от ДД.ММ.ГГГГ Наймушина А.И по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Бабинцева А.И. о привлечении к административной ответственности по ст.14.26 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

    Изъятый по протоколу ареста от ДД.ММ.ГГГГ лом черного металла весом <данные изъяты> подлежит возвращению ФИО8, проживающей по <адрес>, зарегистрированной по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Нововятский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Федеральный судья Татаринова Н.А.

    Вступило в законную силу 21 декабря 2011 года