Дело № 12-71\2011
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
город Киров 16 сентября 2011 года
Нововятский районный суд г. Кирова в составе судьи Хаснудиновой Т.Ф.,
при секретаре Колодкиной А.А.,
рассмотрев жалобу Белобородова А.В. на постановление заместителя начальника ОП №3 УМВД по г. Кирову от 17.08.2011 г. по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника ОП №3 УМВД по г. Кирову от 17.08.2011 г. Белобородов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.26 КоАП РФ за то, что 16.08.2011 г. в 14 час. 45 мин. у д. №5 по ул. Красноармейская Нововятского района г. Кирова на автомашине ВАЗ 2107, государственный регистрационный знак <данные изъяты> регион, в нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 г. №766 «О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов» перевозил лом черного металла весом около 50 кг без соответствующих документов и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в доход государства в размере 2000 рублей.
Белобородов А.В., не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой на указанное постановление, просит отменить его и прекратить производство по делу, указав, что действительно 17.08.2011 г. перевозил на своей автомашине лом черного металла, который представлял собой старые борта от грузового автомобиля. Лом принадлежал ему, документов на него не имеет, использовал борта от грузового автомобиля около 15 лет на своем садовом участке, а когда они пришли в негодность, решил их сдать в металлолом. Не согласен также с весом перевозимого металла, указанным в постановлении «около 50 кг», поскольку металл никто не взвешивал, вес был определен предположительно. В действительности вес лома был значительно меньше. Указывает, что предпринимательской деятельностью, направленной на извлечение прибыли от сдачи, хранения и транспортировки или продажи лома черных и цветных металлов не занимается.
В судебном заседании Белобородов А.В. и его представитель поддержали доводы жалобы. Белобородов А.В. пояснил, что 15 лет назад работал водителем погрузчика в ООО <данные изъяты> в п. Радужный. Организация занималась заготовкой шкур КРС, из-за чего борта от КАМАЗов быстро ржавели, их списывали и отдавали желающим, он использовал борта на своем садовом участке в садоводстве <данные изъяты> пос. Сунчиха для ограждения грядок. Со временем борта еще больше сгнили, он решил их распилить и сдать в пункт приема металлолома, но был задержан сотрудниками полиции и привлечен к административной ответственности. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КОАП РФ, поскольку предпринимательской деятельностью, направленной на извлечение прибыли от сдачи, хранения и транспортировки или продажи лома черных и цветных металлов, он не занимается, в пункт приёма лома черных металлов обратился один раз, как физическое лицо, хотел сдать предметы, использовавшиеся в быту, которые разрешены для сдачи в пункты приема для физических лиц.
Заместитель начальника ОП №3 УМВД по г. Кирову Наймушин А.Н. с доводами жалобы Белобородова А.В. не согласен, считает вынесенное постановление о привлечении его к административной ответственности оп ст. 14.26 КоАП РФ законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Белобородова А.В. – без удовлетворения.
Изучив материалы административного производства, заслушав объяснения Белобородова А.В., Наймушина А.Н., суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 14.26 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Правовые основы оборота металлического лома заложены Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Согласно ст. 1 названного Закона ломом и отходами цветных и (или) черных металлов являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. №369, Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения - Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. №370.
Согласно п. 2 указанных Правил №369 физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы. Согласно п. 2 Правил №370 физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства Кировской области от 19.11.2002 №30\370.
Анализируя указанные нормы, можно сделать вывод, что физические лица вправе отчуждать любые лом и отходы черных металлов при наличии на эти объекты права собственности. Лом и отходы цветных металлов могут отчуждаться физическими лицами при том же условии их принадлежности на праве собственности, а также, если они подпадают под действие соответствующего перечня.
Исходя из системного толкования статьи 129 ГК РФ в совокупности с положениями ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также вышеуказанных Правил, регламентирующих порядок обращения с ломом и отходами цветных, черных металлов и их отчуждения лом и отходы цветных и черных металлов являются полностью оборотоспособными объектами гражданских прав.
В силу статьи 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Из объяснений свидетелей ФИО1., ФИО2. следует, что Белобородов А.В. использовал списанные борта от автомобилей на своем земельном участке, более 10 лет, которые им были приобретены после списания по месту работы.
Из письменных материалов дела, следует, что Белобородов является физическим лицом. Белобородов А.В. в подтверждение права собственности на перевозимый черный металлом борта от КАМАЗа, ссылался на показания свидетелей, письменные доказательства.
Из постановления по делу об административном правонарушении от 17.08.2011 г., которым Белобородов А.В. привлечен к административной ответственности по ст. 14.26 КоАП РФ следует, что ему вменено нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 г. №766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов", которым утверждено Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов. Пунктом 2 Положения предусмотрено, что под заготовкой лома черных металлов понимаются сбор, покупка лома черных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома черных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома черных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома черных металлов, под реализацией лома черных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Однако административная ответственность по ст. 14.26 КоАП РФ для физических лиц наступает только за нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. №369, Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. №370.
Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов определяет порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства, а также не распространяется на физических лиц.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В судебном заседании не установлено, в протоколе об административном правонарушении в отношении Белобородова А.В. достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.5 КоАП РФ, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ.
Ст.24.5, 28.9 КоАП РФ не предусматривают возможности установления вины, лица при наличии обстоятельств исключающих производство по делу.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, судья считает необходимым производство по делу об административном правонарушении по ст. 14.26 КоАП РФ в отношении Белобородова А.В. за отсутствием состава административного правонарушения прекратить, жалобу удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.24.5, ст.30.3, ст. 30.7 ч. 1 п. 3 ст.30.9 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Жалобу Белобородова А.В. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника ОП №3 УМВД по г. Кирову от 17.08.2011 г. о привлечении Белобородова А.В. к административной ответственности по ст.14.26 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Белобородова А.В. состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Нововятский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Федеральный судья Хаснудинова Т.Ф
Решение вступило в законную силу 04 октября 2011 г.