Решение № 2-274/2010 по иску прокурора к Администрации Нововаршавского муниципального района



Дело № 2 - 474/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нововаршавский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Першукевича Д.В.

при секретаре судебного заседания Александровой Е.Д.

с участием помощника прокурора Нововаршавского района Данилова Р.Н., представителей ответчиков Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области Семичева А.И., представителей третьих лиц: МУП УК ЖКК «Н», ООО «Т-1», ООО «Т-2» - Рудакова А.Н.; МУП «Ж», ООО «БТК», ООО «ЕТК» - Новикова И.Д.; ОАО «Омская энергосбытовая компания» - Сковородиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 ноября 2010 года в р.п. Нововаршавка Омской области дело по иску Прокурора Нововаршавского района к Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области о приобретении и установке аварийных источников питания на котельных,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в суд с иском к Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области о приобретении и установке аварийных источников питания на котельных. В связи с проведенной Прокуратурой Нововаршавского района Омской области проверкой соблюдения жилищно-коммунального законодательства при подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к отопительному периоду 2010-2011 г.г. и прохождении отопительного сезона. Установлено, что в аренде ООО «Т-1», ООО «Т-2», управляющей компанией которых является МУП УК ЖКК «Н» находятся котельные, расположенные в селах <адрес> (котельная № 7), <адрес> (котельная № 8), <адрес> (котельная № 11), <адрес> (котельная № 14), <адрес> (котельная № 9), <адрес> (котельная № 10), <адрес> (котельная № 6) <адрес> (котельная № 3), на которых, отсутствует резервный источник электропитания. Отсутствуют резервные источники электропитания и в котельных ООО «БТК» (<адрес>) и ООО «ЕТК» (<данные изъяты>). Тем самым нарушаются интересы потребителей указанных населенных пунктов (неопределенного круга лиц) в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации и могут быть нарушены права граждан на пользование теплоснабжения в полном объеме, создана угроза их жизни и здоровья, их имуществу, причинением значительного материального ущерба. Одновременно могут быть нарушены конституционные права нанимателей и собственников жилых помещений, производящих оплату за коммунальные услуги в полном объеме. Прокурор просит признать бездействие администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, ООО «Т-1», ООО «Т-2», управляющей компании МУП УК ЖКК «Н», ООО «БТК», ООО «ЕТК» по отсутствию аварийных источников электропитания на котельных, расположенных в селах <адрес> котельная № 7), <адрес> (котельная № 8), <адрес> (котельная № 11), <адрес> (котельная № 14), <адрес> (котельная № 9), <адрес> (котельная № 10), <адрес> (котельная № 6) <адрес> (котельная № 3), <данные изъяты>, незаконным, обязать администрацию Нововаршавского муниципального района Омской области, ООО «Т-1», ООО «Т-2», управляющей компании МУП УК ЖКК «Н», ООО «БТК», ООО «ЕТК» приобрести и установить на котельные в селах <адрес> (котельная № 7), <адрес> (котельная № 8), <адрес> (котельная № 11), <адрес> (котельная № 14), <адрес> (котельная № 9), <адрес> (котельная № 10), <адрес> (котельная № 6) <адрес> (котельная № 3), <данные изъяты>, аварийные источники электропитания, взыскать с ответчиков государственную пошлину.

В судебном заседании помощник прокурора Нововаршавского района Данилов Р.Н. представил уточненное исковое заявление, в котором просилпризнать бездействие администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, по необеспечению резервными источниками элетропитания котельных, расположенных в селах <адрес> (котельная № 7), <адрес> (котельная № 8), <адрес> (котельная № 11, 12), <адрес> (котельная № 14), <адрес> (котельная № 9), <адрес> (котельная № 10), <адрес> (котельная № 6) <адрес> (котельная № 2, 4), <адрес> (котельная № 5), <адрес> (котельная № 13), <данные изъяты> (далее - котельные), незаконным, противоречащим ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994, п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, п.п. 113, 114 постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, ст. 309, ст. 540 - 547 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ, п.п. 6.1, 7 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ, обязать администрацию Нововаршавского муниципального района Омской области обеспечить котельные в селах <адрес> (котельная № 7), <адрес> (котельная № 8), <адрес> (котельная № 11, 12), <адрес> (котельная № 14), <адрес> (котельная № 9), <адрес> (котельная № 10), <адрес> (котельная № 6), <адрес> (котельная № 2, 4), <адрес> (котельная № 5), <адрес> (котельная № 13), <данные изъяты>, резервными источниками электропитания, взыскать с ответчика государственную пошлину. Пояснил что, ими был опрошен специалист энергосбытовой компании, который пояснил им о электросбережении. Свод строительства 2003г. по монтажу. Свод правил №204 применяется для электромонтажа, согласно данного документа котельные относятся к первой категории надежности, так как перерыв в их электроснабжении может повлечь за собой опасность для жизни людей, нарушение функционирования особоважных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Котельные должны быть обеспечены резервным автоматическим источником электропитания. Просит обеспечить котельные резервными источниками электропитания и сколько их будет им не важно. Требует соблюдение приказа № 204 «Об утверждении глав, привил устройства электроустановок» который предусматривает, что при внезапном отключении от питания, котельные должны быть обеспечены дополнительным источником питания, чтобы при перегрузке он автоматически подключался. В прокуратуру поступило письмо от ОАО «Омской энергосбытовой компании», что в связи с многочисленными заявлениями о недопустимости отключения котельных от энергосбережения и в связи с отсутствием энергосберегательных источников.

В судебном заседании представитель ответчика Семичев А.И. с иском прокурора не согласен. В приказе № 204 на который ссылается прокуратура сказано что, электроприемники первой категории - это электроприемники перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения, из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров, электроприемники второй категории- электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий. У них массового недоотпуска продукции нет, фабрик, заводов нет, транспорта нет, общественного массового простоя рабочих мест нет, количество сельских жителей незначительное. Численность населения - 2000 человек - это не значительная сельскаяместность,электроприемник относится третей категории: не попадает ни в первую и ни во вторую категорию.Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, то должно быть специальноеустройство. У них таких вещей не наблюдается.Из 1700 котельных в Омской области только 200 имеют резервный источник электроснабжения 1и 2 категории. В Нововаршавском районе дизельным генератором оснащена больница, связь тоже оснащена генератором. МУП ЖКК «Н» также оснащен генератором. В пос. <адрес> имеется трансформатор.Согласно приказа №204 категория должна быть указана в договоре заключенном с электробытовой компанией. При полном обесточивании 18 котельных обеспечить резервным источником не возможно.

Представитель третьих лиц МУП «Ж», ООО «БТК», ООО «ЕТК»Новиков И.Д. в судебном заседании с иском не согласился. Должно быть произведено техническое обследование, но в этом году это не возможно. Договор заключенный после заключения специалистов, можно отнести к той или иной категории. В договоре с поставщиком не указана категория. Они относимся третей категории. Они обязаны в течение суток устранить аварию, у них в <адрес> имеется 2 ввода. Мы сможем переключиться на второй ввод. Относительно иска, согласно свода правил граждане должны сами обратиться с заявлением о защите прав, однако заявлений в деле не имеется. Котельные в их распоряжении с октября 2009года. В их распоряжении находится четыре котельных. ООО «БТК» имеет на БТК один источник питания. На остальных нет. ООО «ЕТК» обслуживает три котельные.

Представитель третьих лиц МУП УК ЖКК «Н», ООО «Т-1», ООО «Т-2» Рудаков А.Н. с иском не согласился, пояснил что, согласно договора заключенного с энергосбытовой компанией они относимся к третей категории электропитания. Если резервированием нельзя обеспечить непрерывность процесса, резервирование не целесообразно, должен быть специальный агрегат. Перевозной генератор у них имеется, экономически нецелесообразно иметь генератор. Один генератор стоит 2,5 млн. рублей минимальная стоимость 1,5 млн. рублей. Он консультировался с РЭК, в связи с тем, что заявки подаются один раз, лимит на тарифы устанавливаются один раз, то в настоящее время информацию выдать не могут. У них имеется один генератор, 35 КВт, который может давать циркуляцию воды. Один генератор обеспечить работу всех котельных не может.

Представитель третьего лица ОАО «Омская энергосбытовая компания» Сковородина О.В. в судебном заседании иск прокурора поддержала, пояснила что, согласно требованиям третей категории, указанных в приказе № 204 необходимо иметь определенную документацию, а именно акт ограниченной ответственности сторон. Этот акт между сторонами заключался. Так же согласно своду правил, администрация должна предоставить документы, которые необходимы для первой и второй категории, так как необходимых документов не было, они заключили с администрацией договор как с третей категорией. В настоящее время все потребители обязаны предоставить акт, в противном случае РЭС имеет право полностью отключить электропитание. А затем обратиться в прокуратуру. Категория от количества от количества проживающих жителей не зависит. Резервный источник электропитания должен быть на каждой котельной.

Специалист Б.А.В.. в судебном заседании пояснил что в Постановлении № 530 указано, что в случае если потребитель не может установить резервные источники питания, данную работу производит поставщик, за счет потребителя По поводу установки-любой потребитель имеет право обратиться с заявкой об установке резервных источников питания, после рассмотрения заявки решается вопрос об установке. Что касается котельных, и на каких из них должны стоять дизельные установки он не может сказать, так как все котельные необходимо изучить. Но, по его мнению, передвижные дизельные электростанции должны быть, хотя бы одна на несколько котельных. При техногенных, природных катастрофах, которые будут воздействовать на источники питания основную массу процентов 80 может вывести из строя, несмотря на то, что есть резервные источники питания. В связи с данной ситуацией произойдет обесточивание электропитания. В чрезвычайной ситуации правильно будет, если на котельной будет установлен автономный вид источника питания - дизельный генератор. Котельные должны относиться минимум ко второй категории, а лучше к первой. Если котельные будут без резервных источников питания, то в случае чрезвычайной ситуации занесется существенный ущерб особо важным коммуникациям коммунального хозяйства.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, заинтересованных и третьих лиц, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера « № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. организации обязаны, в том числе планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организацией и подведомственных объектом производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и производить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности. В соответствии с п.п. 113, 114 Правил функционирования различных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г.№ 530, резервный источник снабжения электроэнергией в случае, если условием договора с 1 и 2 категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требовании резервный источник снабжения электроэнергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновении отключения подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, и н том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровья людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г № 861. установлена следующая процедура технологического присоединения: подача заявки, заключение договора; выполнения сторонами мероприятий по договору, получение технологическому надзору па допуск в эксплуатацию объектов заявителя; составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Кроме того, п.9 указанных Правил предусмотрено, что заявитель указывает уровень надежности энергопринимающих устройств.

В соответствии со с п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства РФ от 08.07.2002г № 204, котельные относятся к первой категории электроприемников, так как перерыв в их электроснабжении может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Согласно п. 1.2.19 указанных Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взамен резервирующих источников питания и перерыв их электроснабжения пи нарушении электроснабжения от одного источника питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Согласно ч.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудованием, связанных с потребителем энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатационных энергетических сетей, приборов

и оборудований, соблюдать установленный режим потребления электроэнергии, а так же немедленно сообщать энсргоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностей приборов учета энергии и иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Представитель ответчика, третьи лица прямо указывают на отсутствие в котельных резервных источников питания.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Таким образом, подача прокурором Нововаршавского района настоящего иска к ответчику об установлении на оспариваемых объектах аварийного источника электропитания, произведена в рамках предоставленных ему законом.

Между ООО «Т-1», ООО «Т-2» (управляющая компания МУП УК ЖКК «Н»), ООО «БТК», ООО «ЕТК», и ОАО «Омская энергосбытовая компания» заключены договоры энергоснабжения. Согласно условиям указанных договоров, потребитель услуг сетевой организации обязан поддерживать в наличии устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии. Данным договором затрагиваются интересы третьих лиц, а именно граждан-потребителей, использующих электроэнергию для бытового потребления.

Согласно п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно материалов дела, все перечисленные котельные находятся в муниципальной собственности. Распоряжением Главы Нововаршавского муниципального района № 687 от 26.11.2006 г. «О передаче имущества из муниципальной собственности в хозяйственное ведение МУП УК ЖКК «Н» и акта приема-передачи муниципального недвижимого имущества в хозяйственное ведение, было закреплено имущество на праве хозяйственного ведения за МУП УК ЖКК «Н», в которые входят котельные в селах <адрес> (котельная № 7), <адрес> (котельная № 8), <адрес> (котельная № 11, 12), <адрес> (котельная № 14), <адрес> (котельная № 9), <адрес> (котельная № 10), <адрес> (котельная № 6), <адрес> (котельная № 2, 4), <адрес> (котельная № 5), <адрес> (котельная № 13), и переданные по договорам аренды ООО «Т-1» и ООО «Т-2». Так же обстоят дела и с котельными расположенными , , <адрес> и находящимися в хозяйственном ведении МУП «Ж» и арендуемыми ООО «БТК», ООО «ЕТК». Учредителем перечисленных муниципальных унитарных предприятий является администрация Нововаршавского муниципального района Омской области.

В случае аварийной ситуации из-за отсутствия резервных источников питания на котельных Нововаршавского района могут быть нарушены права нанимателей и собственников жилых помещений, производящих оплату за коммунальные услуги в полном объеме. Следовательно нарушаются не только права граждан на пользование тепло-водоснабжением при аварийной ситуаций при отсутствии резервного источника электроснабжения, но и создается угроза их жизни, здоровью, имуществу, причинения значительного имущественного ущерба. В связи с этим, доводы ответчика о необходимости отказа в удовлетворении иска судом признаются несостоятельными и противоречащими закону.

В силу ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 333.19 и 333.20 НК РФ с администрации Нововаршавского муниципального района Омской области следует взыскать в доход бюджета Нововаршавского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, по необеспечению резервными источниками электропитания котельных, расположенных в селах <адрес> (котельная № 7), <адрес> (котельная № 8), <адрес> (котельная № 11, 12), <адрес> (котельная № 14), <адрес> (котельная № 9), <адрес> (котельная № 10), <адрес> (котельная № 6) <адрес> (котельная № 2, 4), <адрес> (котельная № 5), <адрес> (котельная № 13), <данные изъяты>, незаконным, противоречащим ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994, п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, п.п. 113, 114 постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, ст. 309, ст. 540 - 547 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ, п.п. 6.1, 7 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ.

Обязать администрацию Нововаршавского муниципального района Омской области обеспечить котельные в селах <адрес> (котельная № 7), <адрес> (котельная № 8), <адрес> (котельная № 11, 12), <адрес> (котельная № 14), <адрес> (котельная № 9), <адрес> (котельная № 10), <адрес> (котельная № 6) <адрес> (котельная № 2, 4), <адрес> (котельная № 5), <адрес> (котельная № 13), <данные изъяты>, резервными источниками электропитания.

Взыскать с администрации Нововаршавского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 200 рублей в доход бюджета Нововаршавского муниципального района Омской области

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области.

Судья .