РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нововаршавский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Мазура Л.П., с участием истицы Демидовой Е.В., представителя ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области Саенко С.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика Муниципального учреждения здравоохранения «Нововаршавская центральная районная больница» Аракчеева Д.А., при секретаре судебного заседания Вагнер А.В., рассмотрев 1 марта 2011 г. в открытом судебном заседании в р.п. Нововаршавка, Омской области гражданское дело №2-98/2011 по исковому заявлению Демидовой Е.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Демидова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области, в котором просила включить в специальный трудовой стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации с 17 мая по 3 июля 1994 г., с 23 марта по 24 апреля 1999 г., с 5 апреля по 15 мая 2004 г., с 23 марта по 2 мая 2009 г. и назначить ей трудовую пенсию по старости с 3 декабря 2010 г. В обоснование заявления указала, что в периоды обучения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место и заработная плата, производились отчисления в пенсионный фонд. 3 декабря 2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако в этом ей было отказано, в связи с незаконным исключением из специального трудового стажа периодов обучения на курсах повышения квалификации.
В судебном заседании истица Демидова Е.В. исковое заявление поддержала. В дополнение пояснила, что в 1987 г. закончила Омский государственный медицинский институт. С 1 августа 1987 г. по 1 августа 1988 г. проходила интернатуру на базе Омской областной стоматологической поликлиники, работала врачом стоматологом-терапевтом. Исключение из специального трудового стажа данного периода не оспаривает, поскольку медицинскую деятельность осуществляла в г. Омске, в трудовой книжке и приказе о приеме на работу не указано, что она принималась на работу врачом. С 1 августа 1988 г. по 22 января 1989 г. работала врачом стоматологом в Бологойской врачебной амбулатории, с 23 января 1989 г. по 24 августа 2009 г. врачом стоматологом в Русско-Полянской ЦРБ, переименованной в последствие в МУЗ «Русско-Полянская ЦРБ». С 1 сентября 2009 г. по настоящее время работает в МУЗ «Нововаршавская ЦРБ» врачом стоматологом-терапевтом. В период работы в отпусках по уходу за ребенком не находилась, в забастовках не участвовала. На день обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии имела специальный стаж более 25 лет. Обучение на курсах повышения квалификации является обязанностью врача, необходимым условием продолжения лечебной деятельности. На курсы направлялась по распоряжению работодателя. К заявлению о досрочном назначении трудовой пенсии приложила все необходимые документы. От взыскания с ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины отказалась.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области Саенко С.А. исковое заявление не признал по основаниям, указанным в протоколе от 10 декабря 2010 г. №144, решении об отказе в установлении пенсии от 7 декабря 2010 г. №1253 и в отзыве на исковое заявление. Период прохождения Демидовой Е.В. интернатуры не был включен в специальный трудовой стаж, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие принятие её на работу врачом, данное обучение она проходила в городе. Законодательством не предусмотрено включение в специальный трудовой стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации. На момент обращения Демидовой Е.В. с заявлением о назначении трудовой пенсии продолжительность её трудового стажа составляла 24 года 7 месяцев 13 дней. Наличие у истицы данного специального трудового стажа не оспаривается.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика Муниципального учреждения здравоохранения «Нововаршавская центральная районная больница» Аракчеев Д.А. полагал, что исковое заявление подлежит удовлетворению. По состоянию на 3 декабря 2010 г. Демидова Е.В. имела необходимый стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости - более 25 лет. Направление медицинских работников на курсы повышения квалификации 1 раз в 5 лет является обязанностью работодателя. В периоды обучения за работниками сохраняется заработная плата, рабочее место, производятся отчисления в пенсионный фонд.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.ст. 19 и 39 Конституции Российской Федерации неравенство при реализации прав на досрочное назначение пенсии недопустимо. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно подп. 20 п. 1 и п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Абзацем 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. №16/19па к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона от 17 декабря 2001 г., в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в п. 1 данного Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (п. 1 ст. 27 и подп. подп. 7-13 п. 1 ст. 28 Закона от 17 декабря 2001 г.).
Согласно абз. 1 п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. №555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
По смыслу данных норм лицом, обращающимся за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, должны быть предоставлены документы, подтверждающие выполнение работы постоянно в течение полного рабочего дня. Таким документом является трудовая книжка установленного образца. Требование о предоставлении дополнительных документов возможно только в случае, если записи в трудовой книжке не свидетельствуют о выполнении работы в течение полного рабочего дня.
В трудовой книжке Демидовой Е.В. (л.д. 9-13) и материалах гражданского дела отсутствуют сведения о приеме её на неполный рабочий день, по совместительству и т.д. Таким образом, трудовая книжка истицы не содержит записей, которые могут быть истолкованы неоднозначно, и подтверждает выполнение ею основной работы в течение полного рабочего дня.
3 декабря 2010 г. Демидова Е.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости (л.д. 94).
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10 декабря 2010 г. №144 (л.д. 8) из специального стажа Демидовой Е.В. исключены периоды:
прохождения интернатуры по терапевтической стоматологии в Омской стоматологической поликлинике с 1 августа 1987 г. по 1 августа 1988 г., в связи с отсутствием в первичных документах достаточных оснований по отнесению должности к врачебному или среднему медицинскому персоналу, прохождения интернатуры по терапии без подтверждения факта работы врачом;
обучения на курсах повышения квалификации с 17 мая по 3 июля 1994 г. и с 23 марта по 24 апреля 1999 г., в соответствии с разъяснениями от 22 мая 1996 г. №5 и постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516 (вариант 1, 2);
обучения на курсах повышения квалификации с 5 апреля по 15 мая 2004 г. и с 23 марта по 2 мая 2009 г., в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516 (вариант 1, 2).
При этом признавалось наличие у истицы специального стажа работы продолжительностью 24 года 7 месяцев 13 дней.
Комиссия приняла решение отказать Демидовой Е.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в виду отсутствия у неё требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет (л.д. 91).
Таким образом, ответчиком, с учетом позиции его представителя в судебном заседании, не оспаривается наличие у истицы по состоянию на 30 ноября 2010 г. специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительностью 24 года 7 месяцев 13 дней (периоды её работы врачом стоматологом в Бологойской врачебной амбулатории с 1 августа 1988 г. по 22 января 1989 г., врачом стоматологом в Русско-Полянской ЦРБ с 23 января 1989 г. по 22 мая 1994 г. (за исключением периода обучения на курсах повышения квалификации с 17 по 22 мая 1994 г.), врачом стоматологом в Русско-Полянском РТМО с 23 мая 1994 г. по 13 ноября 2000 г. (за исключением периодов обучения на курсах повышения квалификации с 23 мая по 3 июля 1994 г. и с 23 марта по 24 апреля 1999 г.), врачом стоматологом в МУЗ «Русско-Полянская ЦРБ» с 14 ноября 2000 г. по 24 августа 2009 г. (за исключением периодов обучения на курсах повышения квалификации с 5 апреля по 15 мая 2004 г. и с 23 марта по 2 мая 2009 г.) и врачом стоматологом-терапевтом в МУЗ «Нововаршавская ЦРБ» с 1 сентября 2009 г. по 30 ноября 2010 г.
Наличие у Демидовой Е.В. специального трудового стажа осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в сельской местности в указанные периоды подтверждается материалами гражданского дела, а именно трудовой книжкой, дипломом, приказом, выпиской из приказа, трудовым договором, постановлением, уставами, должностными инструкциями, данными о стаже, выпиской из лицевого счета застрахованного лица, справками, сведениями о пенсионных правах застрахованного лица из АРМ «Конвертация», справками (л.д. 9-13, 24, 25, 26-28, 29, 32-39, 40-58, 59-77, 78-80, 81-84, 89, 93, 97-101, 102-103, 104, 105, 106, 107).
Исключение из специального стажа Демидовой Е.В. периода прохождения интернатуры по терапевтической стоматологии в Омской стоматологической поликлинике с 1 августа 1987 г. по 1 августа 1988 г. является обоснованным, поскольку в представленных ответчику и в судебное заседание первичных документах (л.д. 9-13, 111-116) отсутствуют достаточные данные, позволяющие отнести её должность в указанное время к врачебному или среднему медицинскому персоналу. Кроме того, на день обращения за трудовой пенсией стаж осуществления истицей лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в городе и сельской местности не превышал 30 лет, при том, что интернатуру она проходила в городе. Демидовой Е.В. исключение данного периода не оспаривается.
Наименование учреждений, в которых Демидова Е.В. осуществляла лечебную деятельность в сельской местности в периоды обучения на курсах повышения квалификации, а также её должность, соответствуют наименованию учреждения и должности, указанным в Списке, утвержденном постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, и в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
Из объяснений истицы, удостоверения (л.д. 14), сертификатов (л.д. 15, 16) свидетельств (л.д. 20, 21, 22), справок (л.д. 30, 31) следует, что с 17 мая по 3 июля 1994 г., с 23 марта по 24 апреля 1999 г., с 5 апреля по 15 мая 2004 г. и с 23 марта по 2 мая 2009 г. Демидова Е.В. по направлению работодателя, проходила обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от работы, продолжительностью 1 месяц 17 дней, 1 месяц 2 дня, 1 месяц 11 дней и 1 месяц 10 дней соответственно, в эти периоды за ней сохранялось рабочее место и заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласност. 187 ТК РФ (действующего с 1 февраля 2002 г.) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Учитывая, что периоды прохождения профессиональной подготовки с отрывом от производства являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то данные периоды, подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что исключение ответчиком из стажа осуществления Демидовой Е.В. лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в сельской местности оспариваемых периодов является необоснованным и несоответствующим действующему законодательству.
Общая продолжительность осуществления Демидовой Е.В. лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в сельской местности, с учетом не оспариваемых стороной ответчика периодов, на 3 декабря 2010 г. составляла 25 лет 25 дней (24 года 7 месяцев 13 дней + 1 месяц 17 дней + 1 месяц 2 дня + 1 месяц 11 дней + 1 месяц 10 дней + 2 дня (неотраженный в данных о стаже период с 1 по 2 декабря 2010 г.).
Каких-либо дополнительных оснований для отказа истице в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10 декабря 2010 г. №144 (л.д. 8) и решении (л.д. 91) не указано, в судебном заседании стороной ответчика не заявлено. Необходимые документы для назначения пенсии истицей были предоставлены. Следовательно, требования Демидовой Е.В. о досрочном назначении трудовой пенсии по старости являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Учитывая, что Демидова Е.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области с заявлением о назначении пенсии 3 декабря 2010 г. (л.д. 94), трудовую пенсию ей следует назначить с указанного дня.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Демидовой Е.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Демидовой Е.В., <дата> рождения, уроженки <адрес>, периоды её обучения на курсах повышения квалификации с 17 мая по 3 июля 1994 г., с 23 марта по 24 апреля 1999 г., с 5 апреля по 15 мая 2004 г. и с 23 марта по 2 мая 2009 г.
Назначить Демидовой Е.В. трудовую пенсию по старости с 3 декабря 2010 г.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области.
Судья Л.П. Мазура