Решение по делу №2-286/2011 по иску прокурора к администрации Бобринского сельского поселения об обжаловании бездействия в части неорганизации места захоронения



Дело № 2-286/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Стебницкой А.В., с участием прокурора Степанова К.Г., рассмотрев 1 июня 2011 года в открытом судебном заседании в р.п. Нововаршавка Омской области гражданское дело по заявлению прокурора Нововаршавского района Омской области к администрации Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области об обязании организовать на территории поселения место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нововаршавского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, в котором просил обязать орган местного самоуправления организовать на территории поселения место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование заявления указал, что в ходе проверки соблюдения требований действующего законодательства о местном самоуправлении в деятельности администрации Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области установлено, что на земельный участок под размещение места захоронения отсутствуют правоустанавливающие документы, земельный участок не отведен, граница кладбища не определена, не получено положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы на место погребения. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация ритуальных услуг, содержание мест захоронения, а также организация похоронного дела относится к вопросам ведения органов местного самоуправления и ими осуществляется. Однако, в нарушение указанных норм закона администрацией Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, не организовано.

В судебном заседании прокурор Степанов К.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме и указал, что прокуратурой на территории Нововаршавского района Омской области проведена проверка соблюдения действующего законодательства о местном самоуправлении в части организации мест захоронения. Проверкой было установлено, что на земельный участок под размещение места захоронения в с. Бобринка отсутствуют правоустанавливающие документы, земельный участок не отведен, граница кладбища не определена, не получено положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы на место погребения. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения поселения. В силу ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Однако, в нарушение указанных норм данная обязанность администрацией Бобринского сельского поселения на момент проверки и в настоящее время не выполнена, чем существенно нарушаются права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Представитель заинтересованного лица - глава администрации Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области Коротков И.Ю. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения. Представил заявление, в котором просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие, иск признал в полном объеме, указал, что с последствиями признания иска, предусмотренными ст. 173 ГПК РФ, он ознакомлен.

Согласно п. 22 ст. 4 Устава Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского поселения.

Как следует из справки прокуратуры Нововаршавского района Омской области, при проведении проверки соблюдения земельного законодательства при эксплуатации кладбищ на территории поселений, входящих в состав Нововаршавского муниципального района Омской области, установлено, что правоустанавливающие документы на земельные участки под размещение мест погребения в соответствии с требованиями действующего законодательства отсутствуют, земельные участки под размещение мест погребения не отведены, границы не установлены и не уточнены.

Из письма №511 от 24.05.2011 начальника территориального отдела Роспотребнадзора в Омской области в Павлоградском районе следует, что санитарно-эпидемиологические заключения на отвод земельных участков под кладбища, расположенные на территории Нововаршавского муниципального района, не выдавались.

Исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На основании ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту - Закон) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона местами погребения являются отведенные всоответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно ч. 1,3,4 ст. 16 Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 35 от 8 апреля 2003 г. утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

Как следует из пункта 1.4 указанных Санитарных правил и норм требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.

Из представленной копии Устава Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области (п. 22 ст. 4) следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, администрация Славянского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области обязана организовать соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства место захоронения на территории Славянского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, сформировать земельный участок под кладбищем на территории сельского поселения.

Однако, данная обязанность администрацией Славянского сельского поселения по состоянию на 01.06.2011 не выполнена, место захоронения на территории Славянского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства не организовано.

Указанное положение нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.

При разрешении заявленного прокурором Нововаршавского района Омской области требования о взыскании государственной пошлины, суд исходит из положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которой органы местного самоуправления, участвующие в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Нововаршавского района Омской области к администрации Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в части организации на территории городского поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным.

Обязать администрацию Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области организовать на территории городского поселения место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также сформировать земельный участок, занятый под кладбище на территории Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вынесения в Омский областной суд через Нововаршавский районный суд Омской области.

Судья             Н.А. Лобов Решение вступило в законную силу 15.06.2011в