Решение по делу № 2-285/2011 по иску прокурора к администрации Нововаршавского городского поселения об обжаловании бездействия по организации места захоронения



Дело № 2-285/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Стебницкой А.В., с участием прокурора Степанова К.Г., представителя администрации Нововаршавского городского поселения по доверенности Воронина С.В., рассмотрев 2 июня 2011 года в открытом судебном заседании в р.п. Нововаршавка Омской области гражданское дело по заявлению прокурора Нововаршавского района Омской области к администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области о признании незаконным, противоречащим требованиям федерального законодательства бездействия администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в части организации на территории городского поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства и об обязании организовать на территории поселения место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также сформировать земельный участок, занятый под кладбище на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в Нововаршавский районный суд Омской области с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, в котором просил признать незаконным, противоречащим требованиям федерального законодательства бездействие администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в части организации на территории городского поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать заинтересованное лицо в срок до 20.12.2011 организовать на территории поселения место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также сформировать земельный участок, занятый под кладбище на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области. В обоснование заявления прокурор указал, что при проведении проверки исполнения требований законодательства о местном самоуправлении в деятельности администрации Нововаршавского городского поселения установлено наличие на территории Нововаршавского городского поселения кладбища. Правоустанавливающие документы на земельный участок под размещение места погребения в соответствии с требованиями действующего законодательства отсутствуют, земельный участок не отведен, границы кладбища не определены, положительного заключения экологической и санитарно-эпидемической экспертиз на место погребения не получено. В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. На основании ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Отсутствие на территории Нововаршавского городского поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также осуществление самовольных захоронений грубо нарушает права граждан, в том числе на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), создает предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций. Тем самым администрация Нововаршавского городского поселения не выполнила возложенные на нее обязанности по организации на территории городского поселения места захоронения, соответствующего требованиям законодательства.

В судебном заседании прокурор Степанов К.Г. заявленные требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.

Представитель администрации Нововаршавского городского поселения по доверенности Воронин С.В. с требованиями прокурора не согласился. Суду пояснил, что кладбище, расположенное на западной окраине пос. Нововаршавка, фактически расположено в границах территории Русановского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области. Следовательно, обязанность по организации места захоронения лежит на администрации Русановского сельского поселения. В обоснование своих доводов представил копии карт р.п. Нововаршавка (л.д. 21), а также представил проект корректировки генерального плана р.п. Нововаршавка (л.д. 26-31). Документов о создании кладбища, его принадлежности либо принадлежности земельного участка под ним Нововаршавскому городскому поселению не имеется.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист-эксперт Таврического отдела Управления Росреестра по Омской области Белова Т.Н. пояснила, что задачи отдела определены в Положении
о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457. В мае 2011 года была привлечена прокуратурой Нововаршавского района Омской области в качестве специалиста при проведении проверки исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований требований законодательства по надлежащей организации работы мест захоронения на территории муниципального района. Проверкой было установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок под размещение кладбища, находящееся в 900 метрах на запад от р.п. Нововаршавка и в 300 метрах от дороги р.п. Нововаршавка - Омск, отсутствуют, земельный участок не отведен, в целом земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен. Территория Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области определена в соответствии с Законом Омской области от 30.07.2004 № 548-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований Омской области» - приложение № 16. Отметила, что границы территории Нововаршавского городского поселения как муниципального образования и границы территории р.п. Нововаршавка как населенного пункта, не совпадают, так как территория муниципального образования больше территории населенного пункта. В обоснование представила карту-схему территорий городских и сельских поселений в Нововаршавском муниципальном районе Омской области (л.д. 34). Также на представленной представителем заинтересованного лица Ворониным С.В. схеме планируемых границ населенного пункта р.п. Нововаршавка (л.д. 31) схематично обозначила границы муниципального образования «Нововаршавское городское поселение Нововаршавского муниципального района Омской области», в том числе границу от точки 63 до точки 33 в соответствии с приложением № 16 к Закону Омской области от 30.07.2004 № 548-ОЗ. Пояснила, что контур границ территории Нововаршавского городского поселения на представленной представителем заинтересованного лица схеме планируемых границ населенного пункта р.п. Нововаршавка (л.д. 31) и контур границ Нововаршавского городского поселения на представленной ей карте-схеме территорий городских и сельских поселений Нововаршавского муниципального района Омской области (л.д. 34) совпадают. Таким образом, кладбище, о котором говорится в заявлении прокурора Нововаршавского района Омской области, находится на территории Нововаршавского городского поселения.

В соответствии с п. 22 ст. 4 Устава Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского поселения.

Как следует из справки прокуратуры Нововаршавского района Омской области, при проведении проверки соблюдения земельного законодательства при эксплуатации кладбищ на территории поселений, входящих в состав Нововаршавского муниципального района Омской области, в том числе кладбища на территории Нововаршавского городского поселения, установлено, что правоустанавливающие документы на земельные участки под размещение мест погребения в соответствии с требованиями действующего законодательства отсутствуют, земельные участки под размещение мест погребения не отведены, границы не установлены и не уточнены.

Из письма № 511 от 24.05.2011 начальника территориального отдела Роспотребнадзора в Омской области в Павлоградском районе следует, что санитарно-эпидемиологические заключения на отвод земельных участков под кладбища, расположенные на территории Нововаршавского муниципального района, в том числе кладбище Нововаршавского городского поселения, не выдавались.

Исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На основании ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту - Закон № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные всоответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно чч. 1, 3, 4 ст. 16 Закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 35 от 08.04.2003 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

Как следует из пункта 1.4 указанных Санитарных правил и норм требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.

Из представленной копии Устава Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области (п. 22 ст. 4) следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, администрация Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области обязана организовать соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства место захоронения на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, сформировать земельный участок под кладбищем на территории городского поселения.

Однако, данная обязанность администрацией Нововаршавского городского поселения по состоянию на 02.06.2011 не выполнена, место захоронения на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства не организовано.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что кладбище расположено на территории Русановского сельского поселения Нововаршавского муниципального района, в связи с чем обязанность по его содержанию лежит на администрации данного поселения, судом не принимаются во внимание, как не соответствующие законодательству и фактическим обстоятельства дела, установленным в судебном заседании при рассмотрении заявления прокурора.

В частности, из показаний свидетеля Б.Т.Н., представленной ей карты-схемы территорий городских и сельских поселений в Нововаршавском муниципальном районе Омской области (л.д. 32) следует, что расположенное в 900 метрах на запад от р.п. Нововаршавка и в 300 метрах от дороги р.п. Нововаршавка - Омск кладбище находится на территории муниципального образования «Нововаршавское городское поселение».

Следовательно, содержание данного места захоронения в силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ является обязанностью Нововаршавского городского поселения в лице его органов местного самоуправления.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействие).

Суду заинтересованным лицом не представлено доказательств о создании кладбища, его соответствия требованиям действующего земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Следовательно, на органах местного самоуправления Нововаршавского городского поселения лежит обязанность по оформлению документов о создании кладбища, формированию земельного участка под кладбищем в соответствии требованиями земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 17 Закона № 8-ФЗ при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Таким образом, при отсутствии документов, свидетельствующих о соблюдении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения на территории Нововаршавского городского поселения, судом признается обязательным выполнение требований п. 3 ст. 16 Закона № 8-ФЗ о получении заключений экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Установленные обстоятельства по ненадлежащему исполнению органами местного самоуправления Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области требований законодательства о содержании мест погребения нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и необходимости их удовлетворения.

При разрешении заявленного прокурором Нововаршавского района Омской области требования о взыскании государственной пошлины, суд исходит из положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которой органы местного самоуправления, участвующие в качеств истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Нововаршавского района Омской области к администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в части организации на территории городского поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным.

Обязать администрацию Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в срок до 20.12.2011 организовать на территории городского поселения место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также сформировать земельный участок, занятый под кладбище на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме в Омский областной суд через Нововаршавский районный суд Омской области.

Судья             Н.А. Лобов

Решение в окончательной форме изготовлено 03.06.2011 Решение вступило в законную силу 15.06.20111