Решение по делу №2-293/2011 по иску прокурора к администрации Новороссийского сельского поселения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нововаршавский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Мазура Л.П., с участием помощника прокурора Нововаршавского района Омской области Степанова К.Г., представителя лица, бездействие которого оспаривается, - администрации Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области Киреевой Т.Н., при секретаре судебного заседания Гришко О.В., рассмотрев 2 июня 2011 г. в р.п. Нововаршавка, Омской области в открытом судебном заседании гражданское дело №2-293/2011 по заявлению прокурора Нововаршавского района Омской области, в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в части организации места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нововаршавского района Омской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным, противоречащим требованиям федерального законодательства бездействие администрации Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в части организации на территории сельского поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать администрацию Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в срок до 20 декабря 2011 г. организовать на территории сельского поселения место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, и сформировать земельный участок под кладбище. В обоснование заявления указано, что в силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения. Согласно п. 1 ст. 4, п.п. 1, 3, 4 ст. 16 и п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения установлены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.1.1279-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г. В нарушение требований вышеуказанного законодательства земельный участок под кладбищем, расположенный на территории Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, не отведен, правоустанавливающие документы на него отсутствуют. Границы кладбища не определены. Положительное заключение экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз не получено. На кладбище осуществляется самовольное захоронение. Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии администрации Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создают предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании помощник прокурора Нововаршавского района Омской области Степанов К.Г. поддержал заявление по указанным в нем основаниям.

Представитель лица, бездействие которого оспаривается, - администрации Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области Киреева Т.Н. заявление признала и подтвердила изложенные в нем обстоятельства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

Аналогичное положение закреплено в п. 22 ч. 1 ст. 4 Устава Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, принятого решением совета Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области от 28 ноября 2005 г. №16.

Согласно п. 1 ст. 4, п.п. 1, 3, 4 ст. 16 и п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения установлены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.1.1279-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г.

По данным Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Павлоградском районе на 24 мая 2011 г. санитарно-эпидемиологическое заключение на отвод земельного участка под кладбище, расположенное на территории Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, не выдавалось.

Как следует из совместной справки помощника прокурора Нововаршавского района Омской области и главного специалиста - эксперта Таврического отдела Управления Росреестра по Омской области правоустанавливающие документы на земельный участок под данным кладбищем отсутствуют. Земельный участок не отведен, на государственном кадастровом учете не состоит, его границы не установлены и не уточнены.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств даёт основания для вывода о том, что расположенное в границах Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области место захоронения - кладбище организовано с нарушением земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Земельный участок под кладбищем не сформирован. Данное бездействие администрации Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области нарушает предусмотренное п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доказательств, свидетельствующих о возможности недопущения указанных нарушений и законности оспариваемого бездействия, администрацией Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области не представлено.

Учитывая значимость организации места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, размер расходов на это и продолжительность выполнения соответствующих работ, суд полагает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений до 20 декабря 2011 г.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Нововаршавского района Омской области, в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в части организации места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в части организации на территории Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, противоречащим п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 4, п.п. 1, 3, 4 ст. 16 и п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г.

Обязать администрацию Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в срок до 20 декабря 2011 г. организовать на территории Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, и сформировать земельный участок под него.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области.

Судья                                        Решение вступило в законную силу 15.06.2011