РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нововаршавский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Мазура Л.П., с участием истицы Тришиной Р.П., представителей ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области Гришко О.Г. и Саенко С.А., при секретаре судебного заседания Гришко О.В., рассмотрев 14 июля 2011 г. в открытом судебном заседании в р.п. Нововаршавка, Омской области гражданское дело №2-339/2011 по исковому заявлению Тришиной Р.П. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области о перерасчете размера трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Тришина Р.П. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области, в котором просила включить в расчет размера трудовой пенсии по старости заработную плату за 1992 - 1993 г.г. и произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости. В обоснование искового заявления указала, что при определении размера трудовой пенсии по старости, назначенной с 4 июня 2011 г., ответчик исключил из расчета её заработную плату за 1992 - 1993 г.г., поскольку в архивной справке не указано о произведенных за этот период отчислениях в Пенсионный фонд. В судебном заседании истица Тришина Р.П. исковое заявление уточнила, просила включить в расчет размера трудовой пенсии по старости её заработную плату за период работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанную в архивной справке №, выданной отделом муниципального архива администрации Нововаршавского муниципального района Омской области ДД.ММ.ГГГГ, и, с учетом этих данных, произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости с 4 июня 2011 г. В дополнение пояснила, что трудовую деятельность осуществляла с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В мае 2011 г. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. Выплата пенсии назначена с ДД.ММ.ГГГГ За июнь 2011 г. получила пенсию в размере 5305,50 руб., за июль 2011 г. - 5895 руб. При расчете размера пенсии не были включены данные о её заработной плате за период работы штукатуром-маляром в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, содержащиеся в представленной архивной справке. Основанием для этого послужило то, что архивными документами достоверно не подтверждено как начисление работодателем страховых взносов за указанный период, так и их не начисление и неуплата. В расчет размера пенсии включена заработная плата по данным персонифицированного учета за период с 2000 г. по 2001 г., что менее выгодно для Тришиной Р.П.. Ответчик не исключил её заработную плату в <данные изъяты> за ряд месяцев 1991 г., начисление работодателем страховых взносов за которые подтверждено актом документальной проверки. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала без перерывов, регулярно получала заработную плату. Работодатель и Пенсионный фонд не уведомляли её о начисленных страховых взносах за указанный период, возможности контролировать начисление и уплату работодателем страховых взносов у неё не было. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> должно было начислить и уплатить с её заработной платы страховые взносы в сумме 2781,29 руб. От взыскания с ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины отказалась. Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в <адрес> Гришко О.Г. иск не признала. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ расчет размера трудовой пенсии по старости устанавливался Законом РФ от 20 ноября 1990 г. №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При определении размера пенсии учитывался размер начисленной работнику заработной платы, сумма страховых взносов на размер пенсии не влияла. С 1 января 2002 г., т.е. со дня вступления в законную силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при определении размера пенсии учитывается сумма начисленных и уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Со дня вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. №9-П при определении размера пенсии учитывается сумма начисленных страховых взносов. Уплата начисленных страховых взносов не является обязательным условием для их включения в расчет размера пенсии. В мае 2011 г. Тришина Р.П. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. Её заработная плата за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включена в расчет размера трудовой пенсии по старости, так как не подтвержден факт начисления работодателем за указанный период страховых взносов в пенсионный фонд. В книге платежных ведомостей <данные изъяты> за спорный период вырвана страница. На оставшихся страницах отражены сведения об исчислении 1% страховых взносов на других работников за аналогичный период, а также о начислении страховых взносов, подлежащих уплате за Тришину Р.П. в предшествующем периоде, что подтверждено актом документальной проверки. В настоящее время <данные изъяты> ликвидирована и подтвердить факт начисления страховых взносов за спорный период не представляется возможным. Включение в страховой стаж времени работы Тришиной Р.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и размер её заработной платы за указанный период не оспаривала. При расчете размера пенсии учитывался период работы истицы с 2000 г. по 2001 г. Размер назначенной пенсии составил <данные изъяты> руб. В случае включения в расчет заработной платы за спорный период, размер пенсии составил бы <данные изъяты> руб. Увеличение размера пенсии на 933,37 руб. произошло бы за счет большего коэффициента отношения к заработной плате. До 2002 г. Пенсионный фонд Российской Федерации не контролировал начисление и уплату работодателем страховых взносов. Работники об исчислении взносов не уведомлялись и не имели возможности контролировать их уплату. Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области Саенко С.А. исковое заявление не признал по основаниям указанным в отзыве на него и в протоколе заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №. Указал, что заработная плата истицы за период работы штукатуром-маляром в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включена в расчет размера трудовой пенсии по старости по причине не подтверждения факта начисления работодателем за указанный период страховых взносов в Пенсионный фонд. Включение в страховой стаж времени работы Тришиной Р.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер заработной платы за указанный период и представленный ею расчет страховых взносов не оспаривал. Выслушав истицу, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление надлежит удовлетворить по следующим основаниям. В силу ст.ст. 19 и 39 Конституции Российской Федерации неравенство при реализации прав на назначение трудовой пенсии по старости недопустимо. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Частью 1 ст. 3, ст. 7 и п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Как следует из трудовой книжки (л.д. 45-50), вкладыша в трудовую книжку (л.д. 51-55), архивных справок отдела муниципального архива администрации Нововаршавского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 74), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 9) и не оспаривается стороной ответчика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тришина Р.П., <данные изъяты>, работала штукатуром-маляром в <данные изъяты>, именуемым с 1994 г. <данные изъяты>». Размер её заработной платы за указанный период составил <данные изъяты> руб. Сведения о начислении и уплате работодателем страховых взносов за истицу за вышеуказанный период отсутствуют. Данный период работы и размер заработной платы стороной ответчика не оспаривался. По информации межрайонной ИФНС <данные изъяты> (л.д. 19) в Едином государственном реестре юридических лиц не содержится сведений о <данные изъяты>. Архивной выпиской (л.д. 22) подтверждается ликвидация данной организации в 2001 г. (л.д. 22). Из акта документальной проверки (л.д. 24) следует, что в 1991 г. <данные изъяты> производило начисления страховых взносов за работников, за исключением июня, августа и декабря. В 2-х непоименованных графах ведомостей по начислению заработной платы указаны цифры, сумма которых соответствует 1% от заработной платы Тришиной Р.П. в июне, августе и декабре 1991 г. С учетом этого ДД.ММ.ГГГГ комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан рекомендовала включить в подсчет размера пенсии Тришиной Р.П. справку о заработной плате за период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27). Кроме того, из акта документальной проверки (л.д. 24) и книги платежных ведомостей (л.д. 25-26) следует, что в ведомостях по начислению заработной платы работникам <данные изъяты> за 1992 г. и 1993 г. отражены удержания начисленных страховых взносов из заработной платы работников, за исключением Тришиной Р.П. При сравнении ведомостей по начислению заработной платы Тришиной Р.П. за 1992 г. и 1993 г. с ведомостями по начислению заработной платы другим работникам за декабрь 1992 г. установлено, что бланки ведомостей одного образца. В ведомостях о начислении заработной платы Тришиной Р.П. имеются следы механического воздействия в виде отрыва листа. Указанные обстоятельства свидетельствуют о небрежном оформлении работодателем сдаваемых на хранение архивных документов, об отсутствии достоверных данных о том, что за спорный период <данные изъяты> не исчисляло страховые взносы в Пенсионный фонд за Тришину Р.П. ДД.ММ.ГГГГ Тришина Р.П. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости (л.д. 43-44). Решением от ДД.ММ.ГГГГ Тришиной Р.П. с ДД.ММ.ГГГГ назначена трудовая пенсия по старости в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 30). В судебном заседании право Тришиной Р.П. на назначение трудовой пенсии по старости стороной ответчика не оспаривалось. Как следует из расчетов (л.д. 31, 32, 41) размер трудовой пенсии по старости истицы исчислен ответчиком с учетом её заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Спорный период из страхового стажа не исключался. ДД.ММ.ГГГГ комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан рекомендовала исключить из подсчета размера пенсии Тришиной Р.П. справку о её заработной плате в ПМК-573 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83). В судебном заседании истица представила расчет страховых взносов из её заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2781,29 руб., что составляет 1% от заработка за указанный период. Данный расчет произведен в соответствии с положениями ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», в редакции, действующей в период спорных правоотношений, и стороной ответчика не оспаривается. Из представленного стороной ответчика расчета (л.д. 87, 88, 89) следует, что при условии включения заработной платы за спорный период в подсчет, размер трудовой пенсии по старости Тришиной Р.П. будет составлять <данные изъяты> руб., т.е. на 933,37 руб. больше назначенного ей решением от ДД.ММ.ГГГГ Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. В соответствии со ст. 238 КЗоТ РСФСР, в редакции, действующей в период спорных правоотношений, пенсия по старости являлась разновидностью обеспечения по государственному социальному страхованию. При этом согласно ст.ст. 236, 237 КЗоТ РСФСР, в этой же редакции, все рабочие и служащие подлежали обязательному государственному социальному страхованию. Государственное социальное страхование рабочих и служащих осуществлялось за счет государства. Взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями без каких-либо вычетов из заработной платы рабочих и служащих. Неуплата предприятием, учреждением, организацией страховых взносов не лишала рабочих и служащих права на обеспечение по государственному социальному страхованию. Статьёй 100 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», в редакции, действующей в период спорных правоотношений, предусматривалось, что в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Начисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, как обязательное условие включения в заработок для исчисления пенсии выплат (доходов), впервые установлено с 20 марта 1997 г., т.е. со дня вступления в законную силу Федерального закона от 17 марта 1997 г. №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 100 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, в период спорных правоотношений начисление страховых взносов в Пенсионный фонд не являлось условием для включения вознаграждения за работу в состав заработка, из которого исчислялась пенсия. Кроме того, в соответствии с законодательством, действовавшим в период спорных правоотношений, обязанность по начислению и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за работников возлагалась на работодателя. В настоящее время исполнение данной обязанности работодателем предусмотрено п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Вины истицы в отсутствии сведений о начисленных за спорный период страховых взносах в Пенсионный фонд не установлено. Таким образом, отсутствие сведений о начислениях страховых взносов в Пенсионный фонд за застрахованное лицо, работавшее по трудовому договору до 20 марта 1997 г. и выполнившее предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, не может являться основанием для исключения периода его таковой работы и полученной за это время заработной платы при определении права на трудовую пенсию, либо для снижения размера её страховой части. В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Учитывая, что право на трудовую пенсию по старости возникло у Тришиной Р.П. 4 июня 2011 г. перерасчет её размера надлежит произвести с указанного дня. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление Тришиной Р.П. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области о перерасчете размера трудовой пенсии по старости удовлетворить. Включить в расчет размера трудовой пенсии по старости Тришиной Р.П., <данные изъяты>, её заработную плату за период работы <данные изъяты>, указанную в архивной справке №, выданной отделом муниципального архива администрации Нововаршавского муниципального района Омской области ДД.ММ.ГГГГ, и, с учетом этих данных, произвести перерасчет размера её трудовой пенсии по старости с 4 июня 2011 г. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области. Судья Решение вступило в законную силу 10.08.2011