Решение по делу №2-355/2011 по заявлению прокурора об оспаривании бездействия администрации Нововаршавского района по непредоставлению мер социальной поддержки Рясновой, Зайцевой и другим.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нововаршавский районный суд <адрес>, в составе председательствующего судьи Мазура Л.П., с участием помощника прокурора <адрес> Степанова К.Г., лиц, в интересах которых подано заявление: Рясновой В.П., Кудайбергеновой Б.Н., Протасовой И.В., Рыбиной Е.И., Бардуновой Г.М., лицо, в интересах которого подано заявление - Зайцева С.А., представитель лица, бездействие которого оспаривается - администрации Нововаршавского муниципального района Омской области - Эбергардт О.В., представитель заинтересованного лица комитета финансов и контроля администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, представители муниципального учреждения здравоохранения «Нововаршавская центральная районная больница» - Огаренко О.В., Министерства финансов Омской области - Кирюхин Ю.А. и Правительства Омской области - Пригодина В.В. не явились, при секретаре судебного заседания Гришко О.В., рассмотрев 21 июля 2011 г. в р.п. Нововаршавка, Омской области в открытом судебном заседании гражданское дело №2-355/2011 по заявлению прокурора Нововаршавского района Омской области, в интересах Рясновой В.П., Зайцевой С.А., Кудайбергеновой Б.Н., Протасовой И.В., Рыбиной Е.И. и Бардуновой Г.М., об оспаривании бездействия администрации Нововаршавского муниципального района Омской области в части не предоставления мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Нововаршавского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Рясновой В.П., Зайцевой С.А., Кудайбергеновой Б.Н., Протасовой И.В., Рыбиной Е.И., Бардуновой Г.М. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения; обязать администрацию Нововаршавского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Нововаршавская ЦРБ» Рясновой В.П., Зайцевой С.А., Кудайбергеновой Б.Н., Протасовой И.В., Рыбиной Е.И., Бардуновой Г.М. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения. В обоснование заявления указал, что названные лица работают в МУЗ «Нововаршавская ЦРБ», учредителем которого является администрация Нововаршавского муниципального района Омской области. До 2009 г. им предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг. С 2009 г. предоставление льгот прекратилось, что нарушает предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством права указанных граждан. Администрацией Нововаршавского муниципального района Омской области вопрос о порядке предоставления медицинским работникам компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения не разрешен. Отсутствие необходимых финансовых средств не может служить основанием для непредставления предусмотренных законом мер социальной поддержки. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Обжалуемое бездействие противоречит ч.ч. 4, 5, 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-I, п. 50 ст. 35, п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и правовым позициям Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17 июня 2004 г. №12-П и от 15 мая 2006 г. №5-П.

В судебном заседании помощник прокурора Нововаршавского района Омской области Степанов К.Г. заявление поддержал по указанным в нем основаниям.

Лица, в интересах которых подано заявление: Ряснова В.П., Кудайбергенова Б.Н., Протасова И.В., Рыбина Е.И. и Бардунова Г.М. заявление поддержали по указанным в нем основаниям. В дополнение пояснили, что с 2009 г. неоднократно обращались к работодателю и в администрацию Нововаршавского муниципального района Омской области с просьбой возобновить предоставление льгот по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения. В ответ им заявляли, что данные вопрос находится на стадии рассмотрения и возобновление предоставления данных льгот планируется с начала следующего финансового года.

Лицо, в интересах которого подано заявление, - Зайцева С.А. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени его проведения.

Представитель лица, бездействие которого оспаривается, - администрации Нововаршавского муниципального района Омской области - Эбергардт О.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени его проведения. Представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В возражениях просила отказать в удовлетворении заявления, указав, что правовые основания для возложения обязанности предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам отсутствуют. Перечень вопросов местного значения муниципального района закреплен в ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам указанной нормой к вопросам местного значения не отнесено. Действующим федеральным законодательством не предусмотрен порядок предоставления органам местного самоуправления необходимых субвенций для реализации положений ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-I, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Таким образом, использование органом местного самоуправления собственных материальных ресурсов и финансовых средств на осуществление переданных ему отдельных государственных полномочий является его правом, а не обязанностью.

Представитель заинтересованного лица комитета финансов и контроля администрации Нововаршавского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения. Возражений относительно заявления не представил.

Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения здравоохранения «Нововаршавская центральная районная больница» - Огаренко О.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения. Представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения заявления не возражал.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Омской области - Кирюхин Ю.А. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения. В возражениях просил рассмотреть дело в его отсутствие. Заявил о пропуске трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия, указав, что о прекращении предоставления мер социальной поддержки стало известно в 2009 г. Правовые основания для возложения обязанности предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам отсутствуют. Перечень вопросов местного значения муниципального района закреплен в ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения к ним не отнесено. Поскольку льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств местного бюджета не установлены, их объем не может быть определен. Финансирование добровольно принятых на себя дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан осуществляется субъектом Российской Федерации при наличии соответствующей возможности, каковая в настоящее время у Омской области отсутствует. Основания для применения положений Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан отсутствуют, поскольку данный нормативный правовой акт не устанавливает расходные обязательства муниципальных образований. Предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до их установления соответствующими органами местного самоуправления противоречит действующему законодательству. При установлении дополнительных мер социальной поддержки, категория их получателей, основания получения и объем не обязательно должны соответствовать требованиям законодательства о том, что изменение механизма социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Прокурором не доказано, что ранее лица, в интересах которых подано заявление, получали меры социальной поддержки, их вид и размер, а также состав незаконного бездействия. Назначение суммы компенсации расходов медицинским работникам будет носить произвольный характер. Компенсация расходов по оплате отопления и освещения медицинским работникам может быть взыскана с Российской Федерации. Действующим федеральным законодательством не предусмотрен порядок предоставления органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения.

Представитель заинтересованного лица Правительства Омской области - Пригодина В.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени его проведения. В возражениях просила рассмотреть дело в её отсутствие и отказать в удовлетворении заявления. Указала, что правовые основания для возложения обязанности предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам отсутствуют. Перечень вопросов местного значения муниципального района закреплен в ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам указанной нормой к вопросам местного значения не отнесено. Действующим федеральным законодательством не предусмотрен порядок предоставления органам местного самоуправления необходимых субвенций для реализации положений ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-I, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Использование органом местного самоуправления собственных материальных ресурсов и финансовых средств на осуществление переданных ему отдельных государственных полномочий является его правом, а не обязанностью. Производство по делу в части оспаривания бездействия по непредставлению мер социальной поддержки медицинским работникам подлежит прекращению, поскольку суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять какой-либо нормативный правовой акт. Действия по обеспечению мер социальной поддержки медицинским работникам не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования и суд не вправе обязать орган местного самоуправления произвести какие-либо действия по предоставлению таких мер.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, изучив доводы заявления, возражений на него, материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как следует из заявления, объяснений помощника прокурора, явившихся в судебное заседание лиц, в интересах которых подано заявление, и подтверждается трудовыми договорами, дополнительными соглашениями, записями в трудовых книжках до 2009 г. медицинским работникам МУЗ «Нововаршавская ЦРБ» Рясновой В.П., Зайцевой С.А., Кудайбергеновой Б.Н., Протасовой И.В., Рыбиной Е.И., Бардуновой Г.М. предоставлялись льготы по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения. До настоящего времени они продолжают работать в МУЗ «Нововаршавская ЦРБ» медицинскими работниками, однако с 1 января 2009 г. льготы по оплате вышеуказанных коммунальных услуг от администрации Нововаршавского муниципального района Омской области они не получают.

Из устава следует, что МУЗ «Нововаршавская ЦРБ» относится к муниципальной системе здравоохранения Нововаршавского муниципального района Омской области, учредителем которого является администрация данного муниципального образования. Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По смыслу закона к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами.

В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Частью 1 ст. 249 ГПК РФ предусмотрено, что обязанности по доказыванию законности оспариваемого бездействия органов местного самоуправления возлагаются на орган, совершивший оспариваемое бездействие.

Полномочия прокурора Нововаршавского района Омской области по подаче рассматриваемого заявления реализовано в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, на основании обращений к нему Рясновой В.П., Зайцевой С.А., Кудайбергеновой Б.Н., Протасовой И.В., Рыбиной Е.И. и Бардуновой Г.М. о защите их прав в сфере социальной защиты.

Довод представителя заинтересованного лица Министерства финансов Омской области - Кирюхина Ю.А. о пропуске трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия лишен правовых оснований, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального и процессуального права. Причиной обращения в суд явилось длительная задержка во внесудебном порядке решения вопроса о возобновлении предоставления мер социальной поддержки. Рассматриваемое заявление направлено на реализацию в будущем прав лиц, в интересах которых оно подано.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1, действовавшей до 1 января 2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была установлена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ, а именно предусматривалось, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Пунктом 2 ст. 153 указанного Закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.

В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 36 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области предоставляются меры социальной поддержки:

1) компенсация расходов на оплату жилого помещения из расчёта 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);

2) компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0.065 тн. угля и 00.087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подп. 1 п. 2 данной статьи;

3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчёта 5.52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подп. 1 п. 2 данной статьи;

4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в п. 2 данной статьи.

Согласно п.п. 3, 4 ст. 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В судебном заседании установлено, что в 2008 г. Рясновой В.П., Зайцевой С.А., Кудайбергеновой Б.Н., Протасовой И.В., Рыбиной Е.И., Бардуновой Г.М., как медицинским работникам МУЗ «Нововаршавская ЦРБ» предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения. В настоящее время нормативно-правовое регулирование на уровне Нововаршавского муниципального района Омской области в сфере предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения отсутствует.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

В силу п. 5 ст. 53, ч. 4 ст. 55, ч.ч. 1, 2 ст. 63 указанного Федерального закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Статьями 36, 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 г. № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие ст.ст. 36, 37 вышеуказанного Кодекса приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г.

Письмом Министерства финансов Омской области от 20 января 2009 г. рекомендуется приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 г., за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подп. 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 г. №1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год».

Пунктом 6 ст. 2 Распоряжения Правительства Омской области №140-рп от 7 октября 2009 г. «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 г. поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объёме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 г. являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 15 Закона Омской области от 29 декабря 2009 г. №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и подп. 2 п. 1 ст. 15 Закона Омской области от 9 декабря 2010 г. №1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 г.» действие ст.ст. 36, 37 вышеназванного Кодекса приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Указанная норма ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.

Закрепленное в ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

В силу ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Отсутствие в законодательно закрепленном перечне вопросов местного значения муниципального района такого вопроса как социальная поддержка медицинских работников не свидетельствует об отсутствии одноименных государственных полномочий у органа местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17 июня 2004 г. №12-П и от 15 мая 2006 г. №5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

С учетом этого отсутствие финансирования само по себе не освобождает от предоставления мер социальной поддержки.

Вопрос о видах, объеме, пределах мер социальной поддержки медицинским работникам по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения, размере компенсации за их непредставление предметом заявленных требований не является. Отсутствие нормативного правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, свидетельствует о необходимости исходить из объема таких мер, установленных законами Омской области.

Возложение на администрацию Нововаршавского муниципального района Омской области обязанности предоставить установленные законом меры социальной поддержки, не равнозначно возложению на данный орган местного самоуправления обязанности осуществить собственное правовое регулирование в данной сфере. Таким образом, основание для прекращения производства по делу, установленного абз. 2 ст. 220 ГПК РФ, отсутствует.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств даёт основания для вывода о том, что оспариваемое бездействие администрации Нововаршавского муниципального района Омской области противоречит вышеуказанному действующему законодательству и нарушает предусмотренное ст. 36 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» право Рясновой В.П., Зайцевой С.А., Кудайбергеновой Б.Н., Протасовой И.В., Рыбиной Е.И., Бардуновой Г.М. на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения.

Доказательств, свидетельствующих о возможности недопущения указанных нарушений и законности оспариваемого бездействия, администрацией Нововаршавского муниципального района Омской области и заинтересованными лицами не представлено.

При таких обстоятельствах заявление надлежит удовлетворить.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация Нововаршавского муниципального района Омской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Нововаршавского района Омской области, в интересах Рясновой В.П., Зайцевой С.А., Кудайбергеновой Б.Н., Протасовой И.В., Рыбиной Е.И. и Бардуновой Г.М., об оспаривании бездействия администрации Нововаршавского муниципального района Омской области в части не предоставления мер социальной поддержки удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Нововаршавского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Рясновой В.П., Зайцевой С.А., Кудайбергеновой Б.Н., Протасовой И.В., Рыбиной Е.И. и Бардуновой Г.М. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать администрацию Нововаршавского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам муниципального учреждения здравоохранения «Нововаршавская центральная районная больница» Рясновой В.П., Зайцевой С.А., Кудайбергеновой Б.Н., Протасовой И.В., Рыбиной Е.И. и Бардуновой Г.М. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области.

Судья                                        Решение вступило в законную силу 24.08.2011а