Дело № 2-268/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Нововаршавский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., с участием истицы Бакуменко Н.Н., ее представителя Любича А.Н., представителя ответчика - государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области Саенко С.А. по доверенности, при секретаре судебного заседания Стебницкой А.В., рассмотрев 7 июня 2011 года в открытом судебном заседании в р.п. Нововаршавка, Омской области гражданское дело по исковому заявлению Бакуменко Н.Н. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области о назначении трудовой пенсии по старости, перерасчете трудовой пенсии по старости, взыскании недополученной пенсии, УСТАНОВИЛ: Бакуменко Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области, в котором просила обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с 30.07.2007 с учетом уплаченных сумм страховых взносов, а также произвести перерасчет пенсии. В обоснование искового заявления указала, что 30.04.1998 года ей назначена пенсия за выслугу лет как педагогу, отработавшему более 25 лет в школе, в размере 290 рублей 93 копейки. Документы для назначения ей пенсии предоставлял работодатель, самостоятельно в пенсионный орган она не обращалась. В 2007 году, в связи с достижением ею 55 лет, она обратилась в Пенсионный фонд с целью оформления документов на пенсию по старости, ей ответили, что никаких документов предоставлять не надо. При обращении в 2010 году в ПФР по поводу размера получаемой пенсии, ей объяснили, что она числится как работающий пенсионер, на пенсию по старости ее не отправили, перерасчет пенсии не произвели. За защитой нарушенных прав обращалась в прокуратуру района, которая не усмотрела их нарушения. На основании поданных в ПФР в январе 2011 года заявления и архивных справок, также прилагаемых работодателем в 1998 году, ей сделали перерасчет пенсии, и с февраля 2011 года размер получаемой пенсии увеличился <данные изъяты> Таким образом, считает, что ее пенсионные права были нарушены. В судебном заседании Бакуменко Н.Н. исковое заявление поддержала по указанным в нем основаниям, добавив, что и в 1998 году, и в 2010 году предоставлялись одинаковые справки о ее заработной плате за одинаковый период времени. Однако, по какой-то причине справка о заработке в пенсионном деле, предоставленная в 1998 году, содержит сведения о заработке только за два последних года, предшествующих выходу на пенсию. Первоначально справка заполнялась от руки, но ее в деле нет. Доказательств обращения в ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области о перерасчете размера пенсии не представила, добавив, что обращалась к специалисту ГУ УПФР Ш.И.В. только устно, иных справок о заработке, помимо тех, что имеются в пенсионном деле, не предоставляла. Представитель истицы Любич А.Н. в судебном заседании исковые требования Бакуменко Н.Н. поддержал по указанным ей основаниям. В представленном отзыве начальник ГУ-УПФР в <адрес> С.С.А. просил в удовлетворении исковых требований Бакуменко Н.Н. отказать по следующим основаниям. На момент назначения истице пенсии за выслугу лет (30.04.1998) действовал Закон Российской Федерации № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года. В соответствии с ним при назначении пенсии среднемесячный заработок определялся по желанию обратившегося за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией. Для расчета пенсии Бакуменко Н.Н. согласно поданному заявлению был применен период ее работы с 01.04.1996 по 31.03.1998. Согласно ст. 84 вышеназванного Закона размер пенсии по выслуге лет составлял 55% от заработка. Размер пенсии Бакуменко Н.Н. при назначении составлял 290,93 руб., из которых 193,18 руб. (55 % заработка) + 97,75 руб. (компенсационная выплата пенсионерам, получающим пенсию в минимальном размере, установленная Указом Президента РФ № 550 от 15.04.1996). В настоящее время условия и порядок назначения и выплат трудовых пенсий регламентированы Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которым с 01.01.2002 всем пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, автоматически в беззаявительном порядке была назначена пенсия по старости по соответствующим основаниям. Таким образом, истице также была назначена пенсия по старости, перерасчет в связи с продолжением ею трудовой деятельности, на основании поданных заявлений с учетом страховых взносов за проработанные годы, с 2002 года производится регулярно. При обращении истицы в ПФР в январе 2011 года с заявлением о перерасчете трудовой пенсии, ею была предоставлена архивная справка от 09.12.2010, в которой кроме сведений о заработной плате за 1996-1998 годы, содержались сведения о ее заработной плате за 1984-1998 годы. На основании указанных документов Бакуменко Н.Н. был произведен перерасчет размера трудовой пенсии с учетом периода ее работы с 01.02.1984 по 31.01.1989. В связи с чем размер пенсии Бакуменко Н.Н. увеличился до 7 054 рублей. Назначение, перерасчет пенсии в силу Федерального закона № 173-ФЗ носят заявительный характер, у Пенсионного фонда нет обязанности по собственной инициативе назначать или предлагать пенсионеру произвести перерасчет пенсии. Представитель ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области Саенко С.А. исковое заявление не признал по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление Бакуменко Н.Н.. Свидетель Ш.И.В. в судебном заседании также подтвердила изложенные в отзыве на исковое заявление обстоятельства назначения Бакуменко Н.Н. пенсии. Добавила, что к ней истица с заявлениями о перерасчете пенсии не обращалась, соответствующих справок о заработке, которые бы могли являться основанием для перерасчета пенсии, до января 2011 года не предоставляла. У должностных лиц ГУ УПФР нет обязанности информировать Бакуменко Н.Н. о необходимости перерасчета пенсии. Как следует из пенсионного удостоверения Бакуменко Н.Н. №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Нововаршавским районным отделом социальной защиты населения, истице назначена пенсия за выслугу лет с апреля 1998 года в размере <данные изъяты> руб., по старости с 30.07.2007 пожизненно - в размере <данные изъяты> руб., далее по старости пожизненно в сумме <данные изъяты> рублей. Из архивных справок № и №, выданных ДД.ММ.ГГГГ объединенным архивом Омского отделения филиала ОАО «Р, следует, что Бакуменко Н.Н. работала в школе № <адрес>, указаны сведения о ее средней заработной плате для исчисления размера пенсии за периоды с ноября 1975 года по июль 1998 года. Как следует из пенсионного дела № решением № заведующего Нововаршавским отделом социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ Бакуменко Н.Н. назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.. В соответствии с материалами надзорного производства № по жалобе Бакуменко Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ на действия Пенсионного фонда по вопросу перерасчету пенсии прокуратурой Нововаршавского района проведена проверка, в результате которой оснований для вмешательства районной прокуратуры и принятия мер прокурорского реагирования не установлено. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования истицы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На момент назначения Бакуменко Н.Н. пенсии за выслугу лет (т.е. 30.04.1998) порядок и условия назначения такого вида пенсии регламентировался разделом V Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции от 11.04.1998. В соответствии со ст. 80 Указанного Закона пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге не менее 25 лет. В соответствии со ст. 117 вышеназванного Закона пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим Законом осуществлялось государственными органами социальной защиты населения. Правила обращения за пенсией, ее назначения и организации выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Как следует из ст. 102 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции от 11.04.1998 среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией. Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним. В соответствии со ст. ст. 118, 119 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции от 11.04.1998 пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме пенсии по старости и пенсия за выслугу лет, которые назначаются со дня прекращения работы (службы), если обращение за ней последовало не позднее месяца со дня оставления работы. Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. Во всех случаях пенсия назначается не ранее чем со дня возникновения права на нее. Согласно ст. 84, 85 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции от 11.04.1998, при выслуге, равной требуемой, размер пенсии составляет 55 процентов заработка; за каждый полный год выслуги сверх требуемой он увеличивается на один процент заработка. Указанный размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов. Из материалов пенсионного дела следует, что 30.04.1998 Бакуменко Н.Н. обратилась в Нововаршавский отдел социальной защиты населения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Решением № заведующего Нововаршавским отделом социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ Бакуменко Н.Н. назначена пенсия за выслугу лет (при стаже 25 лет 0 месяцев 0 дней) с 30.04.1998 (даты обращения) в размере 55% от среднего заработка в сумме <данные изъяты> руб., из которой <данные изъяты>. Согласно представленных справок о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ б/н средний заработок для начисления пенсии Бакуменко Н.Н. исчислен исходя из периода ее работы с мая 1996 года по апрель 1998 года. Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" полномочия по выплате государственных пенсий закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами. В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ». На основании чч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.Перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии по старости производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, без истребования соответствующего заявления у пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает трехгодичный срок со дня назначения, либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным пунктом. Из правовой позиции Конституционного суда, выраженной 15.11. 2007 в определении КС N 752-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина ФИО2 положениями пункта 3 статьи 17 и пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следует, что возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о перерасчете трудовой пенсии в сторону увеличения обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению производить перерасчет размера страховой части трудовой пенсии через 12 полных месяцев со дня ее назначения либо со дня предыдущего перерасчета или отказаться на соответствующий период от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии (полностью или в определенной им части). При этом неполученные пенсионером суммы страховой части трудовой пенсии по старости подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет и будут учтены при последующем перерасчете. В судебном заседании было установлено, что перерасчет трудовой пенсии по старости Бакуменко Н.Н. был произведен ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области на основании ее заявления, поданного с необходимыми для этого документами (справкой о заработной плате) в январе 2011 года, с 01.02.2011, то есть в соответствии с требованиями ст.ст. 18, 20, 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. С учетом изложенного, заявленные истицей требования удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Бакуменко Н.Н. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Нововаршавском районе Омской области о назначении трудовой пенсии по старости с 30.07.2007, перерасчете трудовой пенсии по старости, взыскании недополученной пенсии оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области в течение десяти суток со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Решение вступило в законную силу 27.07.2011 Решение в окончательной форме изготовлено 11.06.2011