Решение по делу № 2-333/2011 по иску Лесного В.В. к ОМВД о взыскании денежных средств за сверхурочную работу



      Дело № 2-333/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нововаршавский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Першукевича Д.В., при секретаре судебного заседания Александровой Е.Д., с участием заявителя Лесного В.В., представителя ответчика - ОМВД по Нововаршавскому району Омской области Бернгардт В.А.,

рассмотрев 22 июля 2011 года в р.п. Нововаршавка Омской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесного В.В. к Отделу МВД по Нововаршавскому муниципальному району Омской области о взыскании денежных средств за сверхурочную работу и работу в ночное время,

УСТАНОВИЛ:

Лесной В.В. обратился в суд с иском к ОВД по Нововаршавскому муниципальному району о выплате ему денежных средств в размере 1 005 190, 46 руб. за сверхурочную работу и работу в ночное время в период прохождения им службы в должности <данные изъяты>. В обоснование иска указал, что перерывы в течение рабочего дня (смены), которые предоставляются в системе МВД в дежурных частях (Приказ ) не могут являться временем отдыха, а должны включаться в понятие ночное время с 22:00 до 06:00, так как по своему усмотрению сотрудник милиции не может использовать время перерыва (пойти домой, сходить в кинотеатр, в магазин и т.д.), поскольку указанным выше приказом ему запрещено на время обеда и отдыха покидать расположение подразделения (дежурной части). В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. Распорядка дня дежурной части ОВД, табелей учета рабочего времени никогда к ознакомлению и к подписанию ему предоставлено не было. Также считает незаконной практику составления графиков суточных дежурств с заведомой переработкой (в режиме сутки - двое) без подмены в течение дежурных суток на отдых и прием пищи, без оформления этого письменными приказами и без компенсации за переработку. Также в период ДД.ММ.ГГГГ (время его увольнения из органов внутренних дел) без письменного приказа, с устного указания начальника ОВД по Нововаршавскому муниципальному району, «свободные смены, заступающие на охрану общественного порядка», в нарушение норм, обязывающих работодателя предоставить сотруднику после сменой работы отдых 48 часов (при работе в режиме сутки - двое), в пятницу, субботу или воскресенье обязаны были выходить на охрану общественного порядка с 21-00 до 03-00. Указанное время сверхурочной работы не оплачивалось. В нарушение его трудовых прав он не был ознакомлен с условиями коллективного трудового договора, а также с табелями учета рабочего времени, ведение которых возложено на начальника штаба. По существу, оформлялись только графики дежурств, составленные с заведомой переработкой, что является грубейшим нарушением трудового законодательства РФ. Согласно прилагаемым истцом расчету недоначисленной заработной платы за сверхурочную работу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему недоплатили <данные изъяты> руб., как следует из расчета недоначисленной заработной платы за работу в ночное время за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ему недоплатили <данные изъяты> руб. Просит взыскать с Отдела внутренних дел по Нововаршавскому муниципальному району 1 005 190, 46 руб. за выполненную им сверхурочную работу в рамках его должностных обязанностей, в том числе за сверхурочную работу, выполненную в ночное время, а также за время исполнения им обязанностей <данные изъяты>, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Лесной В.В. исковое заявление поддержал в полном объеме и пояснил, что он работал <данные изъяты>, согласно ТК РФ продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. Он работал с 8 час. 30 мин. до 8 час. 30 мин. следующего дня, 24 часа, работал 2-3 дня в неделю, что превышает 40 часов в неделю. В табеле указывали 6 часов ночного времени, 2 часа не указывали, ночное время с 22 часов до 6 часов. После дежурства им не давали отдохнуть, они заступали на охрану общественного порядка на следующий день с 21 часа до 3 часов с пятницы по воскресенье, 1 раз в неделю. За несение службы по охране общественного порядка 6 часов ему не оплачивалось, с приказом не ознакомили. График выхода на охрану общественного порядка руководство оставляло в дежурной части. Просит взыскать с ОМВД по Нововаршавскому району 1 005 190 рублей 46 копеек за выполненную сверхурочную работу, в том числе за работу в ночное время, за время исполнения обязанности <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. Все расчеты приведенные в приложении к иску, которые он прилагает он сделал примерные, установить точное количество часов, которое он переработал не может. Относительно заявления представителем ответчика о применении срока исковой давности, может пояснить, что каких-либо причин пропуска данного срока у него не имеется, считает, что данный срок не пропущен, так как он узнал, что его право нарушено после увольнения. Он смотрел сеть Интернет и там увидел, что он имеет право на взыскание указанных денежных средств. Ранее о том, что его право нарушено он не знал, поэтому срок считает не пропущенным.

Представитель ответчика ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области Бернгардт В.А. иск Лесного В.В. не признала, в своем отзыве на исковое заявление Лесного В.В. и в судебном заседании пояснила, чтоОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области не признает заявленные требования в полном объеме и полагает, что в настоящее время имеются правовые основания для отказа в их удовлетворении по следующим основаниям. В обоснование своих требований истец утверждает о систематическом его привлечении в течение четырех последних лет к несению службы за пределами нормальной продолжительности служебного времени без предоставления дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации. В настоящее время имеются материалы, опровергающие позицию истца. В соответствии со ст.ст. 95, 96, 99 ТК РФ для срочного выполнения неотложных, особо важных заданий отдельные сотрудники могут быть привлечены к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе и работе в ночное время на основании письменного распоряжения или приказа     руководителя. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого сотрудника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. В соответствии с п. 14.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в Органах внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , привлечение к службе сверх установленной продолжительности рабочего времени допускается на основании письменного приказа начальника соответствующего органа внутренних дел. В соответствии с приказом УВД по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил внутреннего распорядка УВД по Омской области и подведомственных ему органов внутренних дел» учет рабочего времени, фактически отработанного каждым сотрудником в условиях сверхурочной работы, организуется руководителем подразделения органа внутренних дел и осуществляется в табеле учета рабочего времени. Согласно вышеуказанным приказам в ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области привлечение сотрудников к сверхурочной работе осуществляется на основании приказов начальника ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области, в соответствии с которым составляется предварительный график несения службы личным составом подразделения. По окончанию периода несения службы, в том числе сверхурочного, составляется табель учета рабочего времени, в котором отражается фактическое время работы каждого привлеченного к сверхурочной работе сотрудника. После этого указанные табели передаются для оплаты в бухгалтерию ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области, которая производила соответствующие выплаты. Данные обстоятельства подтверждаются табелями учета рабочего времени в ночное время, выходные и праздничные дни за период 2007-2011 г.г., ведомостями о получении истцом денежных средств в счет компенсации за работу в ночное время, выходные и праздничные дни. Согласно указанным ведомостям, предоставленным бухгалтерией ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области, истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено за работу в ночное время, выходные и праздничные дни - <данные изъяты> рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за работу в ночное время, выходные и праздничные дни- <данные изъяты> рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за работу в ночное время, выходные и праздничные дни - <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за работу в ночное время, выходные и праздничные дни - <данные изъяты> рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за работу в ночное время, выходные и праздничные дни - <данные изъяты> рубль. Кроме того, истец считает незаконной практику составления графиков суточных дежурств с заведомой переработкой (в режиме сутки-двое) без подмены в течение дежурных суток на отдых и прием пищи, без оформления этого письменными приказами и без компенсации за переработку, непредставление для ознакомления распорядка дня дежурной части ОВД, табелей учета рабочего времени. В своих требованиях истец заявляет, что графики суточных дежурств в ОМВД РФ по Нововаршавскому району составлялись с заведомой переработкой без подмены в течение дежурных суток на отдых и прием пищи, без оформления этого письменными приказами и без компенсации за переработку. На основании п. 26 Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации» прием пищи и отдых наряд дежурной смены осуществляет поочередно в помещении дежурной части. Кроме того, согласно Указания МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ работа сверх нормы часов, но в соответствии с графиком сменности (в дежурных частях) не считается сверхурочной работой. Несение службы в Дежурной части ОМВД РФ по Нововаршавскому району имеет определенную специфику, связанную с посменным характером несения службы оперативными дежурными Дежурной части ОМВД РФ. В связи с этим для соблюдения нормальной продолжительности рабочего времени начальник ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области предоставляет личному составу при необходимости дополнительное время отдыха (отгулы). В ОМВД РФ по Нововаршавскому району составляются графики несения службы личным составом нарядов дежурной смены, которые утверждаются начальником ОМВД РФ по Нововаршавскому району. График носит предварительный плановый характер и претерпевает изменения в связи с нахождением сотрудников в отпуске, освобождении по временной нетрудоспособности, подменой сотрудников. По окончании месяца на основании предварительно составленного графика несения службы скорректированного с учетом фактического времени несения службы конкретными сотрудниками, которые привлекаются к несению службы в зависимости от сложившейся оперативной обстановки, составляется табель учета рабочего времени. Только на основании этого табеля всем сотрудникам подразделения, работавшим сверхурочно, производятся денежные компенсации. В случае, если в табеле истцу не отражены какие-то дни, когда он был включен в предварительный график несения службы, то, следовательно, фактически к несению службы он не привлекался в силу отсутствия служебной необходимости. Отсутствие претензий истца по закрытии ежемесячного табеля о невключении каких-либо дней его сверхурочной работы в этот табель, свидетельствуют о согласии последнего с данными в табелях учета рабочего времени. Истцом излагаются обстоятельства того, что в период ДД.ММ.ГГГГ. без письменного приказа, с устного распоряжения начальника ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области «свободные смены, заступающие на охрану общественного порядка», в нарушение норм, обязывающих работодателя предоставить сотруднику после сменной работы отдых 48 часов (при работе в режиме сутки - двое), в пятницу, субботу или воскресенье обязаны были выходить на охрану общественного порядка с 21 - 00 часов по 03-00 часов. Указанное время сверхурочной работы не оплачивалось. В нарушение его трудовых прав он не был ознакомлен с условиями коллективного договора. Приказы о привлечении свободных смен наряда дежурной части ОМВД РФ для охраны общественного порядка и общественной безопасности начальником ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области не издавались, устные распоряжения не выносились, графики несения службы нарядами свободных смен не создавались, соответственно табели учета рабочего времени нарядами свободных смен не велись. С коллективным договором истец ознакомлен не был в виду его отсутствия в ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области. Коллективный договор имеется в УМВД России по Омской области, распространяется на работников по вольному найму, на аттестованных сотрудников ОМВД РФ по Нововаршавскому району не распространяется. Кроме всего прочего, истец просит взыскать с ОМВД по Нововаршавскому району компенсацию за время исполнения им обязанностей <данные изъяты> за период ДД.ММ.ГГГГ Так, согласно п. 18 Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации» в органах внутренних дел, где имеется изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых и не имеется штатных дежурных по ИВС, дополнительные обязанности дежурного по ИБС возлагаются на старшего заступающей смены (оперативного дежурного ОМВД). Истцу выплачивалась надбавка в размере 10% от оклада за исполнение обязанностей <данные изъяты>: оплата за период ДД.ММ.ГГГГ была произведена в ДД.ММ.ГГГГ года с условиями перерасчета выплаты, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей. Таким образом, все компенсации за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, сверхурочную работу истцу произведены. Другой сверхурочной работы, помимо оплаченной и той, за которую предоставлялись дополнительные дни отдыха, он не производил. Помимо этого, имеются правовые основания для отказа истцу в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском им срока обращения в суд, установленного статьей 392 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Причина пропуска исковой давности для обращения в суд не является уважительной. Заработная плата работникам выплачивается 20-25 числа каждого месяца, следовательно, с этого периода истец должен был узнать о нарушении своих прав. Расчетные листки выдаются в бухгалтерии при обращении за ними работника, никто не препятствовал истцу в получении его расчетных листов, с заявлением в бухгалтерию он не обращался. Таким образом, срок исковой давности необходимо исчислять с момента увольнения Лесного В.В. с органов внутренних дел, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ Уважительные причины пропуска данного срока у истца отсутствуют. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований В.В. Лесного в полном объеме.

Свидетель Л.О.А. в судебном заседании пояснила, что Лесной В.В. назначен на должность <данные изъяты> приказом начальника ОВД по Нововаршавскому району, при назначении на должность указывается оклад согласно штатному расписанию. Все доплаты регламентируются приказом МВД РФ . Начисление заработной платы состоит из базового оклада, в случае увеличения должностного оклада, учитывается коэффициент увеличения, должностного оклада, оклада за специальное звание, оплаты за выслугу лет по приказу помощника начальника отдела по работе с личным составом, за сложность, размер определяется приказом начальника ОМВД, также производятся доплаты за секретность, ежемесячное поощрение в размере должностного оклада. Лесному В.В. доплачивалось <данные изъяты> от оклада за исполнение обязанностей <данные изъяты>. Все выплаты производятся ежемесячно. Табели учета рабочего времени не ведутся, это регламентировано приказом МВД РФ. Работа в ночное время оплачивается, к нам поступают табели учета работы в ночное время, подписанные начальником штаба, оплачивали Лесному В.В. 6 часов ночного времени. По работе в сверхурочное время начальник ОМВД издает приказ о привлечении сотрудников к сверхурочному времени, подписываются графики, табели. В приказе указывается об оплате за сверхурочное время или предоставление дней отдыха. Оплачивали 6 часов ночного времени, потому что было время для отдыха.

Свидетель Л.П.В. в судебном заседании пояснил, что за время службы Лесного В.В. от него не поступало заявлений по денежным выплатам. Оперативный дежурный ОВД по Нововаршавскому району заступает на службу с 8 часов 30 минут до 8 час. 30 мин. следующего дня. Лесной В.В. не был задействован в охране общественного порядка. На смену оперативные дежурные ОВД заступали в 8 часов 30 минут. Графики дежурства по охране общественного порядка не составлялись.

Свидетель П.В.И. в судебном заседании пояснил, что он работал <данные изъяты> ОВД по Нововаршавскому району по ДД.ММ.ГГГГ Во время работы в ОВД по Нововаршавскому району нес службу по охране общественного порядка с ДД.ММ.ГГГГ до выхода на пенсию в выходные дни с 21 часов до 3 часов несли службу по охране общественного порядка. За охрану общественного порядка им не оплачивали, к отпуску дополнительные дни отдыха не предоставляли. Ночное время оплачивали 6 часов. Лесного В.В. привлекали к охране общественного порядка они вместе находились, был график дежурства ППС. Сколько раз несли службу по охране общественного порядка не помнит. После дежурства приходилось выходить на охрану общественного порядка. После дежурства ППС писали рапорты о проделанной работе, папка с рапортами находилась в дежурной части ОВД. Сколько раз осуществляли охрану общественного порядка точно не помнит, примерно 3-4 раза в месяц. Условий для отдыха в дежурной части ОВД нет, комната отдыха не оборудована. Оперативный дежурный ОВД выдавал оружие, ночью 5 раз должен посетить ИВС, расписаться в книге проверок. График работы был сутки через 2 суток в месяц 10 смен. Работали сверхурочно, конкретные числа дежурства в ППС он не помнит. Охрану общественного порядка осуществляли на основании графика. Он не помнит расписывался ли в приказе о привлечении к охране общественного порядка, и есть ли такой приказ. Составлялись табели учета рабочего времени. Он обращался с рапортами о предоставлении отгулов за сверхурочную работу, и в связи с этим ему предоставляли дополнительные дни к отпуску.

Свидетель Г.И.И. в судебном заседании пояснил, что он работал <данные изъяты> ОВД по Нововаршавскому району с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Возможности непрерывного отдыхать у оперативного дежурного не было, так как выдает табельное оружие, в КАЗ (камере административно задержанных) могли находиться задержанные, за ними необходимо постоянное наблюдение. Место для отдыха не было. В декабре 2010 года изменились условия, в комнате отдыха поставили 2 кровати. Вода находилась в ведре, потом по указанию руководства ведро убрали, приходилось ходить пить в туалет. Они не могли отдыхать. Они осуществляли охрану общественного порядка, дежурили сутки, затем на следующий день с 21 часа до 3 часов находились на охране общественного порядка. На охрану общественного порядка привлекались 3-4 раза. Вместе с ним на охрану общественного порядка привлекался Лесной В.В. 3-4 раза. К охране общественного порядка привлекали с ДД.ММ.ГГГГ до увольнения. Им поясняли, что будет издан приказ, в приказе он не расписывался. После дежурства они писали рапорты. На охрану общественного порядка ходили по указанию руководства, кто именно говорил, он не помнит, наверно начальник штаба. Графики не видел.

Приказом начальника ОВД по Нововаршавскому району Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Лесной В.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты> отдела внутренних дел по Нововаршавскому муниципальному району с ДД.ММ.ГГГГ с должностным окладом, с установлением ежемесячной надбавки за сложность напряженность и специальный режим службы в размере <данные изъяты> от должностного оклада.

Согласно ведомостям, справкам о доходах физического лица и табелям учета работы сотрудников ДЧ в ночное время предоставленным бухгалтерией ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области, истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено за работу в ночное время, выходные и праздничные дни - <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за работу в ночное время, выходные и праздничные дни- <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за работу в ночное время, выходные и праздничные дни - <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за работу в ночное время, выходные и праздничные дни - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за работу в ночное время, выходные и праздничные дни - <данные изъяты>, кроме этого Лесному В.В. выплачивалась надбавка в размере 10% от оклада за исполнение обязанностей <данные изъяты>: оплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была произведена в ДД.ММ.ГГГГ с условиями перерасчета выплаты, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>

Как видно из материалов дела, состав денежного довольствия Лесного В.В. состоит из должностного оклада, оклада за звание, за выслугу лет, за сложность, за государственную тайну, доплата за ИВС, за классность, ЕДП, ночные, 13-я зарплата, материальная помощь, районного коэффициента, продовольственного пайка.

Согласно справок представленных ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области, табеля за сверхурочную работу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в бухгалтерию Нововаршавского ОВД не поступали, выплаты за сверхурочную работу Лесному В.В. не производились, для сотрудников ОВД установлен график работы - календарный месяц без составления табелей учета рабочего времени, учет фонда оплаты труда - по месячному окладу, увеличение денежного довольствия сотрудникам Нововаршавского ОВД производилась с ДД.ММ.ГГГГ в 1,1 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,15 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,09 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,09 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,085 раза.

Как следует из денежного аттестата , Лесной В.В. удовлетворен всеми видами денежного довольствия по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты>

Согласно должностной инструкции помощника начальника отдела - оперативного дежурного ОВД по Нововаршавскому району, на должность помощника начальника отдела - оперативного дежурного назначается сотрудники из числа среднего и старшего начальствующего состава, положительно характеризующихся по службе, имеющим высшее, преимущественно юридическое образование, стаж работы в ОВД не менее 3-х лет, возраст до 40 лет. Назначение на должность и освобождение от занимаемой должности осуществляется в установленном порядке приказом начальника Нововаршавского ОВД.

Из утвержденного ДД.ММ.ГГГГ приказом УВД <адрес> штатного расписания ОВД Нововаршавского района следует что в Нововаршавском ОВД имеется 3 должности - «помощник начальника отдела - оперативный дежурный».

Согласно свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и положением об отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нововаршавскому району, ОМВД России по Нововаршавскому району, ОГРН 1025501818407, ИНН/КПП 5525004646/552501001, ОМВД России по Нововаршавскому району, является саомостоятеьным юридическим лицом, входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Управлению внутренних дел Российской Федерации по Омской области, осуществляет свою служебную деятельность, реализует задачи и функции органов внутренних дел на территории Нововаршавского района Омской области.

Как следует из трудовой книжки оформленной ДД.ММ.ГГГГ на имя Лесного В.В. <данные изъяты>., Лесной В.В. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке ОМВД РФ по Нововаршавскому району согласно приказа МВД РФ № 340 от 12.05.2006 Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности подразделений Министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы МВД РФ, графики несения службы нарядами дежурной смены уничтожаются как утратившие практическое значение. Также отсутствуют графики несения патрульно-постовой службы сотрудниками дежурных смен, так как данные графики не составлялись. Как следует из распорядка дня, график работы сутки через двое с 08.30 часов до 08.30 часов, оперативный дежурный: прием пищи обед с 12.00-13.00, ужин с 20.00-21.00, отдых 22.00-02.00. помощник оперативного дежурного: прием пищи обед с 13.00-14.00, ужин с 21.00-22.00, отдых 02.00-06.00. согласно п. 26 приказа МВД РФ № 174 от 26.02.2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел РФ» прием пищи и отдых дежурной смены осуществляется по очереди в помещении дежурной части.

Приказом начальника УВД по Омской области № 1077 от 31.12.2009 утверждены Правила внутреннего распорядка УВД по Омской области и подведомственных ему органов внутренних дел, п.14.5 которых предусматривает право сотрудников органов внутренних дел на отдых, обеспечиваемый соблюдением установленной законом продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней.

Согласно представленным истцом графиков свободных смен, заступающих на охрану общественного порядка, утвержденных начальником ОВД ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, фамилия истца содержится в списках работников, как лица, привлечение которого запланировано к выполнению данной работы на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. При этом, в печатном тексте графика от ДД.ММ.ГГГГ в одном случае от руки сделано неоговоренное исправление фамилии работника ОВД на фамилию истца, в графике от ДД.ММ.ГГГГ от руки сделана неоговоренная пометка о времени заступления свободных смен на охрану общественного порядка «с 21.00 до 03.00».

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 № 1026-1 милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, изданными в пределах их полномочий.

В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории РФ в соответствии с законодательством РФ.

Федеральным Законом от 17 июля 1999 № 177-ФЗ «О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции» установлено, что до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 N 4202-1, в части, не противоречащей Закону РФ «О милиции».

Таким образом, служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными нормативными актами - Законом РФ от 18 апреля 1991 «О милиции» и Положением о службе в органах внутренних дел РФ. Законодательство РФ о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса РФ по аналогии.

Представителем ответчиком по данному делу заявлено ходатайство о применении срока исковой давности. Пунктом 2 ст. 199 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Согласно ст. 392 ТК РФ срок для обращения работника в суд по другим (кроме увольнения и т.п.) индивидуальным трудовым спорам - три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении его права. Часть первая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по сути, регулирует условия, порядок и сроки реализации конституционного нрава на труд применительно к делам об оплате труда. Предусмотренный ею трехмесячный срок является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством Российской Федерации. Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право па своевременную оплату труда, и является достаточным для обращения в суд.

Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Из смысла приведенной нормы следует, что закон связывает Применение последствий пропуска срока обращения в суд с моментом, когда истцу стало известно нарушении своего права.

Как установлено в судебном заседании исковые требования Лесного В.В. касаются только размера оплаты труда. Исходя из предмета иска и положений части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации о предполагаемом нарушении своего права на получение заработной платы в большем размере истец должен был узнать в момент получения расчетного листка и выплаты заработной платы за соответствующий месяц и с этого момента в установленный срок обратиться с иском в суд.

Заработная плата в ОМВД по Нововаршавскому району Омской области выплачивалась ежемесячно с 20 по 25 число, в соответствии с п. 7 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденного Приказа МВД РФ от 14.12.2009 года № 750.

Как усматривается из материалов дела, в спорный период истцу заработная плата начислялась своевременно, из расчетно-платежных ведомостей он узнавал каким образом с ними производился расчет, соответственно тогда же ему стало известно о нарушении его прав, но в суд с иском он обратился только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока по периоду до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, утверждение истца о том, что о нарушенном праве ему стало известно после увольнения, при изучении сети Интернет, признается судом безосновательным. Иные причины в обоснование уважительности пропуска названного срока истцом не приведены. Судом также не установлено каких-либо уважительных причин пропуска срока, которые бы создавали серьезные препятствия (например, болезнь, беспомощное состояние и другие), препятствовавшие подаче искового заявления.

С учетом изложенного, следует признать пропущенным срок обращения Лесного В.В. в суд за защитой своих нарушенных прав по оплате его труда, за исключением оплаты труда за ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку денежные выплаты, в связи с увольнением истца, как установлено в судебном заседании, производились в том числе ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лесного В.В. в части оплаты труда, в том числе за сверхурочное и ночное время, по ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат, в связи с пропуском установленного законом срока обращения в суд.

Относительно оплаты труда истца за ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему. Истец не согласен с оплатой своего труда, в связи с тем, что он работал <данные изъяты>, заступая на 24 часа (сутки) с 8 часов 30 минут и до следующего дня 8 часов 30 минут, сутки через двое. При этом, он не мог полноценно отдохнуть, принять пищу, сходить в кинотеатр, магазин и т.д. Кроме того, он задерживался для сдачи дежурства следующей смене, примерно на час, что должно быть оплачено. Также считает, что ему должна быть оплачена работа за то, что он привлекался к охране общественного порядка каждый раз на следующий день после рабочей смены с 21 часа до 3 часов ночи; во время своих смен каждый раз дежурил в ИВС.

Указанные исковые требования Лесного В.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

На основании представленных суду доказательств суд приходит к выводу, что в судебном заседании факт привлечения истца к охране общественного порядка, не нашел своего подтверждения. Так, сам истец не указал конкретно в какие дни он привлекался для выполнения данной работы, свидетели, допрошенные судом (по ходатайству истца), также не смогли дать убедительных показаний о том, что истец привлекался к охране общественного порядка. Допрошенные свидетели П.В.И. и Г.И.И. работали в ОМВД по Нововаршавскому району Омской области до ДД.ММ.ГГГГ.

Относительно представленных истцом графиков заступления свободных смен на охрану общественного порядка на ДД.ММ.ГГГГ., суд считает, что само по себе пребывание истца на рабочем месте в указанные в графиках периоды, не свидетельствует о том, что Лесной привлекался к исполнению служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Привлечение сотрудников к сверхурочной работе осуществляется на основании приказов начальника ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области, в соответствии с которым составляется предварительный график несения службы личным составом подразделения. По окончанию периода несения службы, в том числе сверхурочного, составляется табель учета рабочего времени, в котором отражается фактическое время работы каждого привлеченного к сверхурочной работе сотрудника. После этого указанные табели передаются для оплаты в бухгалтерию ОМВД РФ по Нововаршавскому району Омской области, которая производит соответствующие выплаты. Данные обстоятельства подтверждаются табелями учета рабочего времени в ночное время, выходные и праздничные дни за период ДД.ММ.ГГГГ., ведомостями о получении истцом денежных средств в счет компенсации за работу в ночное время, выходные и праздничные дни. Как установлено в судебном заседании, приказов о привлечении Лесного В.В. к выполнению работы по охране общественного порядка не издавалось и табеля учета рабочего времени не составлялись.

Статьей 97 ТК РФ предусмотрено, что работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором: для сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ); либо если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня, то есть имеет особый режим работы (ст. 101 ТК РФ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.

Статей 2 Закона предусмотрено, что задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Статьей 9 Закона «О милиции» предусмотрено, что основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Обязанности милиции предусмотрены ст. 10 данного закона. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О милиции» обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников милиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.

Из смысла приведенных выше норм Закона РФ «О милиции», что сотрудники органов внутренних дел проходят особый вид государственной службы, предполагающий привлечение к выполнению служебных задач во внеслужебное время, что учтено законодателем в ст. 22 Закона «О милиции» (оплата труда сотрудников милиции), согласно которой виды и размеры денежного довольствия сотрудников милиции устанавливаются Правительством РФ и должны обеспечивать достаточные материальные предпосылки для комплектования кадров милиции на конкурсной основе, учитывать характер и условия службы.

Анализ приведенных норм позволяет суду прийти к выводу о том, что, исходя из возложенных на милицию задач и обязанностей, применительно к положениям ст. 101 ТК РФ, служба в органах внутренних дел носит ненормированный характер, так как изначально предполагает особый режим работы, при котором сотрудники ОВД могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Изложенное выше также подтверждается положениями ст. 20 Закона РФ «О милиции», согласно которой для сотрудников милиции устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. Здесь же указано, что при необходимости сотрудники милиции могут быть привлечены к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

Порядок оплаты сверхурочной работы отдельно предусмотрен в ст. 22 Закона, согласно которой за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что согласно Федеральному Закону № 78-ФЗ от 30 июня 2002 года «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» денежное довольствие сотрудников ОВД включает в себя дополнительные выплаты.

В соответствии с положениями ст. 1 Закона, дополнительные выплаты сотрудникам состоят из, в частности, дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности (истцу была установлена надбавка в максимальном размере, то есть 120 %).

Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Оплата труда сотрудников ОВД регулируется Положением о денежном довольствии сотрудников ОВД РФ, утвержденным приказом МВД РФ от 14 декабря 2009 № 960, Раздел 24 которого предусматривает компенсационные выплаты за работу, выполняемую сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа), в выходные и праздничные дни.

Согласно Разделу 4 вышеуказанного Положения, утвержденного приказом МВД РФ № 960 от 14 декабря 2009 (пункты 25-29), сотрудникам ОВД изначально с момента присвоения первого специального звания устанавливается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы, которая выплачивается в размере до 120 процентов должностного оклада. Размер надбавки устанавливается дифференцированно в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы.

В случае изменения условий, являющихся основанием для назначения надбавки, ее размер может быть изменен путем издания соответствующего приказа.

Таким образом, указанная надбавка устанавливается всем сотрудникам милиции с момента присвоения специального звания, что также свидетельствует о прохождении сотрудниками ОВД особого вида государственной службы, имеющий специальный режим.

В соответствии со ст.ст. 95, 96, 99 Трудового Кодекса РФ для срочного выполнения неотложных, особо важных заданий отдельные сотрудники могут быть привлечены к работе в выходные и праздничные дни к сверхурочной работе и работе в ночное время на основании письменного распоряжения или приказа руководителя. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого сотрудника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

В соответствии с п. 14.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 № 1038, привлечение к службе сверх установленной продолжительности рабочего времени допускается на основании письменного приказа начальника соответствующего органа внутренних дел.

В соответствии с приказом УВД по Омской области от 31 декабря 2009 № 1077 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка УВД по Омской области и подведомственных ему органов внутренних дел» учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником в условиях сверхурочной работы, организуется руководителем подразделения органа внутренних дел и осуществляется в табеле учета рабочего времени.

Суд учитывает, что за ненормированный график работы, специфика которого определяется тем, что восьмичасовой рабочий день не всегда может быть соблюден, сотрудникам органов внутренних дел устанавливается и выплачивается надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы. Выплачивалась указанная надбавка и истцу в размере <данные изъяты> от должностного оклада, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Таким образом, в судебном заседании факт привлечения Лесного В.В. к работе в выходные и праздничные нерабочие дни в указанные им периоды в судебном заседании не установлен. Суд считает, что периодическое время нахождения истца на службе за пределами рабочего времени охватывается рамками ненормированного рабочего дня - особого режима работы, что предусмотрено при оплате труда сотрудника милиции, учитывающей согласно ст. 22 Закона РФ «О милиции» характер и условия службы сотрудников милиции.

Исковые требования Лесного, связанные с его нахождением в помещении дежурной части в течение дежурств, удовлетворению также не подлежат, потому как, на основании п.26 Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации» прием пищи и отдых наряд дежурной смены осуществляет поочередно в помещении дежурной части. Довод истца о том, что за ночное время работодатель ему должен был оплатить 8 часов, вместо 6, а также о том, что он дежурил сутки через двое, с заведомой переработкой установленных 40 часов в неделю, также подлежат отклонению, поскольку, в судебном заседании установлено, что временем отдыха дежурного по ОВД, согласно графику работы являются 4 часа ночного времени - с 22 часов до 2 часов ночи, при этом, дежурство в соответствии с утвержденным графиком в режиме - сутки через двое, сверх нормы часов, но в соответствии с графиком сменности (в дежурных частях) сверхурочной работой не является.

Рассматривая исковые требования о компенсации за время исполнения им обязанностей <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., суд приходит к следующему, согласно п. 18 Приказа МВД РФ от 26.02.2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации» в органах внутренних дел<данные изъяты> Судом установлено и не оспаривается сторонами, что за данные обязанности Лесному В.В. выплачивалась надбавка в размере 10% от оклада за исполнение обязанностей <данные изъяты>. Таким образом, данные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований Лесного В.В. к Отделу МВД по Нововаршавскому муниципальному району Омской области о взыскании денежных средств за сверхурочную работу и работу в ночное время - отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи кассационной жалобы в Нововаршавский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                  Решение изменено кассационным определением Омского областного суда, направлено на новое рассмотрение

Мотивированное решение изготовлено 27.07.2011 года