Дело № 2-49/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Вагнер А.В., с участием прокурора Карачинцевой Т.Г., представителей заинтересованного лица – администрации Нововаршавского муниципального района Омской области Рачинской О.Н. и Семичева А.И., рассмотрев 02.02.2012 в открытом судебном заседании в р.п. Нововаршавка Омской области гражданское дело по заявлению прокурора Нововаршавского района Омской области к администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области об обязании предоставить установленные законодательством необходимые сведения о территориальных зонах Нововаршавского городского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нововаршавского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, в котором просил обязать орган местного самоуправления предоставить установленные законодательством необходимые сведения о территориальных зонах Нововаршавского городского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. В обоснование заявления указал, что в ходе проверки соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства Нововаршавским городским поселением Нововаршавского муниципального района Омской области установлено, что выписки из раздела Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета депутатов Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области № 138 от 20.02.2009, определяющие границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон, перечни видов разрешенного использования земельных участков, либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден, в межрайонный отдел № 3 ФБУ «Кадастровая палата по омской области» не предоставлялись. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится утверждение правил землепользования и застройки – документа градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения. В силу ст. 10 вышеназванного закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, в том числе наименования органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, реквизиты решений органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений. Однако, в нарушение указанных норм закона администрацией Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области документы, содержащие сведения о территориальных зонах поселения, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области до настоящего времени не предоставлены. Непредставлением органа местного самоуправления документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости, нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц на получение достоверных сведений о территориальном делении и границах территориальных зон сельского поселения, правах муниципального образования на земельные участки, видах разрешенного использования земельных участков.
В судебном заседании прокурор Карачинцева Т.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме и указала, что прокуратурой района на территории Нововаршавского района Омской области проведена проверка соблюдения действующего градостроительного и земельного законодательства. Проверкой было установлено, что органом местного самоуправления на момент проверки и в настоящее время не предоставлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области документы в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», содержащие сведения о территориальных зонах поселения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости, чем существенно нарушаются права неопределенного круга лиц, предусмотренные Конституцией РФ на получение достоверных сведений о территориальном делении и границах территориальных зон сельского поселения, правах муниципального образования на земельные участки, видах разрешенного использования земельных участков
Представитель заинтересованного лица администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области – Шульга А.Н. в судебном заседании заявленные прокурором требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве от 02.02.2012 исх. № 30. Пояснил, что администрацией Нововаршавского городского поселения до настоящего времени не разработаны и не установлены индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон, что предусмотрено ст. 10 Федерального закона № 221-ФЗ. Когда утверждалось соглашение о передаче полномочий между администрациями Нововаршавского городского поселения и администрацией Нововаршавского муниципального района (решение Совета Нововаршавского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) в п. 3 ст. 1 Соглашения о передаче полномочий ошибочно указано право муниципального района утверждать правила землепользования и застройки, имелось в виду полномочие по разработке проекта указанных правил, а их утверждение является полномочием органов местного самоуправления городского поселения. Правила землепользования и застройки Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области были утверждены решением Совета депутатов Нововаршавского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представители заинтересованного лица - администрации Нововаршавского муниципального района Омской области Рачинская О.Н., Семичев А.И. в судебном заседании пояснили, что требование прокурора выполнено быть не может по следующим причинам. Органами местного самоуправления поселений, в том числе Нововаршавского городского поселения, и органами местного самоуправления муниципального района в 2006 году заключены соглашения о передаче полномочий муниципальному району по разработке проекта правил землепользования и застройки территорий. Такие правила были приняты органами местного самоуправления поселений в 2009 году. Отметили, что указание в данном соглашении на полномочие органа местного самоуправления муниципального района утверждать правила землепользования и застройки территорий было указано ошибочно, поскольку имелось в виду право муниципального района разрабатывать проект данных правил, так как в противном случае это противоречит требованиям Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 о принадлежности полномочия органам местного самоуправления поселения. Также указали, что в настоящее время не могут быть предоставлены полные сведения в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку фактически индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) территориальных зон, описание местоположения границ таких зон отсутствуют в органах местного самоуправления поселений. Причиной тому является отсутствие достаточных денежных средств для выполнения этой работы.
Согласно ст. 3 Устава Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельского поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов (капитального строительства), расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений, резервирование и путем выкупа, земельных участков в границах сельского поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Правилами землепользования и застройки Нововаршавского городского поселения, утвержденными решением Совета депутатов поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены основы градостроительной деятельности, а также выделены территориальные зоны поселения.
Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ начальника межрайонного отдела № 3 ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области следует, что выписки из раздела Правил землепользования и застройки, определяющие границы и содержание территориальных зон, перечни видов разрешенного использования земельных участков, либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден, органами местного самоуправления муниципальных образований Нововаршавского муниципального района не предоставлялись.
Исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ и п. 3 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч.3 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
В ст. 10 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах входят: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений.
Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
В силу пункта 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 618 орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Решением Совета депутатов Нововаршавского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки поселения, в которых содержатся сведения об установлении территориальных зон и видах разрешенного использования земельных участков, входящих в состав таких зон.
С учетом изложенного, администрация Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области была обязана предоставить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах Нововаршавского городского поселения.
Однако, данная обязанность администрацией Нововаршавского городского поселения по состоянию на 02.02.2012 не выполнена.
Указанное положение нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ на получение достоверных сведений о территориальном делении и границах территориальных зон сельского поселения, правах муниципального образования на земельные участки, видах разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, не может быть принят во внимание довод представителя заинтересованного лица о том, что Правилами землепользования и застройки не предусмотрены нормы, устанавливающие или изменяющие территориальные зоны, а также не определены границы таких зон из-за отсутствия документов территориального планирования (генерального плана), поскольку указанными Правилами (глава 4) указанные зоны установлены, но при этом не определены географические координаты данных зон, что связано с отсутствием денежных средств в местном бюджете поселения.
Доводы представителей заинтересованных лиц – администраций Нововаршавского городского поселения и Нововаршавского муниципального района Омской области об отсутствии финансирования для выполнения работ по установлению индивидуальных обозначений (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) территориальных зон, описанию местоположения границ таких зон (подп. 1, 2 абз. 1 ст. 10 Федерального закона № 221-ФЗ) судом не принимаются во внимание, так как данное обстоятельство не может служить основанием для невыполнения публичной обязанности органа местного самоуправления.
При этом суд учитывает, что бездействием органа местного самоуправления, вызванным субъективными причинами, нарушаются права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.
Таким образом, с учетом изложенного, принимая во внимание, что суд по делам, возникающим из публичных правоотношений, не связан основаниями и доводами заявленных требований (п. 3 ст. 246 ГПК РФ), с учетом предмета заявленных прокурором требований, за пределы которого суд не может выйти, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора.
При разрешении заявленного прокурором Нововаршавского района Омской области требования о взыскании государственной пошлины, суд исходит из положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которой органы местного самоуправления, участвующие в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Нововаршавского района Омской области к администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в части непредставления документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о территориальных зонах Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, незаконным.
Обязать администрацию Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области предоставить установленные законодательством сведения о территориальных зонах Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области.
Судья Решение вступило в законную силу 06.03.2012