Решение по делу №2-73/2012 по иску вакульчик Е.В. к ГУ-УПФР о назначении досрочно трудовой пенсии по старости как пед.работнику



Дело № 2-73/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нововаршавский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., с участием представителя ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области Симоновой О.И., при секретаре судебного заседания Александровой Е.Д., рассмотрев 05.04.2012 в открытом судебном заседании в р.п. Нововаршавка, Омской области гражданское дело по исковому заявлению Вакульчик Е.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

    В Нововаршавский районный суд Омской области обратилась Вакульчик Е.В. с исковым заявлением к ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области, в котором просила отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении в специальный трудовой стаж периодов с 08.02.1982 по 28.02.1982, с 01.03.1982 по 28.06.1983, с 01.11.1999 по 31.12.2000, с 01.01.2001 по настоящее время, досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 17.08.2009. В Обоснование иска указала, что решением ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области от 06.10.2009 истице было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Со ссылкой на постановление Конституционного Суда РФ № 2-П, п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 полагает подлежащим включению в специальный трудовой стаж периода работы в должности преподавателя в детской музыкальной школе <адрес> с 08.02.1982 по 28.02.1982, а также следующего непосредственно за ним времени обучения в <данные изъяты> училище с 01.03.1982 по 28.06.1983, периода работы в <данные изъяты> школе искусств с 01.11.1999 по 31.12.2000. С учетом указанных периодов специальный стаж Вакульчик Е.В. по состоянию на 01.01.2001 составляет более 16 лет 8 месяцев, в связи с чем все последующие периоды ее педагогической деятельности в совокупности с предыдущими на момент обращения к ответчику составляли более 25 лет стажа, что являлось основанием для досрочного назначения пенсии по старости.

    В судебном заседании истица заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснила, что 17.08.2009 при обращении в ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области документов о работе в детской музыкальной школе <адрес> с 08.02.1982 по 28.02.1982 не представляла, а трудовая книжка при приеме ее на работу в 1982 году не заводилась. При этом после 17.08.2009 обращалась к представителю ответчика в устной форме по поводу включения указанных в иске спорных периодов в специальный трудовой стаж, однако ей было также в устной форме отказано в этом. Добавила, что период работы в должности преподавателя в детской музыкальной школе <адрес> с 08.02.1982 по 28.02.1982 не являлся для истицы производственной практикой, поскольку практику они проходили непосредственно в <данные изъяты> музыкальном училище. От взыскания расходов по уплате государственной пошлины истца отказалась.

    Представитель ответчика Симонова О.И. с иском Вакульчик Е.В. не согласилась, в обоснование своих доводов представила отзыв начальника ГУ УПФР в Нововаршавском районе на исковое заявление.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Новикова И.Г. с исковыми требованиями согласилась, просила суд удовлетворить иск в полном объеме. Пояснила, что в спорный период с 01.11.1999 по 31.12.2000, как и во все остальное время, <данные изъяты> школа искусств осуществляла обучение детей, занимаясь тем самым педагогической деятельностью.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истицей требований.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из представленных в деле материалов следует, что по состоянию на момент обращения истицы в ГУ УПФР по Нововаршавскому району Омской области (17.08.2009) имелись законные основания для назначения Вакульчик Е.В. досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Так, в спорные периоды трудовой деятельности и учебы истицы действовало постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения», согласно абз. 5 п. 2 которого в педагогический стаж учителей засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данное постановление утратило силу 01.10.1993.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

    Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть1),18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего правового статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Указанным Постановлением Конституционного Суда РФ установлено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично)».

С учетом изложенного, время обучения истицы в Барабинском музыкальном училище с 01.03.1982 по 28.06.1983 подлежит включению в специальный стаж Вакульчик Е.В. в соответствии с абз. 5 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» (далее – Положение), поскольку данному периоду непосредственно предшествовала (работа преподавателем в детской музыкальной школе <адрес> с 08.02.1982 по 28.02.1982) и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (работа преподавателем в Венгеровской детской музыкальной школе с 01.08.1983).

Доводы ответчика против указанного требования истицы о том, что педагогическая деятельность должна предшествовать всему периоду учебы в педагогическом учебном заведении (то есть до поступления в учебное заведение) судом не принимаются во внимание, поскольку основаны на неверном толковании нормы права, содержащейся в абз. 5 п. 2 Положения.

В частности, указанная норма по своему смыслу не связывает понятие «время обучения», тем самым ограничивая его определенными рамками, с периодом обучения в педагогическом учебном заведении с момента поступления в него до момента его окончания.

Более того, истица не требует включения в ее педагогический стаж всего периода обучения в <данные изъяты> музыкальном училище, ограничивая свои требования только периодом времени, который непосредственно следует за периодом работы преподавателем в детской музыкальной школе <адрес>.

Факты работы истицы преподавателем в музыкальной школе <адрес>, учебы в педагогическом учебном заведении (<данные изъяты> музыкальная школа <адрес>) подтверждены материалами дела (выпиской из приказа о приеме истицы на работу, копией лицевого счета, копией диплома), данные обстоятельства, а также представленные в их обоснование доказательства представителем ответчика не оспаривались.

Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781) работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

В силу п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Список). При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

В п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка предусмотрена должность преподавателя, в п. 2 раздела "Наименования учреждений" - учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), в том числе детская школа искусств.

Судом установлено, что истица в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 работала в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования <данные изъяты> школа искусств, а с 09.04.2001 – в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования <данные изъяты> детская школа искусств (в настоящее время работает в должности преподавателя МБОУ ДОД «<данные изъяты>»).

Доводы истца о том, что наименование учреждения <данные изъяты> школа искусств не соответствует (отсутствует слово «детская») наименованию учреждений, предусмотренных Списком, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 1.3 Устава муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования <данные изъяты> школа искусств, а также в соответствии с п. 1.3 Устава муниципального образовательного учреждения дополнительного образования <данные изъяты> детская школа искусств, учреждение является внешкольным учебно-воспитательным учреждением, которое создано в соответствии с с законодательством РФ об образовании для целенаправленного обучения детей и подростков различным видам искусств.

Следовательно, период работы истицы с 01.11.1999 по 31.12.2000 в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования <данные изъяты> школа искусств подлежит включению в ее специальный трудовой стаж.

Принимая во внимание, что по состоянию на 01.01.2001 специальный трудовой стаж истицы составляет более 16 лет 8 месяцев, а также то, что Вакульчик Е.В. работала в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, согласно требованиям п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781) период работы истицы с 01.01.2001 подлежит включению в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Из материалов пенсионного дела Вакульчик Е.В. следует, что заявление ей было подано в ГУ УПФР в Нововаршавском районе 17.08.2009, в связи с чем в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия истице должна быть назначена с 17.08.2009.

Таким образом, с учетом изложенного, требования Вакульчик Е.В. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Вакульчик Е.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области от 06.10.2009 № 1191 об отказе в назначении Вакульчик Е.В. трудовой пенсии по старости.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Вакульчик Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, периоды работы:

с 08.02.1982 по 28.02.1982 – работа преподавателем в музыкальной школе <адрес>,

с 01.03.1982 по 28.06.1983 – время обучения в <данные изъяты> музыкальном училище <адрес>,

с 01.11.1999 по 31.12.2000 – работа преподавателем в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования <данные изъяты> школа искусств,

с 01.01.2001 по 17.08.2009 - работа преподавателем в МБОУ ДОД «<данные изъяты> детская школа искусств».

Признать за Вакульчик Е.В. право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязать ГУ УПФР РФ в Нововаршавском районе Омской области назначить Вакульчик Е.В. пенсию по старости с момента ее обращения - с 17.08.2009.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области.

Судья      Решение было обжаловано в Обл.суде, оставлено без изменения, вступило в силу 30.05.2012

Решение изготовлено в окончательной форме 09.04.2012